«Вокруг хоккейной коробки отряды зэков и колючая проволока». Звезды спорта и ТВ сыграли в тюрьме
Свой первый матч единственная в России команда журналистов «Российская Пресса» провела еще в 2001 году в рамках Матча Звезд Суперлиги — представители СМИ вышли против сборной Федерации хоккея России. С тех пор команда сыграла сотни встреч и побывала в самых разных уголках страны и за ее пределами. В ее составе сейчас выступают комментаторы МАТЧ ТВ Денис Казанский, Роман Скворцов, обладатель двух Кубков Гагарина и эксперт Матч ТВ Алексей Бадюков, специальный корреспондент Первого канала Антон Верницкий, призер Олимпиады Андрей Николишин, экс-футболисты сборной России Дмитрий Сычев и Роман Широков.
В начале февраля ХК «РосПресса» отправилась в Башкортостан с серией матчей. Финальный журналисты сыграли… в исправительной колонии № 16 города Салавата.
— У меня есть друзья в Башкирии, которые предложили «Роспрессе» сыграть в хоккей в исправительной колонии с заключенными, — рассказывает комментатор Денис Казанский. — Мы журналисты. Нам интересно все. Мы часто общаемся с подростками, рассказываем, как важен спорт, как он отвлекает от «улицы». И тут мы все увидели изнутри. Теперь на встречах с подрастающим поколением нам есть что рассказать. А не просто теоретизировать.
В исправительных колониях спорт — одно из самых популярных занятий в свободное время. В ИК-16 строгого режима хоккей возник с подачи руководства.
— В Башкирии оказались инициативные люди, они давно внедрили в колонию хоккей, — продолжает Казанский. — За экипировкой обратились к «Салавату Юлаеву», клуб отдал комплекты старой формы. На матче наши соперники были в майках уфимского клуба со старыми фамилиями: Щадилов, Сидякин, Селуянов, Тарасов играл в воротах. Они гоняют шайбу достаточно регулярно: в колонию приезжает команда Епархии (священников). Правда, перед нашей встречей ребята мало тренировались — в Башкортостане зима была теплой, и лед долгое время не заливали. Буквально только неделю назад ударили морозы -20.
— Спорт дисциплинирует, он дает эмоции, появляется желание победить. Все это надо заключенным, — считает Алексей Бадюков. — Спорт помогает направлять свою энергию (в том числе отрицательные эмоции) в нужное русло. В этой колонии во время сочинской Олимпиады проводили свои игры. Знаете, как играли в керлинг? В кастрюли заливали воду. Замораживали ее. Вот и камень. Взяли швабры и стали играть. Мы все это слушали и не могли поверить своим ушам. Все сделано для того, чтобы заключенные находили какой-то стимул жизни, пытались добиваться хотя бы маленьких целей. К нашему матчу почти вся колония готовилась. Начальство рассказывало, что в это время поведение было идеальным. Из подручных средств была сделана хоккейная коробка, ворота, калитка.
***
«РосПресса» обыграла команду ИК-16 со счетом 12:4. На результаты повлияло практически отсутствие тренировок у соперника — они сумели покатать только несколько дней перед матчем.
— Было бы странно ждать содержательной игры, наши соперники чуть ли не в первый раз в этом году вышли на лед из-за погоды, — подтверждает Казанский. — По ходу игры мы почувствовали, что надо чуть отпустить, а они начали жаловаться и сказали, что поддаваться не надо. Заключенные по-настоящему бились, для них это важное событие за долгое время. Среди них был парень из Магнитогорска, который рассказал, что довольно долго играл в хоккей на воле.
На матче был комментатор — тоже заключенный в этой колонии — он озвучивал составы и комментировал ход игры. Было дико холодно, сильный ветер, ощущение, что -25 на улице. Так что у нас все в довольно ускоренном режиме прошло. Запомнилась комментаторская находка: «Нам так и не удается выйти из своей зоны». Это звучало необычно, двусмысленно.
— Было видно, что каждый хотел себя показать, — говорит Бадюков. — Местный певец здорово пел. Мы только позже узнали, что матч комментировал человек, у которого жуткий срок. А так со стороны и не скажешь… Было немножко не по себе. Ребята, выходившие на лед, молодцы! Где нужно, ускорялись, бились, боролись. Игрок бежал, падал, спотыкался из-за не очень хорошего качества льда, но все равно вставал и дальше делал свою работу. В этом плане было очень здорово.
