Загадочный гол-фантом Самсонова на Олимпиаде. 18 лет никто не знает, побывала ли шайба в воротах американцев
Наблюдая за тем, с каким скрипом в футболе принимали систему VAR, хоккейные люди лишь усмехались. Видеоповторы пришли в игру с шайбой настолько давно, что стали ее частью. Смотреть «кино» для хоккейных арбитров так же естественно, как использовать свисток. Казалось бы, высокие технологии за все эти годы должны были полностью исключить любые спорные моменты. Но, даже если бы на ворота были направлены десятки объективов, скандалы были бы неизбежны. Таков спорт и такова человеческая природа.
2002 год. Олимпиада в Солт-Лейк-Сити. Полуфинал хоккейного турнира. Наша команда в третьем периоде проигрывает американцам в одну шайбу. Идет затяжная атака. Сергей Федоров щелкает по воротам, добивание от Сергея Самсонова… Рихтер на месте. Россияне заходят на второй круг. Алексей Яшин пытается в касание замкнуть передачу на пятак, у него это не выходит, но тут возле ворот оказывается Самсонов. Он бросает в штангу, шайба проходит под ловушкой вратаря сборной США и возвращается в поле…
Этот момент на ютубе посмотрели десятки тысяч человек. Бьемся об заклад, что среди них были игроки, тренеры, администраторы, массажисты и все-все-все члены той команды. В попытках разобраться, побывала ли шайба за ленточкой или нет, уйму времени потратили журналисты. А сколько нервных клеток сожгли болельщики сборной России, заждавшиеся олимпийского золота? Самсонов, который должен был стать автором спасительного гола, торжествующе вскинул руки, тем самым посеяв зерно сомнения.
— Судя по видео, шайба линию ворот не пересекла. Я находился тогда на льду. Видел, как Самсонов вскинул руки. Думал, надеялся — гол. Но сам не разглядел, куда попала шайба. Подъехал к Сергею. Тот сказал, что тоже не знает, был гол или нет: шайба находилась под вратарем, пересекла ленточку или нет — непонятно. Но уже через минуту по поведению судей я понял: счет не изменится, — вспоминает Сергей Федоров, который на том турнире играл в звене с 18-летним Ильей Ковальчуком и как раз Самсоновым. В момент с голом-фантомом он находился в нескольких метрах от ворот.
И совсем другого мнения придерживался Владимир Малахов. Один из сильнейших российских защитников начала 00-х в полуфинале с американцами забросил вторую шайбу, подарив сборной России 17 минут на спасение. А еще он близко знаком с вратарем звездно-полосатых Майком Рихтером. И знает все его приемчики.
— Мое мнение — гол был! Я великолепно знаю Рихтера, играл с ним в «Рейнджерс». У него этот финт отработан до автоматизма: Рихтер чуть глубже закатывается в ворота, шайба заваливается куда-то под него, но ни на одном видеоповторе ее не видно. А затем он вместе с шайбой выбирается из ворот. В регулярном чемпионате НХЛ такие номера у Майка не раз проходили, — уверял Малахов.
«Ловушка Рихтера» надолго стала для российского хоккея чем-то нарицательным. Почти как «гол Копатя» для шведов и Томми Сало, который в том же Солт-Лейк-Сити пропустил одну из самых курьезных шайб в истории олимпийских хоккейных турниров. Так что же скрыла ловушка американского голкипера? Даже спустя 18 лет ни один из повторов не дает четкого ответа. Возможно, у видеоарбитров были другие ракурсы, не попавшие в трансляцию. Да только главный судья матча Билл Маккрири наотрез отказался просматривать эпизод. В своем решении развести руки в стороны он был уверен и непоколебим.
— Четкий просмотр эпизода я так ни разу нигде и не увидел. Но что меня очень удивило, как и всех на скамейке — что арбитр даже не пошел смотреть эпизод. А сейчас просматривают вообще все. Не то что возможный гол — даже возможный офсайд. У меня тоже такое ощущение было. Но все происходило очень быстро, а увидеть шайбу за вратарем я так и не смог. Об этом я нечасто думаю, но бывает, и когда думаю — никак не могу понять, почему судья не поехал смотреть эпизод. Это заняло бы всего минуту, и все бы знали в точности, что произошло. Отпали бы все сомнения. Почему не поехал? — даже спустя годы негодует Самсонов в интервью «Спорт-экспрессу».
Стоит ли говорить, что не только сам по себе незасчитанный гол, но и игнор со стороны канадского судьи вызвал бурю негодования? Вячеслав Фетисов, назначенный на пост главного тренера чуть ли не самим Владимиром Путиным, вернул в сборную Игоря Ларионова. Более того, сделал Профессора капитаном. Убедил он приехать в Солт-Лейк-Сити и Николая Хабибулина, который в четвертьфинале с чехами переиграл Доминика Гашека, а по итогу стал лучшим вратарем турнира. Чего не смог Фетисов, так это докричаться до главного арбитра. Ну а то, что вместе с Маккрири матч Россия — США обслуживали американские судьи, даже спустя годы не у всех укладывается в голове.
Казалось бы, в том, что сорвался один из легендарных камбэков в истории российского хоккея, впору винить североамериканскую бригаду арбитров. Если бы не они, стране было бы чем гордиться задолго до Квебека и Баффало. Да только в том, что нам не хватило до подвига нескольких минут и нескольких сантиметров, виноваты только мы сами. Полуфинал со сборной США получился до кончиков пальцев русским. Наши хоккеисты сами загнали себя в угол, после чего пытались героически спастись. Вытаскивать себя за волосы подобно барону Мюнхгаузену подопечные Фетисова принялись только при счете 0:3.
Когда мы вспоминаем самые болезненные поражения в истории российской «шайбы», то на ум приходят два олимпийских четвертьфинала: с канадцами в Ванкувере и с финнами в Сочи. Однако по качеству хоккея первые два периода матча с американцами стояли особняком даже на фоне «ночного позора» 2010 года. Соотношение бросков по итогам 40 минут выглядело ужасающе: 11-38. Ну а за то, что сборная России «горела» всего в три шайбы, а не в пять или шесть, стоит благодарить одного человека. Николая Хабибулина. И даже несмотря на это, коллективный Емеля, нехотя сползший с печи, имел реальные шансы спастись и внести себя в историю.