Драфт в КХЛ мог бы остановить Пономарева. Вместо Канады он поехал бы в Беларусь
Почему Россия теряет талантливых молодых хоккеистов? На примере Василия Пономарева можно прийти к выводу, что главное зло — это чересчур деятельные родители, которые ведут своих детей извилистой дорогой, зачастую в тупик. Отец главного хедлайнера этой недели напомнил историю про папу Кирилла Кабанова — одного из самых перспективных игроков 1992 г. р. Десять лет назад форвард, не уступавший по таланту Евгению Кузнецову, отказался играть за «Салават Юлаев» и уехал в Канаду. Теперь если где он и востребован, то в чемпионате Дании. Пономарев-старший, требовавший от «Авангарда» баснословную для юниора зарплату, может точно также загубить сыну карьеру.
Впрочем, Пономарев с отцом во многом заложники ситуации. Если верить руководству «Крыльев Советов», предметных предложений по одному из ведущих форвардов юниорской сборной так и не поступило. Василий мог бы продолжить играть в МХЛ, но не три сезона, как ему предлагали в Сетуни, а один, максимум — два. Стопроцентной гарантии, что «Крылья» отпустили бы своего игрока следующим летом, имея на руках контракт, никто дать не в силах. Вот и получается, что Канада стала чуть ли не единственным вариантом продолжения карьеры. Но все могло быть иначе, если бы в лиге продолжал работать механизм драфта.
Как бы сложилась карьера Никиты Зайцева, если бы он уехал в Канаду не в 2016 году, когда заключил контакт с «Торонто», а на семь лет раньше? В 2009 году защитника «Крыльев Советов» выбрали под общим четвертым номером на первом в истории драфте КХЛ. Родному клубу защитника полагалась денежная компенсация, а сам он отправился в Новосибирск. И уже в свой первый сезон он провел четыре десятка матчей за «Сибирь», лишь изредка спускаясь в МХЛ. Не менее показательна история другого «крыльевца» Игоря Шестеркина. В 2012 году его задрафтовал «Спартак», а за семь лет он поступательно добрался до сильнейшей лиги мира.
Драфт в КХЛ сначала переименовали в «Ярмарку юниоров», а затем и вовсе умертвили. Последняя церемония состоялась в 2016 году и прошла почти незамеченной. Но что, если бы лига и по сей день продолжала распределять лучших юниоров среди клубов? При тех правилах драфта, что были в КХЛ, кардинально ничего бы не поменялось. Право защитить пятерых своих воспитанников — это то, что во многом обесценивало всю процедуру. Кто-то из молодых игроков все равно уехал бы в Канаду, как это сделал первый номер драфта-2013 Дмитрий Осипов, так и не сыгравший ни одного матча за «Амур».
Однако в отдельно взятом случае Пономарева драфт был бы выгоден всем сторонам. «Крылья» бы получили фиксированную сумму в качестве компенсации за своего выпускника. По словам гендиректора клуба Алены Крыловой, с точки зрения финансов драфт для независимых школ выгоднее, чем прямая продажа игрока. Не осталась бы в накладе и сторона Пономарева. Василий вряд ли бы попал в «Авангард», куда он ездил на просмотр в канун Нового года, но зато точно не попал бы ту ловушку, в которой оказался сейчас.
Можно еще раз вспомнить того самого защитника «Руси» Осипова и его крайне недовольное выражение лица, когда ему на сцене вручали джерси «Амура». Никто не застрахован от того, что игрок не захочет выступать за команду, которая выбрала его на драфте. Это касается не только нашей лиги, но и НХЛ. Взять хотя бы самый знаменитый случай с Эриком Линдросом. Из-за его забастовки «Квебеку» пришлось проворачивать крупномасштабную сделку с «Филадельфией». Однако вряд ли нечто подобное могло произойти с Пономаревым. Если они с отцом всерьез рассматривали варианты не только с «Авангардом», но с рижским «Динамо» или «Торпедо», то почему бы не поехать и в условный Хабаровск?
Собственно, Хабаровск мог бы стать для Пономарева совсем не условным, а реальным, просуществуй драфт до сегодняшнего дня. Самый талантливый игрок 2002 г. р. все же не он, а Ярослав Аскаров. Вот только при имевшемся правиле пяти защит СКА никуда бы своего вратаря не отпустил, даже несмотря на запредельную концентрацию перспективных голкиперов в системе клуба. Никуда бы не делся из «Салавата Юлаева» лучший бомбардир сборной России на кубке Глинки-Гретцки Александр Пашин. А вот Пономарев, не относящийся ни к одному клубу КХЛ, стал бы реальным, а не виртуальным лотом. И наверняка бы ушел под первым или вторым номером.
Впрочем, фаворитом в борьбе за Пономарева был бы все-таки не «Амур», а минское «Динамо». Если хабаровчане в прошлом сезоне финишировали на третьем месте с конца, то минчане набрали на семь очков меньше. Ниже только «Слован», но словаки лигу уже покинули. Таким образом, право выбирать первым принадлежало бы белорусам. Чем не идеальный вариант для Пономарева? Собственной крутой молодежи у «Динамо» нет, так что Василий почти на безальтернативной основе занял бы роль «лимитчика». Более того, глядя на то, как «зубры» проигрывают клубу Высшей лиги из Ташкента, становится понятно, что конкурировать российскому суперюниору можно и за место во втором-третьем звене.
Пономарев едет в Канаду, а зимой, когда проходил смотрины в «Авангарде», общался с Бобом Хартли. Но и в столице Беларуси есть свой канадец. В «Динамо» вернулся Крэйг Вудкрофт — опытный и харизматичный специалист с родины хоккея. Не стоит забывать и то, кто у него в помощниках. С этого сезона ассистирует канадцу не кто-нибудь, а Михаил Грабовский. Пожалуй, сильнейший центр в истории белорусского хоккея. Пономареву, учитывая аналогичную позицию на площадке, работа с такой глыбой точно бы пошла на пользу. Вот только драфт тихо умертвили, сделав эту историю не более, чем полетом журналистской фантазии. В реальности Пономарев уезжает, а минское «Динамо» с другими аутсайдерами продолжат собирать крошки со стола олигархов.