«Легионеры «Салавата» болтают, но ни разу не предлагали подраться». Лукоянов — про главное дерби КХЛ
Артем Лукоянов в свои 30 лет — один из ветеранов «Ак Барса». Уроженец Альметьевска давно играет за главный клуб Татарстана и со временем стал одним из его символов. Во многом из-за того, что помимо самоотверженной игры проявляет себя за пределами площадки. Лукоянов играет в футбол, непринужденно общается с фанатами и поддевает соперников в интервью. В общем, вызывает эмоции. А больше всего эмоций, как известно, в особенных играх. В преддверии второго в сезоне «Зеленого дерби» мы пообщались с одним из главных действующих лиц матчей между «Ак Барсом» и «Салаватом Юлаевым».
— «Ак Барс» пока весьма успешно проводит сезон. За счет чего, по-вашему, это удается?
— У нас высокие задачи, всегда идем на первых местах. В этом году структура игры чуть поменялась. Играем больше в атаке активно. Вратарская бригада у нас очень неплохо выступает. За счет объединенной, правильной игры и тренерских установок получается такая игра. И забиваем много, и стараемся меньше пропустить. Пока что все идет на высоком уровне, все неплохо.
— Что изменил Дмитрий Квартальнов?
— У каждого тренера свой взгляд на структуру игры. Команда поменялась: помолодела, много других игроков. Построена другая команда совсем. Трудно сказать, что именно, но клуб справляется со своими задачами. Самое главное, не останавливаемся на вчерашнем результате, а с каждым матчем идем вперед, улучшаем игру. Совершенствуем свою игру, и коллектив строится. Как мы знаем, в конце сезона не будет места шагу назад и права на ошибку. Сейчас идет подготовка к самому главному, к чему мы стремимся. На мой взгляд, наш тренерский штаб хорошо справляется, делает правильные поправки.
— Вы сейчас меньше играете. Да, была травма, но и после возвращения, например, игру с «Барысом» пропустили.
— Нет, я еще не до конца восстановился, я даже вышел очень рано. Я откатался дней пять, на тот момент приехал «Авангард». Тренер спросил: «Ты сможешь?» Я ответил: «Да». Сыграл с Омском, с «Трактором», но по физике чувствую, что пока не вывожу тот темп, ту борьбу, в которой я умею играть. Если я не готов, надо подготовиться, потому что от меня ждут ту игру, которую я могу показывать. Есть время, спешить некуда.
В жизни бывают черные полосы. По поводу прошлых сезонов — много играл, не было травм. Но когда-то это случается. Самое главное — не бежать вперед паровоза. Поговорили с тренерами после Новосибирска, мне пока сложновато. В принципе, планировали, что я буду играть с «Салаватом Юлаевым», но решили, что лучше потренироваться, набрать форму, кондиции, потому что у нас есть кому играть. Это не относится к ротации, то, что я не играю. Никакого конфликта, ничего вообще нет, это рабочий момент.
— То есть в ближайшем матче с «Салаватом» вы, скорее всего, не сыграете.
— Нет.
— Что пошло не так весной в серии с «Авангардом»? Довольно редкое явление — когда чемпион выбывает в первом раунде.
— Скрывать не будем — в какой-то момент команда насытилась победами, победой в том году. Выиграли Кубок, насытились победой, у всех эйфория. Я в общем говорю, не за себя, такое мое мнение. Просто не было такого драйва. В сезоне тоже не так шли. Не было той команды, которая была год назад, когда друг за друга все. Мы выигрывали сложные матчи, бывали сложные матчи, спады, но мы шли ровно. А в том сезоне такого не было, то наверху, то в яму. Видно по команде. А Омск шел спокойно, без каких-либо спадов. У них ровный состав, глубина состава хорошая. Четыре или пять звеньев у них были ровных. Просто они больше хотели обыграть нас. Когда они нас обыграли, я точно знал, что они будут играть в финале. Потому что команда была без единой ошибки, они играли строго. Но это пройденный этап, об этом уже не вспоминаешь.
— Расскажите, что для вас значат матчи с Уфой. Как давно это?
