КХЛ может вернуть драфт. Он спасет конкуренцию и остановит бегство молодежи в Америку
Каждый год перед церемонией закрытия сезона КХЛ ее первые лица собираются там же, в Барвихе, чтобы решить главные проблемы лиги. А что? Удобно. Два года назад вручение наград и вовсе ушло на второй план из-за введения масштабной стратегии развития КХЛ с рейтингом, анонсом потолка зарплат и другими революционными решениями. На этот раз все было не так масштабно, но к кое-какому нововведению руководители клубов сделали первый шаг.
Впрочем, новое, как известно, это хорошо забытое старое. В КХЛ пытаются оживить драфт, который незаслуженно усыпили три года назад. На совещании эту тему поднял Кирилл Фастовский, а коллеги генерального менеджера «Сибири» неожиданно его поддержали. Целый ряд руководителей клубов с воодушевлением воспринял эту идею. Пока речь идет только о создании рабочей группы, которая будет прорабатывать варианты возможности возвращения драфта и его формата, но и это уже немало.
Сейчас так сразу и не вспомнишь, почему было принято решение отказаться от драфта. Дмитрий Чернышенко, когда вступил в должность президента КХЛ в 2014 году, первым делом переименовал драфт в ярмарку юниоров. Была попытка отказаться от понятия «скаут» в пользу русского аналога, но до абсурда решили дело не доводить. Однако под новой вывеской драфт просуществовал всего пару лет и тихо умер. Причем никто толком не объяснил, что послужило причиной такого решения.
А ведь если бы не драфт, еще неизвестно, как сложилась бы судьба Никиты Зайцева. Выпускник «Крыльев Советов» попал через драфт в «Сибирь», плавно прошел все этапы от МХЛ до капитанства и вызова в сборную, после чего отправился в ЦСКА. Выгоду извлекла и новосибирская команда, получив за Зайцева солидную компенсацию в виде Дмитрия Кугрышева и Игоря Ожиганова, а впоследствии, продав обоих в ЦСКА, неплохо заработала. В плюсе остались все стороны.
Или взять пример Антона Слепышева, которого в свое время «Кузня» задрафтовала под первым номером. Мало того, что сам игрок, который в условном СКА мог увязнуть где-нибудь в молодежной команде, быстро поднялся по карьерной лестнице, так еще и клубы, в которых он играл, не остались в обиде. «Металлург» заработал полсотни миллионов рублей за продажу Слепышева в «Салават Юлаев», а уже уфимцы за права на нападающего получили от ЦСКА двух игроков.
Это только самые яркие примеры, когда драфт запускает карьеры молодых игроков, отправляя их туда, где гарантировано доверие и игровая практика. А вот что будет с Тихиром Мингачевым в системе ЦСКА, нетрудно догадаться. 17-летнего форварда юниорской сборной России москвичи буквально на днях выкупили из ЦСК ВВС. Воспитанник самарского хоккея уже дебютировал в Высшей лиге и при наличии драфта мог бы поехать в «Амур» или «Адмирал», где поднялся бы на следующую ступень. В ЦСКА его в лучшем случае ждет та же Высшая лига, но в «Звезде» и с куда более высокой конкуренцией.
Трудно сказать, что было бы лучше для карьеры Василия Подколзина: остаться в родном «Витязе», где путь до КХЛ значительно короче, или же развиваться в СКА, где для этого есть все условия и квалифицированные тренеры. Но если говорить о развитии лиги, то двух мнений быть не может: ситуация, когда самый талантливый юниор страны достается самой могущественной команде, губительна для конкуренции. Если бы процедура драфта действовала по сей день, СКА ради Подколзина пришлось бы договариваться с клубом, который выбирает под первым номером. И этот клуб имел полное право Питеру отказать.
Если в НХЛ драфт — это только распределение игроков между клубами в правильных пропорциях, то в КХЛ еще и способ удержать юниоров в стране. Не силой, а шансом. Десятки молодых хоккеистов за годы без драфта срывались в юниорские лиги Канады только потому, что осознавали отсутствие перспектив. Особенно это касается ЦСКА, «Ак Барса» и еще нескольких клубов-олигархов, где в основной состав стоят очереди из своих воспитанников. Драфт позволил бы эту очередь разгрузить, при этом оставив молодежь в стране.
В том случае, если инициатива Фастовского найдет отклик и лига вернет драфт, он должен возродиться в усовершенствованном виде. Защита сразу пяти своих воспитанников убивала саму идею драфта, оставляя командам крохи в виде игроков из независимых школ и Высшей лиги. Не нужно бояться страшилок некоторых руководителей о том, что драфт станет неким демотиватором для клубов по воспитанию игроков. Якобы они не захотят вкладывать огромные деньги в школы из-за того, что два-три игрока из всего выпуска разъедутся по другим городам.
Противники драфта активно используют принцип собаки на сене. Они трясутся из-за того, что игрок, когда-то отпущенный на все четыре стороны, может где-нибудь не дай бог заиграть. Вот только произойти такое может и без драфта. Спросите у тренеров молодежной команды «Трактора», почему они однажды отказались от Сергея Шумакова. Нападающий, два последних года игравший в финалах Кубка Гагарина, транзитом через Оренбург поехал в Новосибирск, где и раскрылся. А сколько таких же шумаковых закончило с хоккеем в 20 лет только потому, что боссы их клубов — законченные эгоисты?