КХЛ усложнила русским хоккеистам бегство в Америку. Но новый пункт регламента никого не остановит

Каждый год КХЛ работает над усовершенствованием регламентов, добавляя все новые пункты, которые должны помочь сделать лигу более конкурентной и успешной. Обновленный правовой регламент был составлен 4 июля, однако важные изменения в нем заметили только сейчас. Касается это «лазейки», с помощью которой в прошлом сезоне Никита Гусев и Владислав Гавриков уехали в НХЛ, а СКА не потерял на игроков права.
Чтобы разобраться, в чем дело, перенесемся в начало апреля 2019 года. СКА проиграл в финале Западной конференции ЦСКА и завершил сезон. У Гусева и Гаврикова 30 апреля истекали соглашения с питерским клубом, продлевать их хоккеисты были не намерены. Оба уже давно решили, что поедут в НХЛ. На 26-летнего нападающего (сейчас Никите 27) права в Америке тогда принадлежали «Вегас Голден Найтс», а на 23-летнего защитника — «Коламбус Блю Джекетс». Оба клуба попали в плей-офф Кубка Стэнли, поэтому игроки и захотели доиграть сезон за океаном. Для того, чтобы уехать, им нужно было расторгнуть контракты со СКА.
Все бы ничего, но расторжение контракта по обоюдному согласию сторон (по инициативе игрока оно невозможно в период с даты начала плей-офф по 30 апреля) влечет за собой потерю прав на игрока. Именно по этой причине «Трактор» не отпустил Виталия Кравцова доигрывать сезон в «Рейнджерс». Но наверняка это была лишь отговорка, клубы знали о лазейке, к который прибегнул СКА через пару недель.
Напомним, что у Гусева и Гаврикова заканчивались контракты. В соответствии с правовым регламентом КХЛ в период с 1 по 30 апреля клубы могут делать своим игрокам в возрасте до 29 лет, у которых заканчиваются контракты, квалификационные предложения. Это и сделали армейцы. Гусев и Гавриков, в свою очередь, предложение приняли и приобрели статус «игрок, закрепленный за клубом». На следующий день клуб и игроки расторгли действующий контракт по соглашению сторон. Таким образом, с 13 по 30 апреля оба являлись НСА (неограниченно свободными агентами). С 1 мая в КХЛ права на Гусева и Гаврикова принадлежат СКА, так как вступит в силу квалификационное предложение, сделанное ранее.

Когда была предана огласке эта гениальная схема, то сразу стало понятно, что руководство лиги не допустит повторение ситуации. Популярности КХЛ такой отъезд точно не прибавляет. После майского совета директоров лиги стало известно, что соответствующий пункт появится в регламенте на новый сезон.
В новой версии регламента КХЛ в статью 8 — «Ограниченно свободный агент» — добавили пункт номер 9, который закрывает возможность расторгать контракт с ограниченно свободными агентами по соглашению сторон, сохраняя на них права.
— Если Хоккеист в период с 1 по 30 апреля получил и принял Квалификационное предложение от Клуба, а впоследствии Клуб и Хоккеист по соглашению сторон расторгли Контракт, на основании которого было совершено Квалификационное предложение, то Клуб теряет спортивные права на такого Хоккеиста, и ему присваивается статус «Неограниченно свободный агент».
С появлением этого 9-го пункта сохранить права при расторжении контракта можно будет только по инициативе клуба по основаниям, относящимся к дисциплинарным взысканиям. К ним относятся такие вещи, как неисполнение хоккеистом без уважительных причин трудовых обязанностей, прогулы, хищения, нарушение антидопинговых правил и т. д. Таким образом, если в новом сезоне ЦСКА неожиданно провалится, то ни Кирилл Капризов, ни Илья Сорокин, ни кто-либо другой не смогут уехать в свои заокеанские клубы. Штурм НХЛ придется отложить до следующей осени.
С точки зрения лиги это абсолютно правильный шаг. Все будут уверены, что у игрока в голове только плей-офф и результат своего клуба, а не будущая поездка в Америку. Да и КХЛ не будет выглядеть трамплином на пути в сильнейшую лигу мира. Но глобально закрытие этой лазейки не остановит отток российских хоккеистов. Большинство игроков, не пробовавших себя в НХЛ, хотят попытать счастье и готовы уезжать на любые условия. Не стоит пытаться удерживать силой спортсмена в России, лучше сделать так, чтобы он захотел остаться. Но для этого одного пункта в регламенте недостаточно.