«Я психически болен, но не слаб». Путь Ленера от алкоголика и биполярника до хоккеиста года в Швеции
— Мне не стыдно сказать, что я психически болен, ведь это не значит, что я психически слаб, — эта фраза Робина Ленера, сказанная на сцене «Мандалай-Бэй» в Лас-Вегасе во время церемонии вручения наград НХЛ мигом разлетелась по миру.
Голкипер «Айлендерс» сказал ее, когда благодарил свое окружение за помощь и поддержку в трудное для него время. Он считает, что при помощи своей жены, команды, сотрудников реабилитационного центра получил «Билл Мастертон Трофи» — награду за упорство, мужество и преданность хоккею. Свою супругу он назвал фантастической, и она разрыдалась прямо в зале. Они оба прошли сложный путь.
Ни один победитель в тот вечер не получил таких долгих и громких аплодисментов, как Робин.
Через несколько дней в Швеции Ленер был признан хоккеистом года по версии влиятельной газеты Expressen.
Всего полтора года назад Робин пережил настоящий ад. В колонке The Athletic он рассказывал о том, что у него было диагностировано биполярное расстройство с маниакальными фазами.
— Моя жизнь изменилась навсегда 29 марта 2018-го, во время обычной игры против «Детройта». Накануне я позвонил тренеру вратарей «Баффало» и сказал ему, что вряд ли смогу сыграть завтра, потому что плохо себя чувствую. Он ответил, что утром на тренировке мы сможем поговорить обо всем и решить этот вопрос. В день игры я сказал ему, что смогу сыграть. Я всегда так говорил.
Игра началась как обычно, но через несколько минут я заметил, что чувствую себя крайне истощенным. Я редко вступал в игру, поэтому начал всерьез беспокоиться. Затем почувствовал боль в груди, мне стало тяжело дышать. Во втором периоде стало еще хуже. Когда он закончился, на меня накатила настоящая паническая атака. Я просто не мог понять, что со мной происходит, это было похоже на сердечный приступ.
С начала 2018-го года я чувствовал сильную депрессию и начал заливать ее алкоголем. Каждый день я выпивал упаковку пива, чтобы успокоить демонов в своей голове, а затем принимал таблетки, чтобы уснуть. Мысли о том, чтобы покончить со всем, были очень близко. Я был близок к этому. Так близок, что за несколько недель до того мартовского матча назначил встречу с нашим нотариусом, Фрэнком. Он предложил поговорить и вместе найти способ вернуть мою жизнь в нормальное русло.
Когда ситуация стала усугубляться, то Ленер решил пройти реабилитационную программу НХЛ в Аризоне. Через пять недель в клинике Робину был поставлен диагноз биполярное расстройство первого типа. Это психическое заболевание, сопровождающееся чередованием маниакального и депрессивного состояния. Оно хроническое, требует длительного приема медикаментов (часто на протяжении всей жизни) и постоянного контроля своего состояния. Алкоголь и наркотики только усугубляют заболевание. Хоккеист рассказывал, что врачи признавались, что он оказался одним из самых сложных пациентов и что его ломка проходила очень тяжело.
— Я видел галлюцинации, бился с воображаемыми демонами и видел какие-то странные видения. Я постоянно находился в фазе быстрого сна. Просыпался от всех этих кошмаров, что лишь ухудшало мое состояние. Спал какими-то урывками. На протяжении этих трех недель, можно сказать, я жил на автопилоте.
Через несколько месяцев в клинике вратарь почувствовал себя лучше. Он заинтересовался религией, стал ближе к семье, отказался от вредных привычек и научился контролировать свои эмоции. Ленер покинул «Баффало» и подписал однолетний контракт с «Айлендерс». Он смог встать на ноги, и это уже была победа. 27-летний хоккеист завершил сезон, одержав 25 побед в 46 матчах. По итогам регулярного чемпионата он был номинирован на приз лучшему вратарю НХЛ. В голосовании за «Везину» стал третьим вслед за Василевским и Бишопом.
— Я прошел долгий путь с тех пор, как покинул «Баффало». Я прошел реабилитацию и начал предпринимать шаги, чтобы изменить свою жизнь. Это было нелегко, но главное — настойчивость. Сдаваться нельзя. Нужно просто довериться процессу, сделать все, что нужно. Моя жена и окружающие меня люди поддерживали меня. Нужно было верить, — признавался Робин (Официальный сайт НХЛ).
Барри Тротц, тренер, без которого бы «Айлендерс» не смогли бы добиться успеха в сезоне (дошли до второго раунда плей-офф), восторгался мужеством своего игрока.
— Он не единственный в лиге, кто борется с таким заболеванием. Иногда ребята просто боятся об этом рассказать. Когда он сделал это, то для меня это стало показателем его силы духа, — говорил Тротц в Лас-Вегасе (TSN).
1 июля Ленер станет свободным агентом — новый контракт с «островитянами» пока не подписан. Сам игрок очень хочет остаться, генеральный менеджер клуба Лу Ламорелло вроде бы тоже хочет его сохранить. Но все упирается в сумму, срок соглашения, а ведь через год в Нью-Йорке приедет Илья Сорокин, а может, удастся подписать сейчас Сергея Бобровского. Не исключено, что Робине все-таки выйдет на рынок свободных агентов. Ленер обязательно найдет работу в НХЛ. И если это будет не «Айлендерс», то он просто начнет писать свою новую историю. Пусть она будет счастливой от начала до конца.