Канадцы, американец и француз подставили фаворита КХЛ в плей-офф. Мы знаем, кого из них надо выгнать
После того, как «Автомобилист» проиграл серию «Салавату Юлаеву» и досрочно завершил сезон, поползли слухи об уходе Якуба Коваржа. Собственно, спекуляции породил сам чешский вратарь, попрощавшийся в инстаграме с Екатеринбургом. Потом он, правда, этот пост удалил, а также пояснил, что рассматривает «Автомобилист» наряду с другими предложениями. Среди претендентов на Коваржа называют и «Ак Барс», и «Авангард», где он может воссоединиться со своим братом Яном. В то же время другие наши коллеги сообщают, что первый номер уральцев продлит контракт с клубом.
На этом фоне на второй план ушло обсуждение будущего оставшегося квартета иностранцев. В отличие от Коваржа, которого уж точно нельзя винить себя за вылет от «Салавата», четверка форвардов-легионеров провела серию крайне неубедительно. И у трех из них через месяц заканчиваются контракты. В чем причины неудачной игры двух канадцев, американца и француза? Стоит ли «Автомобилисту» оставлять их в команде или же уместнее кардинально поменять иностранный легион? Мы постарались разобраться при помощи продвинутой статистики от InStat.
Найджел Доус
Год назад безумное руководство «Барыса» нарекло Найджела Доуса «некомандным игроком» и «плохим капитаном». Все, кто хоть сколько-нибудь знает канадского форварда с казахстанским гражданством, покрутили пальцем у виска, а те самые горе-руководители вскоре оказались на улице. Но, быть может, в их словах была доля правды? За годы, проведенные Доусом в КХЛ, он всего второй раз играл во втором раунде плей-офф. Понятно, что все это время Найджел выступал за «Барыс», который на большее заглядываться и не мог, но его кубковость была и остается чем-то неподтвержденным.
Один матч с «Салаватом» Доус пропустил из-за вируса. Неизвестно, сколько еще игр он провел в неидеальном физическом состоянии. Тем не менее 0+0 за четыре матча — это провал. Тем любопытнее то, что в играх с уфимцами он создавал в два раза больше голевых моментов, чем в регулярном чемпионате, и в три раза больше, чем в серии с «Трактором»! С бросками и их точностью тоже полный порядок. Где-то Доусу откровенно не везло, где-то творил чудеса Юха Метсола, а вот возросшее число потерь не может не бросаться в глаза.
Игра Доуса стала одним из главных разочарований серии с «Салаватом», но это не способно перекрыть его невероятно результативную игру в регулярном чемпионате и эффективность в первом раунде. Скорее, вопрос стоит ставить о правильности использования Найджела. В любом случае его контракт действует еще один сезон. Досрочно расставаться со своим лучшим бомбардиром и главной звездой было бы форменным безумием. Не меньшим, чем называть Доуса некомандным игроком.
Ден Секстон
Когда Ден Секстон только переходил из «Нефтехимика» в «Автомобилист», боссов уральского клуба всем миром предостерегали: американец не боец, и ждать от него помощи в решающие моменты сезона не стоит. За пять лет в Нижнекамске он всего дважды играл в плей-офф и не набрал за шесть матчей ни одного очка. Казалось бы, в серии с «Трактором» Секстон реабилитировался, но в битве с Уфой его репутация в очередной раз нашла подтверждение на практике. Одна передача за пять игр — это явно не то, чего ждали от Дена.
Характер продвинутой статистикой не измеришь. Даже процент выигранных единоборств не будет объективным критерием. А если говорить о других показателях, то видно, что в серии с «Салаватом» у Секстона худший за весь сезон процент бросков в створ. Причем воротам Метсолы он угрожал активнее, чем вратарям «Трактора». Парадоксально же то, что в серии с уфимцами Ден создавал моментов даже больше, чем в регулярке или первом раунде. Порой ему не хватало банальной настойчивости, чтобы занести шайбу за ленточку с мясом.
Контракт с «Автомобилистом» у Секстона заканчивается, и уральцам стоит крепко задуматься, что для них в приоритете: рекорды регулярного чемпионата или борьба за Кубок Гагарина? В первом случае Секстон — игрок почти незаменимый. Если ограничиваться гладким чемпионатом, то он один из лучших легионеров КХЛ. Но вот с наступлением кубковой мясорубки он раз за разом подводит свои команды. Спросите у Андрея Назарова.
Франсис Паре
Серию с «Трактором» канадский центрфорвард пропускал, поэтому мы сравниваем его выступление против «Салавата» с регулярным чемпионатом. И тут, надо сказать, все на одном уровне или даже лучше. Потери и процент точных бросков почти идентичный. Воротам уфимцев Паре угрожал даже чаще, чем соперникам «Автомобилиста» в регулярном чемпионате. Что до голевых моментов, то их число возросло почти в три раза! Это, впрочем, свойственно всем легионерам уральского клуба.
Тем не менее результат на табло, а 1+0 в личной статистике Паре. Франсис, как и другие иностранцы «Автомобилиста» не дали команде главного — голов. Прежде всего в неравных составах. Канадец хоть и играет за пределами первого звена, является неотъемлемой частью спецбригады большинства, которая в серии с «Салаватом Юлаевым» дала сбой. Он вроде бы и запредельный процент выигранных вбрасываний (свыше 60%) стабильно держал, но все равно осталось ощущение, что Паре недотягивает до уровня легионера топ-клуба.
Не удивимся, если в межсезонье его заменят чуть более молодым соотечественником Петером Холландом. Потенциальный новичок «Автомобилиста» провел свыше 200 матчей в НХЛ, а сейчас играет в системе «Чикаго». Правда, за взрослую карьеру он провел всего один плей-офф, так что оценить, насколько он будет эффективнее Паре, не получится даже умозрительно.
Стефан Да Коста
Если в персоне Секстона изначально смущала его кредитная история в плей-офф, то Стефана Да Косту все кому не лень называли «хрустальным». В последних трех сезонах (два за ЦСКА и один в Швейцарии) он не проводил и трех десятков матчей в регулярном чемпионате. 58 игр за «Автомобилист» на этом фоне выглядят как шах и мат всем скептикам. Не было травм у Стефана и в плей-офф, но неожиданно вылезла другая проблема. Обычно мирный француз вдруг не поладил с дисциплиной. Из-за дисквалификации он пропустил первый матч серии с «Салаватом», а в пятом схватил удаление до конца матча.
Если говорить о показателях Да Косты, то наглядно видно, как с приближением весны падала его бросковая активность, а вместе с ней и точность. И это при том, что всей КХЛ известно, насколько убийственным может быть щелчок француза. Количество потерь свидетельствует о том, что в плей-офф креативный нападающий стал играть осторожнее, а вот с голевыми моментами возникли проблемы. Собственно, с шансами для взятия ворот дела у него обстояли гораздо хуже, чем у остальных легионеров «Автомобилиста».
В игроке, который за две серии забросил всего одну шайбу и набрал три очка, было не узнать того Да Косту, что в 2016 году на пару с Александром Радуловым дотащил ЦСКА до финала. Что отличает Да Косту от других легионеров «Автомобилиста», так это то, что пропал с радаров он еще в серии с «Трактором». Это должно как минимум насторожить боссов уральского клуба. Впрочем не исключено, что решение о расставании француза с «Автомобилистом» будет не односторонним, а взаимным. Поговаривают, что на Стефана, несмотря на провальный плей-офф, есть спрос среди клубов Западной конференции.