«Болельщики завалили нас ваучерами «МММ». Каким будет новый ретро-матч хоккейного «Спартака»
Сегодня хоккейный «Спартак» проведет традиционный, пятый по счету ретро-матч. На этот раз соперником будет «Барыс», а главной темой станут 1970-е — тогда красно-белые взяли последнее чемпионство.
«Спартак» запустил формат ретро-матчей в 2015 году — после возвращения в КХЛ клубу нужно было заново привлекать аудиторию. Делать это только хоккеем не получалось: «Спартак» был бесконечно далек даже от плей-офф.
— Нам нужно бороться за зрителей, потому что мы можем вернуться к той стыдной ситуации, когда на «Спартак» ходило по тысяче-полторы болельщиков, — признает пресс-атташе ХК «Спартак» Владимир Самохин. — В 2015 году, когда в клуб пришла новая команда, мы поняли, что с этим надо что-то сделать. Для команды с такой историей, таким количеством звезд, когда-то игравших за «Спартак», и такой армией болельщиков это очень неприятная ситуация. К счастью, нам удалось качественно ее улучшить.
Что вообще такое ретро-матч?
Подготовка к ретро-играм начинается еще летом. Хоккейная арена позволяет заполнить пространство атмосферными вещами, передающими дух эпохи. В клубе выбирают знаковые элементы десятилетия и с помощью аниматоров и актеров воссоздают их в фойе. В первые годы красно-белые сотрудничали с дизайнером Андреем Горбуновым, но сейчас у него свои проекты. И все это легло на плечи клубного дизайнера.
В первом ретро-матче «Спартак» отыграл тему 60-х, на которые пришлись три из четырех чемпионств клуба. В 2015-м красно-белые играли в древних «Сокольниках», что тоже вписывалось в антураж матча. Хоккеисты приехали на игру на стареньком автобусе, пионеры на льду стучали в барабаны, а двойник руководителя страны Леонида Брежнева «приветствовал участников соревнований»:
На каждом таком матче «Спартак» использует форму из прошлого — к примеру, игру, посвященную 1990-м, красно-белые провели в ярко-оранжевых свитерах. С одной стороны, это напоминание о Кубке Шпенглера — 1993, с другой — о рейв-культуре, с которой ассоциируется «лихое» десятилетие.
В фойе ледового дворца (это был «Парк легенд») тем временем бастовали шахтеры, мужчины в малиновых пиджаках ослепляли блеском цепей, а где-то рядом выясняли отношения «братки». Цветные лосины, приставки «Денди» и даже «Санта-Барбара» — все это тоже было.
Ожидалось, что ретро-матч в стиле 90-х станет последним. Но «Спартак» все-таки продолжил традицию.
— Нам не кажется, что прямо сейчас эта история приелась, — объясняет Владимир Самохин. — Конечно, мы понимаем, что ретро-матчи невозможно проводить десять лет подряд. Но пока есть интерес болельщиков, мы будем использовать этот формат. После прошлогоднего матча было много позитивных отзывов, и мы подумали, что у нас осталось еще одно неохваченное десятилетие — 1970-е годы. Билеты на игру разлетелись очень быстро. Естественно, мы ожидаем аншлаг.
После нынешнего сезона надо будет все проанализировать и, может быть, поискать какую-то новую форму, чтобы привлекать людей. В Москве у хоккея огромная конкуренция, и публику надо удивлять. Мы должны сделать так, чтобы болельщик приходил на хоккей, не заглядывая в турнирную таблицу.
Чем организаторы удивят в этот раз?
Пресс-атташе ХК «Спартак» Владимир Самохин:
— В этом году планируем сделать пионерский кружок и почтово-телеграфное отделение, которое поможет людям вспомнить, как жили наши родители. Понятно, что без праздничных телеграмм родственникам раньше не обходилась ни одна семья.
