Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
ХоккейКХЛ
11 марта 2020, Среда, 08:00

Уральский олигарх впустую потратил на хоккей 3 миллиарда. «Автомобилист» не стал топ-клубом даже с деньгами УГМК

Антон Басанаев, photo.khl.ru / РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Один раунд плей-офф — это провал.

Последние годы для уральского олигарха Андрея Козицына складываются непросто. Нет, не подумайте, с бизнесом у совладельца УГМК все весьма недурно. В 2017 году его состояние увеличилось вдвое. Постепенно, шаг за шагом, он поднимается и в списке Forbes. По итогам прошлого года Козицын занял 24-е место в рейтинге самых богатых людей России. Между прочим, это выше владельца «Краснодара» Сергея Галицкого и самого Аркадия Ротенберга.

А вот со своими сторонними проектами, не имеющими прямого отношения к горнодобывающей промышленности, у Козицына не все гладко. За короткий срок он был вовлечен сразу в два строительных скандала в Екатеринбурге. И если снести старую телебашню ради строительства хоккейной арены ему удалось, пусть и не без народного гнева, то разместить храм на месте сквера общественники олигарху не дали. Жители Екатеринбурга вывели дискуссию на федеральный уровень и свои интересы отстояли.

Профессиональный спорт — еще одна страсть Козицына наряду со строительством храмов. Женская баскетбольная команда, носящая имя комбината, в прошлом году в очередной раз стала чемпионом России. Вот уже 11 лет подряд его детище безраздельно владеет этим титулом. Это своего рода женская версия баскетбольного ЦСКА, который два десятилетия доминирует в российском баскетболе. УГМК, как и его побратим, давит конкурентов непомерно огромным бюджетом.

hc-avto.ru

В 2016 году Козицын пришел в хоккей. «Автомобилист» на тот момент был крепким середняком, не более. По словам Леонида Вайсфельда, работавшего в уральском клубе генеральным менеджером, бюджет на зарплаты в те времена составлял в районе 350 миллионов рублей. Зная возможности олигарха, чье состояние на данный момент составляет $4400 млн, ожидалось резкое перевоплощение скромного клуба в претендента на Кубок Гагарина. Однако на протяжении первого сезона Козицын приглядывался к новому для себя виду спорта.

С тех пор, как Козицын стал президентом «Автомобилиста», он потратил на хоккейную команду порядка 3 миллиардов рублей. И это только по самым скромным подсчетам. Вот только выхлоп от этого — один-единственный раунд плей-офф. Год назад команда из Екатеринбурга прошла соседей из Челябинска, но считать это серьезным успехом не получается. Куда показательнее поражение от двух уфимских тренеров-дебютантов Николая Цулыгина и Николая Заварухина. «Автомобилист» казался новой силой, но это был лишь мираж.

Антон Басанаев, photo.khl.ru

Несмотря на то, что Козицын не сразу начал скупать все, что движется, а попытался понять, как устроена КХЛ и каковы правила игры, нынешний «Автомобилист» — это вполне себе пособие, как не надо строить топ-клуб. Сразу оговоримся, что уральскому олигарху немного не повезло с эпохой. Возьмись он за хоккей в первые годы существования лиги, в его коллекции уже была бы пара-тройка трофеев. Та же «Магнитка» в свое время сумела заполучить Сергея Мозякина и Василия Кошечкина, на которых впоследствии выстроилась чемпионская команда. Сегодня рынок российских игроков практически вычищен СКА и ЦСКА.

