Драке ЦСКА против «Монреаля» — 30 лет. Советские хоккеисты срывали с канадцев майки, те сбежали со льда
Уход команды со льда — скандал, на каком бы уровне ни проводился хоккейный матч. Уход команды со льда в рамках Суперсерии между советскими и канадскими клубами — скандал международного масштаба. Такое в истории случалось дважды. Sport24 вспоминает обе конфликтные ситуации, случившиеся с разницей в 14 лет.
11 января 1976 года. ЦСКА заканчивает Суперсерию на территории Северной Америки матчем против «Филадельфии». Этим вечером Валерий Харламов проводит одну из самых неприятных смен в своей выдающейся карьере. Сначала советскую звезду уложили на лед в зоне армейцев, а всего через несколько секунд Харламов попал под силовой прием главного «убийцы» в составе «Флайерз» Эда ван Импа. Валерий упал и на какое-то время даже потерял сознание.
«Удар был настолько сильным и неожиданным, что я грохнулся на лед. В глазах у меня потемнело. На несколько секунд я даже потерял сознание. И первая мысль — надо обязательно встать. Несколько секунд мускулы не слушались меня, но кое-как поднялся».
Удивительно, но судьи никак не отреагировали на хит ван Импа, что вывело из себя старшего тренера ЦСКА Константина Локтева. Он увел команду со льда и согласился продолжить игру только после длительных уговоров, спустя 17 минут. Увы, отомстить «Летчикам» за травму легенды армейская команда не смогла, уступив со счетом 1:4.
18 сентября 1990. Теперь уже «Монреаль» после матчей очередной Суперсерии в Ленинграде, Риге и Москве (против «Динамо») финиширует игрой против ЦСКА. На протяжении всего матча на льду вспыхивают стычки различного масштаба и степени напряженности, пока в третьем периоде очередной конфликт не перерастает в массовое побоище. Дрались даже вратари, хоккеисты ЦСКА сдирали с соперников джерси, а в итоге хоккеисты «Канадиенс» просто сбежали со льда. Вспоминает один из главных участников легендарных событий.
Максим Михайловский, вратарь ЦСКА:
«Забрел тут на радиорынок, нашел записи Суперсерии, когда с ЦСКА играли против энхаэловцев. Ухватился за диск, сразу купил. Некоторые матчи с удовольствием смотрю. Очень интересно. Со стороны за собой интересно наблюдать. Когда в воротах эту шайбу ловил, вроде обычно все было. А тут с экрана — ты посмотри, как красиво взял! Впрочем, и наоборот бывает.
От энхаэловцев нам доставалось, конечно. Прыгали на вратаря. Они же до конца играют, добивают шайбу до последнего. Для нас это непривычно было. Мы, молодежь, и энхаэловцы — маститые, опытные. В силовых приемах и в драках мы им не конкуренты были. Когда к нам «Монреаль» приезжал, в «Лужниках» играли. Вначале Малах подрался, потом Малыхин — и уже пять на пять началось. И я там с игроком с каким-то сцепился. Было как. У канадцев удаление судья зафиксировал, шайба у нас. Я побежал на скамейку меняться — и тут вдруг драка. А я-то уже в пути! Комментатор Майоров возмущался еще: «Зачем побежал Михайловский?!» Ну и мне подвернулся какой-то человек, начали драться. Ничего не скажу, разняли нас исключительно вовремя, а то бы мне навешали…»