«Трактор» становится командой одного агента. Пристроят даже главного дебошира КХЛ
Так уж устроен мир профессионального спорта, что обычному болельщику доступна только верхушка айсберга. Сменился тренер, пришел новый менеджер, одного игрока поменяли на другого. Мотивы, которые скрыты за этим, остаются за кулисами. Распутать всю цепочку порой не удается даже журналистам. Хотя порой достаточно знать фамилию агента игрока, чтобы понять, как и с чьей помощью он оказался в клубе.
До 30 апреля ни один клуб не объявляет фамилии новичков, но уже сейчас в прессу проникают списки потенциальных новобранцев «Трактора». Здесь вам и челябинцы Дмитрий Калинин с Виталием Меньшиковым, вполне отвечающие стратегии местных воспитанников, и не имеющий никакого отношения к клубу Ярослав Косов. Объединяет их всех один агент — Юрий Николаев.
Николаев — один из самых могущественных агентов российского хоккея. Среди его (и его агентства Winners) клиентов в разное время значились Алексей Морозов, Илья Ковальчук, Данис Зарипов, Александр Радулов, Артемий Панарин и многие другие звезды первой величины. Количество хоккеистов, которые с ним работают, тоже поражает. Исходя из этого можно было предположить, что приход в клуб Калинина, Меньшикова и Косова не более, чем совпадение. Хотя бы исходя из теории вероятности. Но только если не знать подноготную.
Со сменой власти в Челябинской области в «Трактор» пришли два человека, так или иначе связанные с Николаевым. За селекцию теперь будет отвечать Роман Беляев. Напрямую бывший спортивный директор «Салавата Юлаева» и многолетний помощник Леонида Вайсфельда никак не аффилирован с этим агентом. Однако именно при нем произошел обмен Артема Федорова на Никиту Филатова, против которого были как игроки «Салавата», так и главный тренер. По стечению обстоятельств и Федоров, и Филатов — клиенты Николаева.
Клиентами Николаева также являются Дмитрий Кугрышев, Максим Майоров, Владимир Жарков, Павел Коледов (обменян Беляевым), Сергей Терещенко (подписан Беляевым), Александр Бурмистров (обменян Беляевым) и несколько молодых игроков системы «Салавата Юлаева». Не пытаясь ни в чем обвинять нового менеджера «Трактора», мы констатируем факт, что на прошлом месте работы он не то что не сторонился клиентов Николаева, а напротив, регулярно ими подпитывался. Но их взаимоотношения меркнут по сравнению с тем, как тесно работает с этим агентом Петерис Скудра.
Николаев уже не первый год представляет интересы нового главного тренера «Трактора». Собственно, заниматься трудоустройством Скудры ему пришлось впервые, так как последние пять лет Петерис работал в Нижнем Новгороде. Зато Николаев с завидной стабильностью поставлял в «Торпедо» своих подопечных. Иногда это были действительно ключевые игроки команды, порой — весьма противоречивые личности, но проскальзывали и те, кого никто кроме людей Николаева взять бы не решился.
Наиболее показательна фигура Николая Жердева. Талантливого, но проблемного нападающего брали на поруки московское «Динамо», «Спартак», «Нефтехимик» и, собственно, «Торпедо». Где-то, как в «Динамо» (Сафронов) или «Спартаке» (Жамнов) его агент состоит в хороших отношениях с руководством, а где-то, как в «Нефтехимике» (Назаров) или «Торпедо» (Скудра) помощь таким как Жердев осуществляется через тренеров. И ведь Жердев такой далеко не один. Кирилл Кольцов, также являющийся клиентом Николаева, на закате карьеры успел поиграть и в «Спартаке», и в «Торпедо».
В самой по себе формации «клуб одного агента» нет ничего новаторского. Шуми Бабаев на 90% комплектовал «Адмирал», что не мешало дальневосточникам дважды выходить в плей-офф с минимальным бюджетом. Он же поспособствовал бронзовым медалям «Сибири». Да и сам Николаев активно сотрудничал с уже упомянутыми выше клубами. Да только новое положение о деятельности агентов запрещает им представлять интересы тренера и более трех игроков из одного клуба. Как это сочетается с политикой «Трактора», не очень понятно.
Из потенциальных новичков «Трактора», чьи интересы представляет Николаев, нет вопросов разве что по Меньшикову. Это тот защитник, который не изобретет пороха, но точно добавит команде духа. Виталий — блудный сын челябинского хоккея, который начинал профессиональную карьеру в родном городе, но в КХЛ пробился окольными путями. Возможно, он не тянет уровень сборной России, куда разово вызвался, неважно катается и обладает другими недостатками, но он точно не обманывает хоккей. К тому же с бойцовскими качествами Меньшикова его партнеры будут чувствовать себя в безопасности.
Дмитрий Калинин — уже куда более спорный персонаж. Его уход из «Спартака» многие связывают с приходом на пост главного тренера Олега Знарка. В свое время тот поспособствовал расставанию опытного защитника со СКА. Калинин, без сомнений, игрок уважаемый, к тому же челябинец. Наверное, это идеальный кандидат на роль нового капитана «Трактора». Вот Дмитрию уже 38 лет, и его лучшие годы остались далеко позади, а вместе с ними и здоровье.
Ну а самый вопиющий случай — это потенциальное подписание Ярослава Косова. Это как раз тот случай, когда Николаев подключает все ресурсы и связи, чтобы продлить хоккейную жизнь своим проблемным клиентам. За минувший год двукратный обладатель Кубка Гагарина сумел полностью испортить свою репутацию. Вождение такси в пьяном виде после чемпионства с «Ак Барсом» и дебош (разумеется, в нетрезвом виде) в гостинице уже в статусе игрока «Нефтехимика», куда его также взяли по знакомству, может поставить крест на карьере любого игрока.
Такой поставщик игроков как Николаев — подспорье для любого тренера, менеджера и клуба. Вот только за приглашение качественных хоккеистов порой приходится платить слишком дорого, идя на компромиссы. Стоит ли рисковать свои имиджем «Трактору», который при управленческом тандеме Сеничев — Губарев и так по уши увяз в кумовстве? Чтобы не только забраться дальше первого раунда плей-офф, но и очиститься, челябинцам впору вымерять каждый шаг. Подписание игроков с таким бэкграундом как у Косова этому точно не способствует.