Трагическая история русского хоккеиста Ляшенко. Играл с Буре, брал золото молодежного ЧМ и ушел из жизни в 24 года
Долго время казалось, что карьера Романа Ляшенко складывалась по идеальному сценарию. В 17 лет родившийся в Мурманске форвард дебютировал в основе ярославского «Локомотива». В 42 матчах сезона-1997-98 он набрал 12 очков, затем отметился 3 голами в плей-офф и выиграл звание чемпиона России. Когда-то отказавшиеся от Ляшенко «Спартак» и ЦСКА уже в тот момент должны были сильно расстроиться. Нет, Роман не был суперталантом, зато с работоспособностью и дисциплиной у него уже в таком юном возрасте был полный порядок, а тренер Петр Воробьев эти качества всегда очень ценил.
«По большому счету тот успех я расценил как аванс на будущее. Да, Воробьев доверял молодым — мне, Антипову Власенкову, Швидкому, но, естественно, не настолько, чтобы мы могли кого-то потеснить из первых трех троек».
В том же 1997-м на Ляшенко обратили внимание в молодежной сборной России. Там успех пришел не с первой попытки, зато история получилась красивой — на первенство планеты U20 Роман ездил три раза, поочередно выиграв бронзу, серебро и золото. Взять титул удалось на канадской земле, обыграв в финале хозяев турнира — просто сказочный сюжет. Ну а Ляшенко после решающего матча пришлось поменять имидж:
«Накануне финального матча вся российская сборная испытывала колоссальное напряжение. Мы же с Мишей Доникой, чтобы хоть как-то его снять, пообещали, что, если выиграем, тут же перекрасим волосы в желтый цвет. В Виннипеге играла сильная сборная Словакии. У всех ее хоккеистов были крашеные волосы. Видимо, Доника именно на них и равнялся. Вообще же, честно говоря, все это было придумано для того, чтобы немного подурачиться».
А каким получился дебютный сезон Ляшенко в НХЛ — просто шик! 20-летний россиянин сходу отыграл 58 матчей за «Даллас» в регулярке, рядом с Майком Модано, Сергеем Зубовым и другими суперзвездами. А затем помог команде дойти до финала плей-офф, где она уступила «Нью-Джерси». Причем, помог самым непосредственным образом — именно гол Ляшенко стал победным для «Старз» в 7 матче финала Запада против «Колорадо».
Много Ляшенко играл за «Даллас» и в следующем сезоне, но это не помешало клубу из Техаса уже в следующем чемпионате обменять русского нападающего в «Рейнджерс». Казалось, Роману и тут повезло — он оказался в команде почти параллельно с Павлом Буре, многие о таком только мечтают:
«Мы чуть ли ни одновременно в марте 2002-го перешли в «Рейнджерс»: я — из «Флориды», он — из «Далласа». В таких случаях новичков на выезде селят в одном номере. Роме тогда было 22 года. Он у меня сразу вызвал симпатию — скромный, хороший парень с отличным чувством юмора. Вместе ходили на обеды и ужины, я его возил на тренировки, на загородную базу», — рассказывал Буре.
За два сезона в Нью-Йорке Роман сыграл за первую команду только 17 матчей, в основном обитая в фарм-клубе. Правда, это не помешало ему съездить на взрослый чемпионат мира — 2002, где сборная России очень неожиданно добралась до серебра. Через год после этого успеха у Ляшенко появились варианты с возвращением на родину — его звали «Лада» и «Локомотив». Все оборвалось в один день. 7 июля 2003 года хоккеист был найден мертвым в номере отеля в Анталье, где он отдыхал со своими матерью и сестрой.
Турецкие власти объявили официальной версией смерти самоубийство, пошли слухи, что в прощальной записке Ляшенко рассказал о наличии у него СПИДа. Эту версию опровергла менеджер отеля Атилла Боскурт:
«Мы нашли записку, написанную его рукой. Он просил у кого-то прощения, но не за то, что был болен СПИДом, как говорили в новостях, — он писал, что тяжело болен какой-то другой болезнью. Именно поэтому мы отправили его тело не в местный, а в столичный госпиталь, там провели все необходимые обследования, но никаких следов инфекции не обнаружили».
В итоге, даже спустя 17 лет смерть Ляшенко остается одной из самых загадочных в российском хоккее. А те, кто был близок с Романом, не могут поверить в его самоубийство:
«Я узнал обо всем на своей даче. Занимался в тренажерном зале и смотрел телевизор. Вдруг в новостях показывают фото Ромы в траурной рамке с комментарием «Погиб при загадочных обстоятельствах». Я был в шоке, потому что мы с Ляшенко дружили.
Не знаю, что произошло в Турции. Мне сложно поверить, что Рома добровольно ушел из жизни. Тот, кто готовится к самоубийству, не строит планов на будущее. А Ляшенко собирался вернуться в Россию, у него были предложения от клубов Суперлиги. Никогда не видел, чтобы у Ромы была депрессия.
СПИД? В «Рейнджерс» проходят медобследование два раза в год. Соответственно берут анализ крови. После этой трагедии я позвонил клубным врачам и спросил: «У вас есть какая-то информация?» — «Мы не можем подтвердить, что Ляшенко был болен. Его кровь чиста. Да и с психикой у него в порядке. Не понимаем, что толкнуло Романа на суицид». Никто не понимает. Мне звонил одноклубник Вова Малахов, он тоже шокирован. Смерть Ляшенко — большая потеря для «Рейнджерс» и всего российского хоккея», — вспоминал партнера Буре.