6 лет назад в КХЛ играла европейская Dream Team. «Лев» жил на русские деньги, дошел до финала и сразу исчез
Не так давно КХЛ провела розыгрыш виртуального Кубка Гагарина. Не имея возможности завершить реальный чемпионат, лига устроила некий баттл между болельщиками команд, прошедших первый раунд. Победу в нем одержали фанаты «Салавата Юлаева», а противостояли им в финале финны. «Йокерит» по пути выбил не только «Динамо», но и СКА. Фантастика, скажете вы? Для команды из Хельсинки, которая дальше второго раунда не забиралась, виртуальная реальность и правда оказалась куда более благосклонной, чем настоящая жизнь. Однако в истории КХЛ была иностранная команда, игравшая в реальном финале Кубка Гагарина.
В своем подавляющем большинстве иностранные клубы в КХЛ — статисты. На заре существования лиги пару сенсаций сотворило рижское «Динамо». Порой неплохие сезоны выдавал «Барыс». Но в общем и целом клубы-легионеры были в лучшем случае неплохими спарринг-партнерами для российских команд, но никак не реальными претендентами на Кубок Гагарина. Кому-то откровенно не хватало ресурсов, все-таки перелеты из Загреба во Владивосток влетают в крупную сумму, а кто-то вроде того же «Йокерита» сетует на пророссийское судейство. Исключением из правил был пражский «Лев», шесть лет назад добравшийся до финала.
26 апреля 2014 года состоялся пятый матч в финальной серии Кубка Гагарина. Магнитогорский «Металлург» в овертайме одолел «Лев» со счетом 2:1. Вернувшись в Прагу, команды покажут зеркальный результат, который выведет из себя Майка Кинэна. Легендарный канадский тренер пребывал в бешенстве из-за судейства Вячеслава Буланова — арбитра, еще не изгнанного из КХЛ. Ну а решающий седьмой матч все-таки останется за «сталеварами». Кажется, тогда ни одна команда в Европе не могла остановить звено Зарипов — Коварж — Мозякин. Даже команда, прослывшая сборной Европы. Однако к первому иностранному триумфу в КХЛ «Лев» был близок как никакая другая зарубежная команда.
И ведь сборной Европы пражан называли отнюдь не для красного словца. Во-первых, состав «Льва» был крайне интернациональным. Наверное, самым интернациональным из всех, что были замечены на территории КХЛ. Только вдумайтесь. В сезоне, когда чешская команда добралась до финала Кубка Гагарина, за нее помимо местных хоккеистов выступали шесть канадцев, пять финнов, пять шведов и два словака. А за год этого в составе «Льва» засветилось еще и два латыша. Разношерстным был и тренерский штаб, в котором помимо чехов отметились итальянец Айван Занатта и финн Кари Ялонен. Тренером по физподготовке был американец Брендон Бови, а в руководстве значились русские и латвийские менеджеры. В общем, та еще солянка.
Но сборной Европы не стать, формируясь второсортными легионерами. Соперник «Магнитки» по финалу был невероятно мощно укомплектован во всех линиях. В воротах финский тандем Веханен — Энгрен. Обладатель Кубка Гагарина в составе «Ак Барса» все еще был чертовски хорош. В обороне Марк-Андре Граньяни, Микко Мяенпяя, Одржей Немец, Якуб Накладал — за пределами «Льва» все они были лидерами своих клубов. Ну а чтобы понять, какого уровня была атака пражской команды, достаточно знать, что такому классному центрфорварду, как Патрик Закриссон находилось место только в четвертом звене. Настоящими звездами того «Льва» были Иржи Секач и Джастин Азеведу.
Кто же собирал эту команду? Генеральным менеджером «Льва» поставили бывшего босса рижских динамовцев Нормунда Сейейса. Однако не меньшую роль в комплектование команды играл Рашид Хабибулин. Вряд ли во всем российском хоккее вы найдете более таинственного функционера, чем бывший спортивный директор «Льва». В «Динамо» во время его работы в московском клубе привозили Вейндхандля, Рахунека и молодого Умарка. Засветился Хабибулин в «Сочи» и СКА. Какое-то время он помогал с селекцией «Ак Барсу», но казанцы этот факт почему-то тщательно скрывали. Совершенно непубличную позицию занимает и сам Рашид, ныне числящийся в «Авангарде». Так или иначе, главным его проектом был именно «Лев», где менеджера не сковывал лимит на легионеров.
По большому счету, история пражского «Льва» составляет всего два сезона. Команда, которая до этого год базировалась в Попраде, не имеет к чешскому проекту никакого отношения. Объединяет их только название. Владельцы, менеджеры, тренеры, состав — все было другое, как и амбиции. «Лев», высадившийся в маленьком курортном словацком городке, был типичным иностранным клубом КХЛ без денег и амбиций. К тому же рулить им доверили Сергею Сошникову, которого спустя годы узнают как безумного менеджера «Адмирала». Прямо сейчас он находится в розыске по обвинению в мошенничестве.
Владельцы пражского «Льва» не только пригласили профессионалов, но и не побоялись зайти на территорию легендарных клубов. Два сезона новодел боролся за аудиторию со «Спартой» и «Славией». Получалось это с переменным успехом, но чем дальше «Лев» забирался по турнирной сетке, тем больше болельщиков появлялось на трибунах. А то, что перед финалом конференции с «Локомотивом» команда переехала из старенького «Типспорта» в ультрасовременный «O2 Арена», позволило установить новый рекорд посещаемости КХЛ. Держался он три с половиной года, вплоть до того момента, как СКА и «Йокерит» сыграли на открытом воздухе в Хельсинки. Какое-то время «Льву» принадлежал еще один рекорд. В том же самом плей-офф пражане играли с «Донбассом» 127 минут — на тот момент это был самый долгий матч в истории КХЛ.
Жизнь «Льва» была яркой, но короткой. Российский бизнесмен Евгений Мышковский, тесно связанный со структурами «Газпрома», не получил гарантий от своих партнеров и свернул хоккейный проект. «Лев» мог существовать и дальше, но именно существовать, а не жить. Мышковский не захотел видеть команду, борющейся в лучшем случае за попадание в плей-офф. «Лев», только-только завоевавший своего зрителя, ушел на пике. Учитывая, что с карты КХЛ до этого уже пропадали финалисты Кубка Гагарина в лице ХК МВД и «Атлантом», смерть чешской команды не стала сенсацией. Но в памяти «Лев» остался как эталонный иностранный клуб. Разве что присутствие российских денег не позволяет ставить его в пример другим и погружаться в ностальгию с головой.