— Это зародилось давным-давно. Когда был мой первый сезон в «Ак Барсе», наш первый соперник в плей-офф был Уфа, и я забил свой первый гол в Уфе. Мне нравится атмосфера этих матчей, нравится, как народ шумит, болеет. Наши болельщики и наш народ в общем похож на Башкортостан. Захватывают эти матчи, болеют по-другому, накал другой совсем. Интересно играть и пропускать матчи не хочется. Все равно настраиваешься по-другому. Какой бы год ни был, у Уфы всегда сильная команда, и тоже ставят задачи на высокие места. Интересно играть против них. За мое время в «Ак Барсе» только в одном плей-офф проиграли «Салавату», в основном только победы. Ждешь с нетерпением этот матч, чтобы выйти на лед. Независимо — здесь или у себя дома, это все равно, что игры плей-офф. И болельщики молодцы, что у нас, что местные, они всегда заряжают хорошо.
— С каким противостоянием в спорте, литературе, кино или еще где-то вы можете сравнить игры «Салавата» с «Ак Барсом»?
— В хоккее ни одно дерби не сравнивается с этим, это 100%. Я могу сравнить с футболом, как «Спартак» играет против ЦСКА. Но у них немножко погорячее это проходит между болельщиками. Здесь сама суть — это между нашими республиками происходит и в пределе разумного. Знакомых много, которые говорят: «Вот, у меня товарищ в Уфе, мы вместе спорим: он за Уфу, я за «Ак Барс». Приятно слышать, что они на доброй ноте так шутят между собой.
— Выделите топ-3 Зеленых дерби, в которых вы принимали участие.
— Так. Это когда мы их 8:0 обыграли дома…
— Так и знал, что вы это первым назовете.
— 4-3 обыграли в серии плей-офф и дальше прошли, это дома было.
— 2013 год.
— Да, я сделал передачу, а Леха Терещенко забил четвертый гол. И еще один матч, наверное, в том году, когда мы проигрывали 1:4, выиграли 5:4 по буллитам.
— Что говорят игроки на скамейке во время этих игр? Вы даже замечали плакаты на трибунах.
— Конечно, смотришь, интересуешься: народ пришел, кто за кого болеет. Когда в Уфе, особо не присматриваешься. Атмосфера не домашняя, больно по сторонам не смотришь. Каждый должен подбадривать друг друга, заводить, чтобы не поник никто. Если подбадривать команду, она будет более эмоциональной, более быстрой, более захватывающую игру будет показывать. Возьмем стычки — в последней игре «Ак Барс» горел 0:1, а после стычки Даниса и Умарка игра поменялась, «Ак Барс» сразу же забил гол. Игра полностью поменялась. Накал зашкаливает.
— Игроки часто говорят о значимости дерби, но все очень тактично и даже скучно. А вы стоите особняком со своими яркими цитатами. Значит ли это, что остальные спокойнее относятся? Или не признаются вслух?
— У нас команда новая, некоторые еще не понимают, что значат эти матчи. Я в детстве еще по телевизору видел, как Морозов и Зарипов против Уфы выступают, видел, как болеют. Отец болел, когда играли с башкирами. Это же ничего, что я говорю «башкиры»?
— Ничего такого.
— Это было с детства. А некоторые ребята не знают, они же не местные, не с республики вообще. Им тяжело понять. Не то, что не объяснили им, через такие игры надо проходить. Через такие игры они должны понять, что можно проиграть хоть кому, но не «Салавату». Проиграть очень обидно. Я вот даже не играл в предыдущем матче, но было жалко. Жесткости чуть-чуть не хватило. Но все впереди.
По поводу цитат. Нужно же подзадорить, чтобы народ говорил, это же нормальное явление. Я не считаю, что это плохо. Ну не буду я говорить и не будут так яростно обсуждать наше дерби. Чем больше разговариваешь, развиваешь это дерби, тем лучше, интереснее. Народу есть о чем поговорить: «А вот он так сказал, а вот он это…»
— У вас были проблемы из-за интервью — претензии от КХЛ, «Ак Барса», клубов?
— Вообще не было. Я вижу, что мне приходят в директ сообщения от некоторых болельщиков «Салавата Юлаева». Но я не открываю, не смотрю.
— Проверяете потом реакцию в комментах и в соцсетях?
— Некоторые смотрю. Иногда ребята с других команд даже говорят «Читал, что ты говоришь». Нормально. Ну а что? Смешно же. Живем один раз, нужно выжимать больше из этого. А так, чтобы КХЛ наказывала — да не, я же ничего запрещенного не говорю.