Получив солидный бюджет, «Автомобилист» начал забрасывать деньгами весьма средних хоккеистов, выходящих на рынок свободных агентов. При этом в Екатеринбурге по каким-то причинам не делали так называемые оффер-шиты, то есть не перекупали игроков в статусе ОСА. Возможно, это принципиальная позиция руководства. Но если вы работаете исключительно с НСА, то автоматически делаете команду слишком возрастной. Так и получилось с «Автомобилистом», который по среднему возрасту — пятый в лиге. Причем качество неограниченно свободных агентов было сомнительным.

instagram.com/datsyuk13hockey

Не заполучив ни одного топового русского игрока со стороны, УГМК пытался слепить звезд из своих воспитанников. «Автомобилист» вернул из-за океана Никиту Трямкина и дал долгосрочный контракт Анатолию Голышеву. Что из этого вышло? Двухметровый защитник за три года скорее топтался на месте, а в предстоящее межсезонье скорее всего вернется в «Ванкувер». Голышев, при всем его старании, просто не того масштаба игрок, чтобы, как Мозякин, тянуть на себе команду. В этом году к ним добавился Павел Дацюк, но история с возвращением легенды в родной город была красивой только на бумаге. Постоянные отлучки в лазарет и место в третьем звене — это явно не то, чего ждали от Волшебника и сотни миллионов, потраченных на его контракт.

Погорел Козицын и менеджмент «Автомобилиста» на еще одном красивом жесте. Два года назад рулить болидом «Формулы-1» поставили человека, который раньше управлял в лучшем случае «Приорой». Большую часть карьеры Андрей Мартемьянов работал в Высшей лиге, причем не особо успешно. Получить в свое распоряжение команду с миллиардным бюджетом ему удалось после одного-единственного удачного сезона с «Амуром». Причем попали в плей-офф хабаровчане на тоненького, в последний день регулярного чемпионата. Многие отмечали атмосферу в коллективе, которую создал тренер. Однако назначение в «Автомобилист» скорее связано с его происхождением. В Екатеринбурге захотели, чтобы командой управлял свой, местный тренер. На то, что Мартемьянов никогда не работал с игроками калибра Доуса и Дацюка, решили закрыть глаза.

Басанаев Антон photo.khl.ru

Кто-то скажет, что возвращение Дацюка и шанс, выданный Мартемьянову — это пример того, как все клубы должны относиться к собственным воспитанникам. Но если посмотреть с другой стороны, это банальный популизм. Сейчас уже можно говорить о том, что ошиблись в Екатеринбурге и с легионерами. Дэн Секстон еще в «Нефтехимике» завоевал репутацию некубкового игрока. Брукс Мэйсек обрел ее здесь и сейчас. А стоило ли много ждать от Кевина Холланда, который за свою взрослую карьеру только один раз играл в плей-офф? Слова бывшего руководства «Барыса» о том, что Найджел Доус «некомандный игрок», совсем недавно казались абсурдом, но в серии с «Сибирью» канадец с казахстанским паспортом попросту растворился.

Само по себе поражение от «Сибири» трудно назвать сенсацией. Не только потому, что новосибирцы выиграли у екатеринбуржцев три матча из четырех в регулярке. И не потому, что команда Николая Заварухина финишировала прямо за «Автомобилистом». Скорее этот результат был ожидаем из-за проблем уральского топ-клуба, который настоящим топ-клубом так и не стал. Отсутствие опытного бэкапа, постаревшая звезда, недокомплект качественных защитников и тренер, который год назад уже уперся в тупик, не имея плана Б. Все это лежало на поверхности, и рано или поздно должно было отразиться на результате. Получилось рано и больно. Именно так, чтобы не просто переставить местами слагаемые, а поменять подход.

Андрей Козицын доверил распоряжаться своими деньгами людям, не привыкшим к конкуренции. Ни на площадке, ни на трансферном рынке. Максим Рябков построил династию в баскетбольном УГМК, но стоит ли говорить, что в российском женском баскетболе ни у кого и близко нет таких денег? Олег Гросс собирал чемпионский состав «Салавата Юлаева», где у Быкова и Захаркина было по звезде в каждом звене. В те годы никто в КХЛ не говорил о потолке зарплат, в ЦСКА еще не пришла «Роснефть», СКА считались главными неудачниками лиги, а в Башкирии разбрасывались нефтедолларами. Два поражения, от скромной «Сибири» и простых жителей Екатеринбурга, должны натолкнуть уральского олигарха на мысль, что деньги решают многое, но далеко не все.

Владимир Беззубов, photo.khl.ru
ХК Автомобилист Екатеринбург
ХК Сибирь Новосибирск
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0