Таким ужасным Радулова мы еще не видели. Русскую звезду усадили в запас, но это вряд ли поможет
Никогда не знаешь, когда наступит закат. Для Павла Дацюка солнце заходит не первый год, но он все еще борется со своим изношенным организмом, периодически выдавая камерные спектакли для ценителей. Павел Буре закончил с хоккеем в 32 года. Насколько быстро летела Русская Ракета, настолько же резко она сошла с вооружения. Буре, в отличие от Дацюка, проиграл бой многочисленным травмам. А вот глядя на Александра Овечкина, кажется, он не постареет никогда. Седина не в счет, пепел на голове скорее вводит в заблуждение. Да и какой хоккей без Овечкина? Уже не знаем и знать не хотим.
Александру Радулову нынче 33 года. Возраст Христа. Сакральные для любого мужчины цифры. И точно не финиш. Вот только такого выхолощенного Радулова мы не видели давно. Быть может, что и никогда. С тех пор, как он появился где-то на горизонте молодым демоном, набирающим 150 очков в юниорской лиге Квебека, по запасам энергии все хоккеисты мира остались позади. Если с кем и конкурировал этот русский, то с ГЭС. В этом сезоне Александра словно обесточили. Попадание в запас «Далласа» на игру с «Виннипегом» это лишь задокументировало.
«Радулов вне заявки. Мы делаем так, как будет лучше для «Далласа». Да, мы с ним разговаривали, я показывал видео и объяснял, какую игру жду от него. Мы делаем это с каждым игроком. Сегодня я сказал ему заранее, что в состав на матч он не попадет. Радулов — хороший игрок, элитный игрок в НХЛ. Для него это возможность посмотреть матч, постараться вернуться в состав и начать помогать нам выигрывать», — объяснил свое решение главный тренер «Далласа» Джин Монтгомери.
На первый взгляд, ситуация Радулова чем-то напоминает историю, в которую в «Лос-Анджелесе» угодил его товарищ по имени Илья. Что в Техасе, что в Калифорнии крайним за паршивые результаты команды сделали русского. Хотя Браун с Даути в «Кингз», как и Сегин с Бенном в «Старз» заслуживали командировки в запас не меньше Ковальчука с Радуловым. Есть, правда, у этой параллели одно существенное «но». Ковальчуку дали билет в один конец, тогда как с его соотечественником поступают по методу, который год назад уже давал результат.
Радулов — звезда. Что в КХЛ, что в НХЛ. Дергать его как мальчишку, выводя из состава и снова включая, решится далеко не каждый тренер. Давным-давно, еще будучи форвардом ЦСКА, нечто подобное с ним проделывал Вячеслав Буцаев. В итоге долго этот специалист в московском клубе не проработал. Вторым тренером, кто пошел на столь радикальный шаг, стал Монтгомери — канадец, который в бытность игроком засветился в составе «Салавата Юлаева». В прошлом сезоне он наказал Радулова за опоздание на тренировку, после чего Тасманский Дьявол вышел разозленный на следующий матч и оформил первый хет-трик в НХЛ.
Монтгомери решил пойти по проторенной дорожке, полагая, что если подействовало один раз, значит, получится еще и еще. Вот только разница с прошлогодней историей есть, и весьма существенная. Тогда решение главного тренера носило дисциплинарный характер. Радулова усадили на лавку не за плохую игру, а за бытовую расхлябанность. Непосредственно с хоккеем у Александра был полный порядок. Он забивал, отдавал, заряжал партнеров энергией и в итоге закончил сезон с повторением личного рекорда результативности. В концовке регулярного чемпионата 47-й действительно прибавил, но и до мартовского инцидента все было неплохо.
Теперь все иначе. Мы не знаем, есть ли конфликт между Радуловым и Монтгомери, но у главного тренера «Далласа» были вполне спортивные причины выйти на игру с «Виннипегом» без обладателя знаменитой беззубой улыбки. В последних четырех матчах у Александра ни одного очка и три удаления, а в единственном случае, когда обошелся без штрафа, схватил «-2» по показателю полезности. Самое страшное, что такая картина вполне симптоматична для всего сезона. Скорее, удачные матчи Радулова воспринимаются как разовые вспышки.