— В конце «регулярки» «Ак Барс» часто проигрывает «Салавату», и обычно эти встречи с турнирной точки зрения уже ничего для Казани не значат.
— С Уфой никогда не было такого, что без разницы, как сыграем. Всегда, и при Зинэтуле Хайдяровиче тоже. Эти матчи очень важны. Без разницы, идем ли мы на первом месте, а они на восьмом, или наоборот. Эта игра всегда ценится. Не только нами, но и болельщиками. Я общаюсь с некоторыми активными болельщиками, они всегда на связи и говорят: «Самое главное — обыграть «Салават». Знаю, что они горят этим. Матчи с «Салаватом» — это даже не обсуждается, это на уровне плей-офф. Каждая игра.
— Как вы отреагировали на обмен Бурмистрова?
— Ну, Санька не виноват.
— Вы сказали «не виноват», как будто он что-то плохое совершил.
— Слушайте, он воспитанник казанского клуба. Я не думаю, что если бы у него был выбор, он пошел бы сюда. Это 100%. Я думаю так. Я ничего плохого не имею в виду, «Салават» — это топ-команда, здесь все отлично, на топ-уровне. Просто само по себе то, что ты воспитанник казанского хоккея и переходишь сюда… Опять же, это только мое мнение. Зная его, я думаю, он пошел бы в другой клуб. Там же он не выбирал. Был обмен. Он пришел, играет, нравится ему, мы с ним разговаривали. Почему нет.
— Он у себя в сторис написал «С победой, правильные зелёные» после победы в прошлом матче.
— Да ладно?
— Вы не видели? Серьезно?
— Нет, я в инстаграме не видел. Ну ладно, он же это с какой-то ухмылкой, чтобы подзадорить. Правильно сделал. Почему нет? Я бы, может, тоже такое закинул. Весело же. Зато вот мы с вами теперь разговариваем про это, интересно. Надо больше, чем больше подкидывать, тем развиваться дерби будет лучше. Видите, дошло до того, что мы даже в Швейцарии будем играть.
А хотелось бы вообще как-нибудь матч провести на открытом воздухе. Сыграть хороший матч на открытой площадке, именно с «Салаватом Юлаевым». Это вообще круто будет. Можно у них, можно у нас. Есть такая мечта: хочу сыграть именно против «Салавата» в «Русскую классику».
— Чем вам не нравится Линус Умарк?
— А чем он мне должен нравиться? Он крутой игрок, отличный мастер, хорошо катается, хорошо обращается с шайбой, хорошо видит площадку, он мастер. Реально хороший игрок.
— Вы точно хотели бы оказаться на месте Зарипова в прошлой игре.
— Я думаю, я был где-то в Данисе, когда он его бил. (Смеется.)
— «Всякие 67-е и 70-е номера там ездят, одному из них предложили подраться, не знаю, почему он отказался. Может, испугался», — говорили в январе 2017-го. Кому предложили? И Хартикайнену-то за что досталось?
— Это эмоции были, я уже не помню. Но вот даже взять этого Хартикайнена — он не будет драться. Он может ездить, болтать. А так чтобы сказать: «Давай подеремся», — они ни разу такого не делали. Они ездят, задевают исподтишка. У Хартикайнена нет задачи драться, он тоже хороший игрок и мастер. Они могут поболтать, чтобы вывести игрока из себя. Вот один вывел, его наказали уже. В следующий раз будет знать, что нельзя много болтать. (Улыбается.)
— Еще одна цитата: «В Уфе всегда нелегко играть, там публика не очень благоприятная, более агрессивный народ по сравнению с Татарстаном». Уже не в сторону игроков, а населения. Вообще-то, это довольно жестко.
— Почему я это сказал? Саня Свитов тут играл, а ему с трибун кричат «да пошел ты» и всякое такое. Хотя он играл в «Салавате Юлаеве». Они не могут так относиться к человеку, за которого раньше болели. Ну и что, он надел другую майку? Что теперь, надо его посылать? Было, что кидали в нас внизу что-то, били по стеклам. У нас так не делают, это 100%, у нас ярые болельщики в отдельных секторах сидят. А тут прямо кидались на скамейку, я уже не помню, чем, около скамейки по стеклам были. А когда выходили в подтрибунное, начали кричать слова матерные. Саня чуть драться не полез наверх. Я такое запомнил и в интервью сказал. Это не красит тех, кто так делал. Я не имел в виду всех, я только про тех, кто позорит свой клуб. Везде есть такие.
