В клубе КХЛ впервые прописали в стратегии стиль игры. Это такой же популизм «Трактора», как ставка на воспитанников
Как давно вы планировали что-то дальше, чем на неделю вперед? Все мы сейчас живем от одного обращения президента страны до другого. От того, продлит ли Владимир Путин режим пресловутых «нерабочих дней», зависит работа, доходы и простые перемещения. Что уж говорить о долгосрочных планах вроде путешествий? Забудьте дорогу к аэропортам, летайте во сне. Тем удивительнее, что в столь смутные времена кто-то заглядывает на пять лет вперед. Поплыть против течения решили в Челябинске, где не просто объявили нового главного тренера, но и поведали о некой «стратегии-2025».
Как таковые стратегии для спортивных клубов в России — явление редкое и, прямо скажем, зыбкое. Слишком много факторов, которые могут превратить долгосрочные планы в пыль. Рухнут цены на нефть. Обанкротится генеральный спонсор. Придет новый губернатор, которому не только на стратегию наплевать, но и на спорт как таковой. Посмотрите на Приморье, где в одночасье умертвили футбольный «Луч» и хоккейный «Адмирал». Оттого и контракты с игроками, как правило, заключаются на пару сезонов. Но в Челябинске отчего-то убеждены, что никакие финансовые катаклизмы их не коснутся. Недальновидная дальновидность, не иначе.
«Стратегия-2025» сводится, по большей части, к двум областям: управленческой и спортивной. В «Тракторе» грядет перестройка и создание некого совета организации. Говоря русским языком — совет директоров. Он будет обсуждать ключевые решения, утверждать бюджет, а уже генеральный директор спускать задачи вниз по вертикали другим подразделениям. Собственно, гендиректор «Трактора» Иван Савин во вторник утром и отвечал на вопросы журналистов. В том числе пытаясь объяснить, в чем суть новой челябинской стратегии.
— Совет организации будет высшим коллегиальным органом, где будут решаться все ключевые вопросы. Это одно из основных изменений организационной структуры. Важнейшие решения будут коллегиальными. У нас есть общее собрание членов организации. На ближайшем заседании будет определено, кто туда войдет. Вся ответственность лежит на мне. И за трансферы, и за другие договоры. Несмотря на то, что я буду согласовывать действия с советом директоров, отвечать буду я. Никакой размытости не будет. Но система должна работать и без меня. Она должна обезличить принятие решений, — говорит Савин.
Известно, что бывший капитан «Трактора» Александр Шинин станет директором по спортивному развитию и сосредоточится на клубной вертикали. При этом Савин не рассказал, какую роль будет играть Борис Видгоф — вице-президент «Трактора» и его предшественник на посту генерального директора. Непонятно, останется ли Олег Усачев — теневой руководитель черно-белых, человек приближенный к Геннадию Тимченко и, как поговаривают, губернатору Челябинской области Алексею Теслеру. Именно при непосредственном участии Усачева в прошлом сезоне в составе «Трактора» оказалось полтора десятка клиентов Юрия Николаева и его компании «Winners».
— Я считаю, что мы должны сместить ракурс в другую сторону. Мы будем смотреть, кто есть на рынке, кто из них может подойти под позицию и философию. Кто агент — меня совершенно не волнует. Если будет лимит от КХЛ, сколько в команде может быть игроков одного агента. Будем это учитывать. Сейчас же нам нужно понять, кто нам нужен. У меня со всеми агентами хорошие отношения, я ни с кем не конфликтовал, — комментирует Савин ситуацию с преобладанием в команде игроков одного агента.
У прошлогоднего «Трактора» была еще одна проблема, связанная с комплектованием состава. Предшественник Савина во что бы то ни стало пытался следовать концепции возвращения своих воспитанников, став тем самым ее заложником. Приходили в клуб отнюдь не Евгений Кузнецов с Валерием Ничушкиным, и даже не Яков Тренин с Виталием Абрамовым, а игроки средней руки, зачастую ненужные другим командам. Любопытно, что в первых числах мая с целым рядом челябинцев «Трактор» расстался. Команду покинули Дмитрий Калинин, Станислав Галимов, Виталий Меньшиков, Антон Глинкин и Андрей Попов. Выходит, с прежней концепцией покончено?
— У нас при комплектовании состава есть только спортивный принцип. Как бы мне ни хотелось сказать, что мы будем делать ставку на местных воспитанников, но мы уважаем своих болельщиков и хотим добиваться результата. Мы должны сделать так, чтобы наши воспитанники стали лучшими. Если наш игрок не будет лучшим, то мы его заменим, — уверяет Савин.
На данный момент «Трактор» пополнили вратарь Роман Вилл, защитник Сергей Телегин и нападающий Антон Лазарев. То есть основной вратарь, договоренность с которым была достигнута еще зимой. Молодой защитник. И нападающий, на счету которого один гол в 53 играх. Удивительнее статистики Лазарева то, что по словам Савина эти приобретения «Трактор» совершил, не учитывая мнение Анвара Гатиятулина. А вот кандидатуры других новичков, в том числе Алексея Кручинина, уже будут согласовывать с тренерским штабом.