Порой статистика выступает в роли иллюзиониста и пудрит мозги невнимательной публике. Большое количество штрафных минут может быть следствием одного-двух удалений до конца игры и не отражать общей картины. Увы, это не случай Радулова. Все его 30 минут — это двухминутные удаления. По количеству нарушений, а не по общему времени, проведенному на скамейке штрафников, он второй в лиге. Но если для Никиты Задорова, расположившемуся по соседству, удаления с его стилем игры и габаритами неизбежны, то у Радулова зашкаливает количество откровенно глупых фолов.
По большому счету, Радулов никогда не претендовал на «Леди Бинг Трофи». Не потому, что он грубый или подлый игрок. Во многом это другая сторона медали его заряженности. Там, где Тасманский дьявол остервенело идет в отбор, неизбежно всплывают и удаления. В этом сезоне их не сказать чтобы намного больше обычного. До рекорда в 143 минуты, который он поставил в сезоне-2014/2015, еще далеко. Но тогда, выступая за ЦСКА, Радулов набрал 71 очко в 46 играх. Сейчас же проблема в том, что штрафных минут у лидера «Далласа» в два раза больше, чем очков, а большинство удалений произошли в зоне атаки.
Все эти многочисленные зацепы и удары по рукам в неподходящий момент — индикатор состояния Радулова. Нам остается только догадываться, что в голове у самого взбалмошного русского хоккеиста. Раздражает ли его стиль игры команды, который иначе как примитивным не назовешь? Быть может, у него разногласия с партнерами? Или Александр бесится, потому что у него самого все валится из рук? Вроде бы он второй снайпер и третий бомбардир «Далласа», но 7 из 15 очков, то есть почти половину, он набрал за два матча.
Проблема Радулова не только в том, что он психует и не реализовывает моменты. В отдельно взятых матчах этих моментов у него попросту нет. Как нет и привычной взрывной скорости. Черные полосы были у Александра и раньше, но он все компенсировал запредельной трудоспособностью. Даже не набирая очков, 47-й номер был одновременно на всех участках площадки. Теперь же раствориться на льду становится для Радулова привычным делом. И это тревожит больше всего.
На глаз не определить, в голове причина или в ногах. Если дело только в психологии, то просмотр матча «Далласа» из ложи прессы может решить проблему. Но в том случае, если батарейка Радулова начала разряжаться, все куда серьезнее. Как бы ни казался россиянин эдаким хоккейным перпетуум-мобиле, у каждого игрока есть свой ресурс. 33 — действительно не тот возраст, когда должен наступать резкий спад. В теории до критической отметки у Александра есть два-три года. Но что, если гиперактивный стиль игры попросту ускорил расход топлива?
И вот тут многое зависит от самого Радулова. Он всю жизнь носился от ворот до ворот с языком на плече, но Александр уже давно не мальчик. Кажется, настало время переключить передачу. Ему не помешало бы посмотреть на Овечкина, которого хейтеры списывали на свалку по несколько раз за карьеру, но тот менялся и выбивал очередной полтинник. Капитан «Вашингтона» попробовал себя на правом фланге, стал более командным игроком и перестал тратить себя на хиты ради хитов. Подобный резерв есть и у Радулова.
Он ведь далеко не примитивный игрок в стиле «бей-беги». Так, как видит партнеров 47-й номер «Далласа», умеют единицы. Сочетая в себе энерджайзера и плеймейкера, Радулову впору сместить акценты в сторону того сильного качества, которое сможет вывести его из кризиса, а в перспективе обеспечить хоккейное долголетие. Любой умудренный жизнью ветеран знает, что шайба летит быстрее любого человека на коньках. Эту истину должен познать и Радулов.