— Старались только не заводиться, не искрить эмоциями исключительно ради того, чтобы у ребят не возникло проблем по режиму, в случае если бы что-то пошло не так и возникли какие-то непонятки, — объясняет комментатор Роман Скворцов. — В плане колючей проволоки и вышек я все так себе и представлял. Колония не то место, где ожидаешь оказаться, если честно. Когда выезжали через ворота обратно, невольно выдохнул с облегчением.
***
Исправительные колонии — это далеко не самое привлекательное место для посещения. Игроки «РосПрессы» рассказали, что в эмоциональном плане поездка получилась непростой.
— Да жуть там, — честно признает Казанский. — Впечатления тяжелые. Когда попадаешь на территорию колонии, то понимаешь, что ты в другом мире со своими законами и правилами. Вокруг коробки стояли отряды, которые эмоционально переживали за своих. Так что было ощущение хоккейного матча, но немного сюрреалистическое, вокруг колючая проволока, охрана, заключенные. Я уже был в колонии, снимал репортаж оттуда много лет назад, так что представлял, чего ожидать. Не могу сказать, что испытывал страх, скорее жуткие впечатления. Даже глядя на фотографии берет дрожь.
— Мы пробыли на территории колонии три часа, и они оставили очень серьезный след, — соглашается Бадюков. — Но я ни секунду не пожалел, что мы решились. Эта поездка заставила о многом задуматься. Дело даже не в хоккее, а в атмосфере, которая там была. В колонии люди, в принципе, те же самые, но жизнь другая. Подросткам с тяжелым характером полезно было бы увидеть это и осознать, что может случиться, если они не будут дорожить той жизнью, которая есть на воле. Тем более против нас играло много молодых ребят от 20 лет. Да и я лишний раз понял, как нужно ценить то, что у тебя есть.
ИК-16 — это колония строгого режима, где отбывают наказание за самые серьезные преступления: убийство, грабеж и т. д.
— За колючкой не очень принято лезть человеку в душу и задавать вопросы исключительно ради удовлетворения любопытства, — говорит Скворцов. — В общих чертах представители администрации рассказали, что кто-то попал туда по глупости, кто-то связался с плохой компанией, кто-то по пьяному делу… Расплачиваются они за это очень сурово, самым дорогим, что есть у человека — свободой. И нам показалось, что люди, которые работают в колонии, прекрасно это понимают и стараются относиться к своим подопечным в первую очередь по-человечески.
После игры гости смогли пообщаться с заключенными, игравшими в хоккей. Оказалось, что в колонии любят смотреть спортивные программы по телевизору (есть в каждом отряде). Следят за плей-офф Кубка Гагарина и российским футболом.
— По поводу общения — нормальные молодые ребята, без закидонов, — рассказывает Скворцов. — Было немножко странное ощущение и непонимание — вот, мы-то вечером уже дома будем, а нашим соперникам обнять своих родных доведется нескоро. Очень хочется верить, что воспоминания об этом дне скрасят им время до освобождения. Как будет возможность, обязательно повторим.
Да, и важный момент, понятно, что к маньякам и рецидивистам нас бы и близко не подпустили. Во избежание эксцессов, так сказать. Колония — не санаторий, в конце концов. Поэтому хоккей в данном случае несет еще и воспитательную функцию: трудишься и не имеешь дисциплинарных взысканий — получаешь возможность тренироваться и играть. Насколько я понимаю, все это относится только к тем, кто оказался за решеткой впервые.
Журналисты из «РосПрессы» признавались, что перед поездкой их терзали сомнения: как общество воспримет их желание сыграть с людьми, отбывающими наказания. Да почему нужно ехать к тем, кто совершил страшное преступление.
Исправительные колонии нужны для того, чтобы исправлять людей (это даже заложено в их названии). Однако так происходит далеко не всегда. После длительных сроков люди забывают, как правильно жить в социуме, а из-за судимости им сложно найти работу и жилье. По статистике в России свыше 60% заключенных, которые осуждены на срок более 5 лет, возвращаются в исправительные колонии за повторное совершение преступления. Денис Казанский находит правильные слова, объясняя свое решение сыграть в хоккей на зоне.
— Важно, чтобы люди, отбывшие наказание, не возвращались в колонии. Чтобы ресоциализация на воле у них проходила нормально и безболезненно. Такие матчи показывают, что заключенные — тоже люди, что по окончании сроков они всегда могут заняться чем-то хорошим. Хочется верить, что это хотя бы как-то, но поможет.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.