1970-е годы — это вокально-инструментальные ансамбли, которые стали появляться по всей стране, они у нас тоже будут. Еще мы сделаем киноплощадку культового фильма того десятилетия — «Иван Васильевич меняет профессию», и наши болельщики смогут как бы поучаствовать в съемках этого фильма. Перед ареной пройдет выставка ретро-автомобилей. И еще одна фишка: мы пригласим болельщиков в самую известную очередь, которая была в 70-е. В нее вставали со всех уголков Советского Союза. Что это за очередь, болельщики узнают, придя на арену.
Призываем, чтобы болельщики тоже нас поддержали и, может быть, нашли на антресолях костюмы из того времени. Самых ярких и стильных мы постараемся наградить. Но фанаты всегда нам помогали. В прошлом году, к примеру, мы предложили болельщикам приносить акции «МММ» (крупнейшая в истории России финансовая пирамида. — Sport24) и обменивать их на подарки от клуба — атрибутику, абонементы и так далее. Люди просто завалили нас этими акциями! Они покупали их на Авито, проявив чудеса изворотливости, потому что найти эти акции целыми и невредимыми спустя столько лет не так просто. Это было очень здорово, мы всем благодарны!
— Шоу не шоу без Юлиуса Гудачека и его перфомансов после игр.
— Да, мы с Юлиусом готовим программу. Могу сказать ему спасибо — это удивительно позитивный человек, который откликается на любые предложения и авантюры. И порой сам что-то придумывает — может купить в магазине какие-то атрибуты для очередного шоу. Парик, например. Для клуба, с точки зрения маркетинга, подобный хоккеист — находка. Он привлекает огромное число болельщиков, которые идут посмотреть на Гудачека. При этом он и вратарь хороший, который очень много делает, чтобы команда уверенно шла в зоне плей-офф.
— Что самое сложное в организации ретро-матчей?
— Они все требуют серьезной подготовки. Мы придумали, что команда должна приезжать на игру на транспорте определенной эпохи. Найти эти древние автобусы, чтобы они были на ходу, тоже непростая задача. У нас в клубе не так уж много людей по сравнению с клубами НХЛ. И лично для нас подобные ретро-матчи означают работу без выходных на протяжении 2-3 недель.
— Проведение ретро-матча — дорогое удовольствие?
— Точных цифр не назову, но там абсолютно вменяемые суммы. Какие-то вещи мы делаем по бартеру или за рекламу. Достаточно затратная история — пошить на команду ретро-форму. В этом году мы сделали для ребят вязаные свитера. Они шикарно выглядят, но играть в них команда не будет: если они намокнут, передвигаться будет невозможно. Мы пошили эту форму специально, чтобы ребята сделали красивые заявочные фотографии, профайлы к ретро-матчу. Потом, надеемся, продадим форму болельщикам, а деньги направим на благотворительность.
— Без чего ретро-матч точно не получится? Три главных компонента.
— Наверное, музыка, которая звучит на арене и создает настроение. Плюс фойе и площадь перед ареной, которые мы используем для разного рода активностей.
— Почему такого нет в футболе?
— Не знаю, мне кажется, там при желании это все тоже можно сделать. Ничто не мешает на современных стадионах, которые у нас появились в последние годы, организовать какие-то буфеты. И выпустить программки, похожие на те, что были в советское время. Музыка, форма — наверное, да, все упирается просто в желание или нежелание клубов этим заниматься. Конечно, нам удобно — у нас закрытый дворец спорта, и там можно это делать, независимо от погоды.
— Будет ли в этом сезоне отдельный матч по заявкам болельщиков — как на весенней игре «Спартака» с «Сочи»?
— Мы пока не объявляли об этом, но да, планируем сделать. Это тоже интересный интерактив. Мы действительно собирали пожелания о том, чего бы болельщикам хотелось. Понятно, что многие пожелания выполнить не удалось. Они были объективно сложные — например, люди просили привезти Гашека. Но мы постараемся провести подобный матч, он позволяет клубу и болельщикам стать ближе друг к другу.
Матч «Спартак» — «Барыс» — 22 декабря в 17:15 в «Парке Легенд».