— Про Москву у вас подобное было в прошлом финале: «Здесь блекло, играть не хочется. Нет такой атмосферы, как на других аренах».
— Ну вот видишь, они потом сразу стадион поменяли. Но на самом деле атмосфера такая была, и народ не ходил. Сейчас они переехали, народ ходит.
— Вы на короткое время стали футболистом. Расскажите, как это организовали и специально ли подобрали матч против дубля ФК «Уфа».
— Это получилось вообще случайно, что с дублем «Уфы». В одном из интервью я сказал, что есть у меня мечта сыграть в футбол. На следующий день пришел вызов — с «Камаза» написали. Подумал, что за слова надо ответить. Честно — волновался. Думал: «Не, как-то мне не очень, стремно». В итоге говорят: «Давай сделаем». Ну а что? Чего просто так сидеть на месте? Получилось очень прикольно, мне понравилось, честно. Посмотрел, как там проходят тренировки, какая атмосфера. Круто вообще.
— У Уфы есть команды в волейболе и баскетболе.
— Да, уже подкидывали такие идеи. Может, на следующий год в волейбол сыграю или где-то еще.
— Григорий Панин вот с Алексеем Спиридоновым из «Урала» дружит.
— Я тоже с ним дружу, я ему майку «Ак Барса» на игре передавал. Он в том году играл в «Зените», мы с ним познакомились на матче. Он тоже болельщик «Спартака», общий интерес есть у нас.
— Чисто теоретически, можете представить себя в «Салавате Юлаеве»?
— Все возможно. Здесь не нужен стану, а в «Салавате» скажут, давай к нам. А я не могу отказаться, как в случае с Сашкой. А семью надо кормить. Кто будет кормить мою семью? Придется ехать и выполнять работу. Все может быть в жизни. Я же не говорю, что Уфа — плохой клуб, я говорю именно про одного человека, который мне не нравится.
— А если бы как в НХЛ могли указать пункт о запрете в обмен в конкретный клуб? Указали бы «Салават»?
— Думаю, да. Ну а что? Чего тут греха таить, тут народ меня и так не любит. В любом случае они не рады будут меня видеть. Вот зачем я им нужен?
— У вас есть желание всю карьеру за «Ак Барс» провести? Конечно, это тяжело в современных условиях, но…
— Пока я здесь нужен — я здесь. А так, да, хочу играть всю карьеру здесь и выиграть много кубков.
— В чем «Салават» превосходит «Ак Барс»?
— Я не думаю, что «Салават» в чем-то превосходит. «Ак Барс» идет намного увереннее. Если взглянем на составы — ну, может быть, одинаковые. У них есть хорошие импортные, у нас есть хорошие импортные. (Улыбается.) Хотя если взять предыдущий матч, то я не ожидал, что «Салават» так хорошо сыграет. Сколько я не смотрел игры уфимцев в этом сезоне — я думаю, это их самая хорошая игра была. Потому что народ в «Салавате» играл и в том, и в позапрошлом году, и они знают, как эти матчи играть. Я только по игре могу сравнивать, а в остальном я же не знаю, как здесь. Хороший клуб, все равно во многом похожи. А у них база есть?
— Нет.
— Вот, а у нас база есть, значит, мы лучше! (Смеется.)
— Это интервью выйдет за несколько часов до матча, и его обязательно прочитают в «Салавате». У вас есть возможность обратиться к сопернику.
— Пусть спят спокойно, я играть не буду. Я думаю, завтра они опять захотят обыграть «Ак Барс», игра будет еще зрелищнее. Удачи, самое главное, чтоб без травм, чтобы показали хорошую игру для народа, для башкиров, для татар. Пусть победит сильнейший на завтрашний день.
— Вы играли в финале 2015-го и стали чемпионом 2018-го. Что «Ак Барсу» надо сделать, чтобы снова оказаться на вершине?
— Самое главное — быть друг за друга. Играть строго. И чтобы каждый из нас, от массажиста до хоккеиста, хотел выиграть Кубок. Чтобы он каждую ночь снился. И тогда, я думаю, мы его вернем себе. Одна цель — она приведет к победе. Из остального: нужны силы, здоровье и общий труд. Как говорил Зинэтула Хайдярович: «Только честный труд приведет к победе».
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.