«Сказал бы Путину, что мое любимое блюдо — «путин». Интервью канадца, который восхищается Россией
Sport 24 поговорил с канадским легионером «Авангарда» Максимом Тальбо. Из этого интервью вы узнаете:
- почему серию «Авангарда» и Барыса» нельзя сравнивать с противостоянием «Филадельфии» и «Питтсбурга»;
- на какое прозвище Тальбо наиграл в этом плей-офф;
- почему у Сергея Шумакова не сложилось в Северной Америке;
- чего канадцу больше всего не хватает в Москве.
— После серии с «Авангардом» форвард «Барыса» Мэттью Фрэттин сказал, что во всех матчах игроки вашей команды «ныряли и лежали на льду». Что ответите?
— Ничего не буду отвечать. Мы смотрим только вперед. Зачем отвечать на подобное? Это просто слова соперника, а нам нужно думать про «Салават».
— Серия с «Барысом» получилась жесткой. Не страшно выходить на лед, когда с него одного за одним на носилках увозят ваших партнеров и соперников?
— Нет, не страшно. Если ты профессиональный хоккеист, ты не имеешь права бояться, испытывать хоть какой-то страх. В противном случае есть вероятность на мгновение потерять концентрацию и поставить себя в опасное положение. Знаете, если оглянуться на 15 лет назад, когда я начинал свою карьеру, можно заметить, что тогда в хоккее все было намного грязнее. А так, случается всякое. Бывают и травмы, но ведь хоккей — это силовой вид спорта. Все это — часть нашей работы.
— В двух последних матчах с «Барысом» защитник «Авангарда» Максим Чудинов забил абсолютно похожие голы со своей половины площадки. Он реально отрабатывает такое на тренировках?
— Я вам больше скажу — он отрабатывает такое в играх. Если у вас в межсезонье будет много свободного времени, посчитайте, сколько раз за сезон он бросал по воротам от своей синей. Получится очень большая цифра. Я помню, как в прошлом сезоне такие голы забивал Андрей Кутейкин. Но, когда видишь подобное своими глазами, это очень круто. Эти голы придают твоей команде дополнительный заряд и деморализуют соперника. Потому что противник думает: «Что, черт возьми, вообще происходит?»
— В НХЛ вы поиграли за «Филадельфию» и «Питтсбург». Матчи этих клубов из Пенсильвании обычно получаются очень жесткими. В серии «Авангарда» и «Барыса» было что-то подобное?
— При всем уважении — нет. Все-таки «Филадельфия» против «Питтсбурга» — это другой уровень накала и жесткости. Но ничего удивительного в этом нет, ведь отношения между этими клубами нарабатывались годами. Все копится сезон за сезоном, драка за дракой, а ведь иногда «Флайерз» и «Пингвинз» играли между собой по восемь раз за год. Противостояние «Авангарда» и «Барыса» может перерасти в нечто похожее, если и в будущем во встречах между ними будет много силового хоккея.
— Вы в этом плей-офф сыграли всего два матча, но оба раза появлялись на льду в играх, когда «Авангард» оформлял проход в следующий раунд. Вас уже называют счастливым талисманом?
— Мое новое прозвище — Финишер. Так и запишите: Макс «Финишер» Тальбо. (Смеется.) Я секретное оружие «Авангарда» для заключительных матчей.
— Один из лидеров «Авангарда» в этом плей-офф — Сергей Шумаков. У вас как у человека с серьезным энхаэловским опытом есть понимание, почему у Шумакова не сложилось за океаном?
— Даже не знаю. Просто я не видел, как он играл там. Да и на летних сборах он с нами не был; не могу судить, в каком состоянии он был в тот момент, когда улетал в Северную Америку. Но вообще здесь все просто. Есть люди, у которых получается там, а есть те, у которых совсем не идет. Там другой лед, другой хоккей. То же самое касается легионеров, приезжающих в КХЛ. Если ты был успешен где-то, это не дает гарантии, что ты будешь в порядке в России. Мне кажется, Шумаков еще может попробовать себя в НХЛ, он очень мастеровитый и сейчас в полном порядке.
— В серии с «Ак Барсом» Шумаков при крупном счете в пользу «Авангарда» забил «Мичиганский» гол. Есть мнение, что в Америке соперник за такое попытался бы оторвать ему голову. Это так?
— Я бы не назвал этот гол унизительным. И не понимаю, почему многие в России так его называют. Если ты можешь забивать так — это очень круто. Это чистое мастерство. Если бы игрок другой команды забросил подобную шайбу в наши ворота, я бы подъехал к нему и сказал: «Классный гол, чувак! Круто! Ничего себе, как ты умеешь, браво!» Главное, что все было по правилам, а в остальном каждый делает то, что умеет и на что у него хватает мастерства.
— В межсезонье вы не очень хорошо расстались с «Локомотивом». Сейчас вы испытываете какие-то особенные чувства от того, что «Авангард» будет играть в финале конференции, а Ярославль уже отправился в отпуск?
