В Америке русские хоккеисты становятся открытыми. В КХЛ им на всех наплевать
Удивительная все же страна Америка. Попадая туда, с уст так и срывается то самое «How are you?», а на лице растекается улыбка. И, заметьте, происходит это без дополнительных стимуляторов и вмешательств пластических хирургов. Мы много слышали, что американцы более приветливые, чем русские, но мало кто это проверял на себе. Но смотришь на наших хоккеистов, уезжающих в НХЛ, и понимаешь, что дело не в национальности, а в том, что вокруг. Кто бы что ни говорил, а бытие определяет сознание.
Взять хотя бы Никиту Гусева. Сколько он интервью раздал за время, проведенное в России? А ведь он проходил все ступени развития на родине, никуда за ее пределы не уезжая. Последние года три Гусев пребывал в статусе звезды не только СКА, но и всей КХЛ. Сколько рекламных роликов снял с его участием питерский клуб? На сколько процентов его медийный потенциал реализовала лига? И ведь не скажешь, что в КХЛ и СКА работают непрофессионалы. У них просто не было молотка нужного калибра, чтобы достучаться до Гусева.
Гусев был воплощением советско-российского заблуждения, что звезда должна отдаваться на льду и только там. Мол, работа хоккеиста — забивать голы и, по возможности, выполнять установку тренера, а не болтать в камеру под лучами софитов. В таком же статусе провел всю карьеру Сергей Мозякин, который одинаково успешно уходил как от защитников, так и от журналистов в микст-зоне. Быть может, поэтому рекордсмена всего и вся недооценивают, чаще вспоминая то самое билялетдиновское «до ворот не доедет», а не два кубка с «Магниткой»?
Никита свернул с протоптанной Мозякиным дорожки, решив, что быть легендой КХЛ — это хоть и почетно, но для действительно большого игрока все-таки мелковато. Решившись на вояж в Америку, Гусев вдруг изменил себе. Не особо словоохотливый парень, который со стороны видится типичным интровертом, вдруг завел инстаграм. Первое фото, которое выложил новичок «Нью-Джерси», сделано возле памятника Мартину Бродо. Обратите внимание на почти профессионально расставленные хештеги.
Минули сутки, а в инстаграме Гусева появилась еще одна запись. На этот раз он показывает сыну джерси с номером 97, которые уже вовсю продаются в официальных магазинах «Девилз». Говорят, что дверь в социальные сети для Никиты открыла его жена. Но как бы Гусев к этому ни пришел, сам, благодаря супруге или с подачи клуба, все это очень симптоматично. Уезжая из России, наши угрюмые и нелюдимые хоккеисты вдруг становятся открытыми полуамериканцами, образцами профессионализма.
На самом деле, примеров вроде Гусева не так уж много. Мы не знаем, каких масштабов была бы харизма Александра Овечкина, не отправься он в 18 лет в Вашингтон. Носил бы он тонированный визор? Сверкал бы беззубой улыбкой? Стал бы, в конце концов, Александром Великим? Вопросы, вопросы. Зато Евгению Малкину игра в НХЛ точно пошла на пользу. Не только как игроку, но и как личности. Он, скромный парень из Магнитогорска, много работал над саморазвитием. Чуть ли не у логопеда брал уроки. Все, чтобы соответствовать статусу звезды.
Кому-то вроде Артемия Панарина даже английский знать необязательно, чтобы быть всеобщим любимцем. Достаточно просто оставаться самим собой. Непосредственность Панарина с переездом в Америку никуда не делась, зато пришла осознанность. Финансовая и политическая. Казалось бы, всегда открытым был и Евгений Кузнецов, но однажды я сам был свидетелем того, как молодой Кузя прошел мимо толпы журналистов даже не молча, а с парой не самых печатных фраз. В «Вашингтоне» он себе такого не позволял.
Чуть ли не единственный игрок, которого PR-машина НХЛ не прогнула под себя, это Никита Кучеров. Давний друг Гусева неохотно дает интервью, без особого удовольствия фотографируется с болельщиками и с кислой миной проходит мимо старых знакомых. Кучеров, скорее, пользуется статусом суперзвезды, чтобы еще больше зарыться в свою нору. Потому что может себе это позволить. Но стоит ли ему после этого жаловаться, что лучшего бомбардира НХЛ не узнают в московских торговых центрах? Да и то, что джерси с фамилией Kucherov со скрипом продаются в Америке, вполне показательно.
Можно, конечно, напирать на версию, что наших хоккеистов меняет Америка и менталитет местных жителей, но прежде всего это идет от лиги. НХЛ напрямую не будет заставлять заводить инстаграм, но те условия, в которые попадают игроки, обязывают их не только играть в хоккей. Конкуренция идет как в тренировочных лагерях, так и в социальных сетях. Обменять весельчака, кумира болельщиков и просто узнаваемого парня захотят меньше, чем такого же, но сторонящегося всех вокруг. Количество подписчиков в твиттере или инстаграме — это тоже своего рода капитал.
КХЛ пытается «построить» своих звезд. На официальном сайте лиги недавно даже появилось интервью Мозякина. Невиданное дело! С этого сезона все хоккеисты обязаны приезжать на матчи при параде, в костюмах. Это ведь тоже часть имиджа. Вроде бы в регламенте и требования по интервью прописаны, но никакие штрафы и правила не заставят игроков открыться нараспашку, если они сами этого не захотят. А захотеть они могут только тогда, когда поймут, что лишнее появление в рекламном ролике или на билборде поможет их карьере. Или как минимум пополнит лицевой счет.
Большая проблема КХЛ в том, что в основном она эксплуатирует, а не производит звезд. Самые громкие имена в истории лиги, такие как Александр Радулов, Илья Ковальчук и Яромир Ягр, были продуктами североамериканского спорта. Все они подавались нашей публике как энхаэловцы, выбравшие российскую лигу. Но образ им создали в НХЛ. Тут можно было обвинить КХЛ в неумении раскручивать и продавать, но проблема куда глубже.
Играя за клубы, живущие на государственные деньги, хоккеисты прекрасно понимают, что на их зарплаты влияет не посещаемость, не ТВ-рейтинги или количество лайков, а цена на нефть. И только попадая в среду, где все участники большого шоу повязаны между собой, они вдруг осознают, что миллионы долларов платят за нечто большее, чем умение попадать палкой по резиновому диску. К сожалению, возвращаясь обратно, многие об этом тут же забывают. Будто герой Уилла Смита из «Людей в черном» стер им память.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.