Чемпион ОИ предложил запретить иностранных вратарей в КХЛ. Идея Кожевникова — абсурд, в России много других проблем
«Запретить!» — любимое слово наших властей. В том числе и спортивных. Не создать условия, а ограничить. Не подготовить к конкуренции, а ввести лимиты. Страдают этой болезнью не только те, кто у руля, но и те, кто возле. Например, наши прославленные хоккеисты, а ныне эксперты всея Руси.
Очередное экстравагантное заявление выдал в СМИ Александр Кожевников. Двукратный олимпийский чемпион предложил ни много ни мало запретить в КХЛ иностранных вратарей. Да-да, прямо всех и сразу. И это притом, что российские клубы и так имеют право держать в команде только одного «импортного» голкипера.
«Предложил бы КХЛ рассмотреть запрет на вратарей-легионеров. По большому счету сегодня ни в одном клубе лиги нет незаменимого голкипера-иностранца. Так какой смысл до последнего за них цепляться, впустую сжигать деньги и жертвовать своей молодежью, как это происходит в Казани? Недавно лига приняла жесткое решение по потолку зарплат. Надо идти дальше и давать ход своей школе вратарей, которая, наверное, уже лучшая в НХЛ. И в силу которой не все верят в КХЛ», — говорит Кожевников в интервью «Russia-Hockey».
Для начала скажем, что сама теорема о том, что «запрет на конкуренцию = прогресс», ошибочна и берет свое начало еще в докахаэловской эпохе. Тогда ФХР во главе с ее новым президентом Владиславом Третьяком ввели в Суперлиге налог на иностранных вратарей. Их все еще можно было приглашать, но клубам это влетало в копеечку.
Как итог, последнее десятилетие Владислав Александрович убеждает общественность в том, что все топовые вратари нового поколения во главе с Сергеем Бобровским появились благодаря его решению, а не из-за того, что примерно в то же время в Россию начали приезжать специализированные тренеры из Финляндии и других стран. Тогда как раньше во многих клубах даже должности такой не было.
Сомнителен тезис Кожевникова о том, что ни в одном клубе КХЛ нет незаменимого голкипера-иностранца. А как же Метсола? Юха — один из сильнейших вратарей Европы и топ-кипер по меркам нашей лиги. Его соотечественник и давний товарищ Харри Сятери — важнейший игрок «Сибири», которая во многом благодаря его игре прошла первый раунд плей-офф. Или Якуб Коварж? С ним и без него «Автомобилист» — две разные команды. Юлиус Гудачек из «Спартака» хорош не только своими шоу, а то, как развалился «Адмирал» после травмы финна Олкинуора, мы все прекрасно видели.
Кожевников вскользь упоминает Казань, и в отдельно взятом случае можно понять его возмущение. В ситуации, когда у клуба есть Тимур Билялов, признанный КХЛ лучшим вратарем сезона, а также один из самых перспективных голкиперов страны Амир Мифтахов, продление контракта с Адамом Рейдеборном выглядит странно. И ладно бы он был вратарем-экстра класса, который и «Ак Барс» выводил на новый уровень, и опытом делился с тем же Мифтаховым. Но нет же. Рейдеборн даже первого номера не тянул.
Похожая ситуация складывается в Питере. Если ставку на Микко Коскинена в ущерб Игорю Шестеркину еще можно было понять, то зачем СКА держится за Магнуса Хелльберга, который только внешне похож на финского гиганта, но значительно уступает ему в классе? Во многом из-за присутствия в команде Хелльберга за океан уехал Алексей Мельничук. Ирония в том, что руководят армейцами те люди, что разработали программу «Красная машина», которую в том же интервью хватит Кожевников. Хм, налицо некий диссонанс.
Вот только такое несправедливое отношение к местным вратарям, по сути, лишь в двух клубах. Ради них переписывать регламент всей лиги? Идея в высшей степени сомнительная. Петр Кочетков, лучший вратарь молодежного чемпионата мира, буксует в своем развитии явно не из-за засилья варягов. Прежде всего, его подкосило вынужденное путешествие по маршруту Сочи — Санкт-Петербург — Подольск. Говорят о психологических проблемах молодого вратаря. Но как бы то ни было, его конкурент сейчас — это Илья Ежов. Можно, конечно, вспомнить о канадском паспорте первого номера «Витязя», но легионером его не назовешь, даже будучи в белой горячке.
Ну а особо тонкое место в словах Кожевникова, где причинно-следственная связь рвется окончательно и бесповоротно, — это амплуа, для которого олимпийский чемпион хочет создать тепличные условия. «Наша вратарская школа одна из лучших в мире? Давайте запретим иностранных вратарей», — говорит Кожевников, и понять это трудно. Отчасти это американский подход с точки зрения развития игрока. Они пытаются не подтянуть все слабые стороны до среднего уровня, а развивать и без того сильные качества. Взять, скажем, Владимира Тарасенко. До отъезда в НХЛ он был разносторонним нападающим, а в «Сент-Луисе» вцепились в его бросок и помогли сделать его смертоносным оружием.
Вот только развитие отдельно взятого игрока и всей системы — немного разные вещи. Если Кожевников беспокоится о сборной России, то ей от того, что в стране будет не десять, а тридцать классных вратарей, ни холодно ни жарко. Даже сейчас перед тренерами национальной команды стоит проблема выбора. Тогда как место в воротах всего одно. И ладно бы об условиях для отечественных вратарей заботился Третьяк — сам в прошлом великолепный страж ворот. Но Кожевников-то был нападающим! Почему его заботят вратари, хотя в КХЛ среди русских центрфорвардов после Вадима Шипачева огромная пропасть?
Если уж и прибегать к каким-то ограничительным мерам, то в отношении центральных нападающих или защитников, с которыми в России проблемы давно, а просвета — не видно. Просто откройте список самых результативных защитников прошлого сезона КХЛ. В первой десятке среди россиян всего двое: ветеран Яков Рылов и Вячеслав Войнов, который снова смотрит в сторону Северной Америки. В топ-20 четыре человека: к уже упомянутым добавились Дамир Шарипзянов и Альберт Яруллин. В остальном это финны, шведы, канадцы, словаки, чехи, датчане и даже американец с белорусским паспортом… И такая картина наблюдается в нашей лиге не первый год.
Запретами, конечно, ничего не исправить. Не каждый молодой русский защитник переварит те 25 минут за матч, что вывозят топовые легионеры. Не все смогут потянуть выданное им на безлимитной основе большинство. Кто-то на этом выжженном поле, конечно, пробьется сквозь землю. Но стоит ли это того, если у наших защитников заберут ориентир? Им попросту не с кого будет брать пример. Не говоря уже о том, что без классных игроков, способных разогнать атаку первым пасом и подключиться четвертым, уровень КХЛ резко упадет. Разве будет кто-то спорить с тем, что Даррен Диц, Филип Ларсен и Ник Бейлен — это украшение нашего чемпионата?
По-хорошему в профессиональной коммерческой лиге не должно быть никаких ограничений по возрасту или национальности. А тем более в международной лиге, коей КХЛ де-юре является. Сама ситуация, при которой российские команды могут пригласить всего пять легионеров, а финские или китайские — сколько душе угодно, неспортивна. Вот и игроков отдельного амплуа, будь то вратари или защитники, нужно растить совершенно иными методами. Созидательными, а не деструктивными. А то с запретами можно далеко зайти. Например, ввести лимит на неудачные сделки для генменеджеров или разрешить высказываться в прессе экспертам старше 50 лет. И ведь в этом тоже будет какая-то логика.