В России не осталось вратарей для сборной — все уехали в Америку. На Евротур вызвали Бердина, а он сразу подвел СКА
Все последние годы мы только и слышим, что о расцвете российской вратарской школы. Три «Везины» за восемь лет. Чисто российский финал Кубка Стэнли. А в новом сезоне в НХЛ будет уже восемь голкиперов из нашей страны! Причем практически у всех есть шанс стать первым номером своей команды. В общем, если это не доминирование, то что? Завидуя финнам, которые не так давно ставили производство топ-вратарей на поток, мы незаметно сами стали хедлайнерами вратарского ремесла. Но есть один нюанс.
Гордясь тем, что российская вратарская школа стала известна и уважаема во всем мире, мы в России вдруг остались у разбитого корыта. Вдруг выяснилось, что на чемпионате мира, где бы он ни состоялся, наиболее проблемной позицией может стать… вратарская. Казалось бы, до главного турнира года еще далеко, но состав сборной на домашний этап Евротура довольно четко моделирует то, с чем столкнется Валерий Брагин в мае. Наставнику национальной команды приходится выбирать не лучших из лучших, а лучших из худших.
Так что же случилось с российскими вратарями в КХЛ? Здесь настолько широкий спектр проблем, что при всем желании не обобщить.
— Игорь Бобков стал жертвой конкуренции с только-только приобретенным чехом Шимоном Грубецом.
— Эмиль Гарипов не играл в официальных матчах больше месяца.
— Тимур Билялов много пропустил из-за травм и не вышел на прошлогодний уровень.
— Иван Бочаров не прогрессирует.
— Илья Коновалов сидит под канадцем Паскуале.
— Александру Еременко — 40 лет
— Василию Кошечкину — 37 лет.
Можно, конечно, вспомнить о Евгении Аликине из «Амура», но он, по сути, не играл нигде за пределами хабаровского клуба. А значит, не привык бороться за хоть сколько-нибудь высокие места. Неплохая статистика у Александра Шарыченкова, но вызвана она исключительно тем, что играет он в образцовой системе ЦСКА. Можно было вызвать молодого уфимца Даниила Тарасова, но лишь на роль третьего номера. Тут ему предпочли Федотова. Ну а Ярослав Аскаров, как известно, занят в молодежной сборной России, вместе с которой готовится к чемпионату мира в Канаде.
Вот и получается, что итоговый выбор тренерского штаба сборной России не такой уж абсурдный, как может показаться на первый взгляд. Хотя и здесь уйма вопросов и сомнений. Иван Федотов — даже не первый номер «Трактора». В двух последних матчах он пропускал по четыре шайбы от СКА и «Нефтехимика», а еще три — от «Автомобилиста». Не многим лучше обстоят дела у его коллег по амплуа из базового клуба сборной.
Александр Самонов получил вызов в сборную, сыграв всего 6 (!) игр в сезоне, в которых одержал три победы. Причем у него не было ни одного матча на ноль, а меньше двух шайб вратарь национальной команды пропустил только в игре с молодежным составом «Нефтехимика». Если задуматься, то на его фоне отсутствие игровой практики у Гарипова и неважная форма Билялова уже не кажутся преградами перед вызовом в сборную.
Ну а отдельная песня — это Михаил Бердин. Когда он только-только прибыл в Санкт-Петербург, доводилось слышать, что в СКА и сборной на него рассчитывают с прицелом на чемпионат мира. Молодой, высокий, блестяще играющий клюшкой. Казалось, что вот-вот он пробьется в основной состав «Виннипега». А сделать это раньше мешали сильные конкуренты во главе с новоявленным обладателем «Везины» Коннором Халлебайком. Но…
Реальность оказалась менее красочной. Бердина бросили в пекло в тот момент, когда почти весь основной состав СКА слег с ковидом. И, когда самый молодой состав в лиге пропускал, на это закрывали глаза. Не обращали внимания и на огрехи в игре арендованного вратаря. Но чем дальше, тем четче вырисовывалась главная проблема Михаила. Больно уж часто шайба залетела ему под блин. Да и в принципе прямых бросков Бердин пропускал больше, чем ждешь от вратаря его статуса. Апофеозом стал матч с рижским «Динамо». Играя против худшей команды лиги, он пропустил три шайбы, две из которых вполне мог потащить.
Иронично, что такой нелицеприятный перформанс Бердин выдал спустя всего несколько часов после объявления состава на Кубок Первого канала. По сути, подставив тем самым штаб сборной, который ему доверился. Впрочем, стоит ли винить Михаила? Разве Брагин, Ротенберг и другие люди, принимавшие это решение, не видели, как часто 22-летнего вратаря ставят в тупик прямые открытые броски? Игра с рижанами — не исключение, а скорее подтверждение правила. Нечто подобного нам стоит ждать и в матчах со шведами, финнами и чехами.
Впрочем, вызови в сборную не Бердина, а Бобкова, не Самонова, а Гарипова — вопросы были примерно такими же. Разве что в протекции со стороны СКА никто бы руководство сборной не заподозрил. Комплектование вратарской бригады на домашний этап Евротура изначально выглядел как безвыигрышная лотерея. И мы от такого, прямо скажем, успели отвыкнуть.
На протяжении пяти лет вратарем № 1 для внутреннего пользования был Илья Сорокин. Он объездил все этапы Евротура, чемпионаты мира и даже заглянул на Олимпиаду. А на протяжении почти всего этого времени конкуренцию ему составлял Игорь Шестеркин. Эта парочка не только оставляла простор для выбора, но и нехило зарубалась между собой. У тренеров сборной не болела голова насчет того, кто будет первым и вторым вратарем. Оставалось только подобрать кандидата на роль «туриста». Сорокин с Шестеркиным и в Пхенчхан поехали вместе. Правда, за спиной двухметрового Кошечкина.
Прошла всего пара лет, а Сорокин и Шестеркин стали соседями по Нью-Йорку. Кошечкин не становится моложе и уже не выглядит той стеной, что прежде. Вроде бы естественный процесс: одни идут наверх по карьерной лестнице, а другие — на пенсию. Но то, что это происходит синхронно, а смена в виде того же Аскарова еще только-только пробивается сквозь асфальт, создает проблемы тренерам сборной. Востребованность наших голкиперов в НХЛ, то есть на главном мировом рынке, делает нищим рынок внутренний. И если на Евротуре этого можно будет и не заметить, то чемпионат мира без энхаэловских вратарей сулит нам почти гарантированный провал.