Достаточно мутная ситуация сложилась вокруг Даниса Зарипова. Уже после того, как легенда КХЛ подписал новый контракт «Ак Барсом», он поведал об интересе со стороны «Трактора». Мол, челябинцы хотели сделать сенсацию на хоккейном рынке. Савин, являющийся партнером Зарипова по бизнесу, наличие предложения опроверг. Гендиректор черно-белых упирает на то, что переговоры с игроком на действующем контракте запрещены регламентом КХЛ. Можно понять молодого руководителя, который боится нарваться на санкции со стороны лиги, но все понимают, что, начиная селекционную работу 1 мая, почти наверняка останешься ни с чем.
Но все же самое интересное из «стратегии-2025» и того, что сейчас происходит вокруг «Трактора», это игровая идентичность челябинского клуба. Новое руководство даже попыталось оформить фирменный стиль команды. Это контроль шайбы по всей площадке, зрелищный и комбинационный хоккей, 5 человек в атаке и 5 в обороне, а также… объемное катание. Если тренеры такие нюансы в своих предвыборных речах проговаривали, в частности экс-наставник «Трактора» Герман Титов однажды обещал что-то подобное, то для клубов КХЛ это точно в новинку.
— Мы теперь не зависим от тренера, который раньше был первоисточником концепции игры. Постоянная смена наставников приводила к изменению модели всех команд системы. Сейчас будет не так. Наш концепт ориентирован на лучшие мировые образцы и адаптирован под Челябинск. Под это будет адаптировано и комплектование первой команды, команд системы и школы клуба, — расписывает все плюсы стратегии Савин.
А теперь вернемся к реальности. Играть всей пятеркой как в обороне, так и в атаке сейчас стремится практически каждый тренер. Это основа тотального, или как сейчас принято говорить современного, хоккея. «Трактор» в этом плане не удивил. Обеспечить объемное катание тоже, в общем-то, не проблема. Игроков при более-менее вменяемой селекции для этого найти не так сложно, а остальное будет зависеть от физической подготовки, которую заложит тренер. С остальными пунктами все гораздо сложнее.
В условиях, когда из КХЛ в НХЛ уезжают почти все маломальские мастера, на всю лигу остается один комбинационный русский центр топ-уровня. И играет он в московском «Динамо». Путь большинства средних клубов, коим является и «Трактор», это системный хоккей с акцентом на оборону. Выбирают они его отнюдь не от хорошей жизни, и не потому, что в условном Новосибирске или Хабаровске болельщики любят зрелище в стиле «пахать и терпеть». Просто так проще замаскировать недостатки в классе, сместить акценты с индивидуальностей на командную игру. Даже ЦСКА, который мог бы позволить себе играть в тот самый комбинационный хоккей, выиграл Кубок Гагарина совсем другими инструментами. «Трактор» же банально не сможет найти игроков под выбранную стратегию.
— Всем хочется видеть ярких игроков. Мы рассчитываем на ребят из собственной системы. Они должны в этом направлении развиваться. На рынке нет таких хоккеистов? Мы по-другому смотрим на это. Я считаю, что есть игроки, способные держать и контролировать шайбу. Они и в команде будут развиваться. Мы не будем стремиться к счетам 7:6, мы за активный хоккей, — разъясняет свое видение Савин.
И еще немного о главном тренере. Хоть гендиректор «Трактора» и говорит о том, что не считает хоккей Гатиятулина закрытым, с этим можно серьезно поспорить. Ни будучи главным тренером челябинцев, ни работая помощником в СКА, Анвар не был адептом того самого комбинационного стиля. Команда, дошедшая под его руководством до финала конференции, была прежде всего хорошо организована, но зрелищности в ее игре было минимум. Поговаривают, что и в Петербурге с ним не стали продлевать отношения из-за сильного влияния на стиль игры, который был не по душе Роману Ротенбергу. Да, Гатиятулин может давать свободу отдельно взятым игрокам, чего только стоит раскрывшийся при нем Виталий Кравцов, но здесь и сейчас он слабо синхронизируется с озвученным фирменным стилем «Трактора». Что будет, когда в Челябинске поймут, что тренер, с которым заключен трехлетний контракт, не вписывается в стратегию? Уволят Гатиятулина? Забудут о стратегии? И будут ли спрашивать с тренера, если он предпочтет результату навязанный стиль?
Вектор, в котором двигается «Трактора», в общем-то понятен. И похвален. Нежелание жить одним днем или хотя бы декларирование таких планов — огромный шаг вперед. Попытка уйти от привязки к личностям, будь то тренер или менеджер, тоже разумна. Каким бы великим ни был специалист, если все держится на нем, то после его ухода здание рухнет. Вот только в «стратегии-2025», которую разработали в Челябинске, немногим меньше популизма, чем в стратегии господина Видгофа по возвращению своих воспитанников. Болельщики всегда и везде хотят, чтобы их команда играла в красивый хоккей, а в ее составе были сплошь парни с соседнего двора. В Челябинске спрос на это всегда был особый. Вот и пытаются руководители разных мастей вложить в головы людям то, что они хотят слышать, пренебрегая имеющимися ресурсами и окружающей реальностью. Хочешь насмешить Бога? Расскажи ему о своих планах.