— Каверзный вопрос. Могу сравнить эту ситуацию с тем, как я перешел из «Питтсбурга» в «Филадельфию». Знаете, в каждом из своих матчей против «Пингвинз» я очень хотел их обыграть. Я — спортсмен и хочу постоянно побеждать и быть первым. Все, что могу сказать о Ярославле: я провел там два замечательных сезона, ко мне там всегда очень хорошо относились. Но когда в первом матче этой регулярки я забил решающий гол в ворота «Локомотива», то гордился собой. А сейчас очень горжусь тем, что мы прошли дальше них в плей-офф. Но еще больше я рад за Дэвида Деарне. Вы посмотрите, как потрясающе он играет за «Авангард», а ведь в Ярославле ему даже не дали начать сезон, не дали ни одного шанса. В чем причина? Он не понравился тренеру, и ему не нашли подходящего места. Здесь же Дэвид — лидер команды на протяжении всего сезона. Представляю, как он рад тому, что «Авангард» оказался круче «Локомотива».
— В одном из матчей с ЦСКА на лед в составе «Локомотива» вышли 18 воспитанников клуба. Когда вы играли в Ярославле, общались близко с кем-то из молодых?
— О да, там очень много молодежи, у них отличная программа развития талантов. Это одна из причин, почему они прошли в плей-офф так далеко. У «Локомотива» ведь было много травмированных, и без своей молодежи они бы не смогли обыграть «Сочи» и дать бой СКА. Мне очень хочется думать, что я положительно повлиял на кого-то из местных ребят. Да и здесь, в «Авангарде», часть моей работы в команде — подавать пример молодым.
— В КХЛ вы поиграли и в Западной конференции, и в Восточной. Согласны с мнением, что уровень Востока ниже и дойти здесь до финала легче?
— Взгляните на прошлый сезон: Казань дошла до финала и обыграла там ЦСКА, несмотря на то, что москвичи были абсолютными фаворитами. Причем обыграла их всего в пяти матчах. Это самый лучший ответ на ваш вопрос. Реально ли обыграть армейские клубы в этом году? Я не любитель прогнозов. Каждая новая серия — новый лист. Сейчас нам надо концентрироваться на Уфе — слишком уж здорово они играют.
— Можно сказать, что сегодня вы отчасти выполняете роль помощника Боба Хартли?
— Я атлет, я хочу соревноваться, хочу играть. Мне нравится приносить пользу команде, давать результат, я очень люблю быть на льду. Да, пока мне дали шанс только в двух матчах, но я сохраняю готовность и, когда получаю возможность, стараюсь здорово себя проявить. Знаете, я кайфую от того, что приезжаю на арену, тренируюсь, играю. Мне нравится добавлять команде страсти, помогать ребятам быть в тонусе. Так что пока я хочу играть. И я готов играть.
— А если заглянуть на несколько лет вперед, видите себя в роли тренера?
— Да, безусловно, я бы очень этого хотел. И, конечно, задумываюсь об этом, ведь постепенно приближаюсь к пенсии, нужно размышлять о будущем. При удачном раскладе я был бы заинтересован в тренерской работе, но надо понимать, что все не так просто. Вакансий немного, надо быть терпеливым, чтобы прокладывать себе дорогу. При этом тренерство не в планах на мое ближайшее будущее. После окончания карьеры мне хотелось бы провести время с семьей. Пусть дети подрастут, пойдут в школу (младшей дочери Тальбо 1,5 года. — Sport24), вот тогда и подумаю. Хотя… Если предложение поступит раньше, кто знает, как все получится.
— Вы почти три года в России, чем больше всего вас шокировала наша страна?
— Россия — потрясающая! У моей семьи очень хорошие впечатления от времени, которое мы проводим здесь. И никакого шока! Наоборот, все гораздо лучше, чем мы могли ожидать. Люди, еда, культура — все на высочайшем уровне. Мы многое узнали и встретили много невероятных людей. И хоккей здесь очень классный. Так что эти три года я провел на позитиве.
— Джастин Азеведо признавался, что ему в России очень не хватает канадского виски. Чего не хватает вам?
— Канадского виски? Хм… О чем это он? (Смеется.) Мне не хватает прежде всего семьи. Наши с женой родители, братья, сестры, племянники и племянницы — все они находятся очень далеко, и мы по ним сильно скучаем. Еще в этом году мне очень не хватает солнца, ощущение такое, что в Москве постоянная темнота. Ну, и еще я скучаю по своему любимому блюду, оно называется «путин» (национальное квебекское блюдо, состоящее из картофеля фри, молодого рассольного сыра и слегка подслащенной подливки. — Sport24).
— На днях хоккеисты «Вашингтон Кэпиталз» на правах чемпионов НХЛ встретились с Дональдом Трампом. В России такой традиции нет, но если бы она была, вы бы хотели встретиться с Владимиром Путиным?
— Конечно, ведь для этого пришлось бы выиграть кубок. (Смеется.) А если серьезно, я бы очень хотел встретиться с вашим президентом. Правда, ума не приложу, что я бы ему сказал. Наверное, сказал бы, что мое любимое блюдо называется «путин». (Смеется.) Шучу, такого я бы себе не позволил. Просто хотел бы с ним познакомиться, пообщаться.
— Как хоккеист опытный и многое повидавший ответьте на простой вопрос: «Авангард» способен взять Кубок Гагарина уже через гол после глобальной перестройки в клубе?
— Безусловно. На протяжении всего сезона у нас были взлеты и падения, но у меня в голове всегда сидела одна мысль: эта команда просто создана для плей-офф. Все ребята понимают систему, предложенную Бобом, и четко следуют ей. Мы действуем агрессивно, с большой энергией. С нами никому не бывает легко, обыграть нас очень трудно. Мы взяли восемь матчей, нужно взять еще столько же. И пусть дальше будет сложнее, возможно все, потому что команда строится очень правильно.