«Не хочу видеть президентом России женщину, хоть я и феминистка». Откровения российской хоккеистки
Нина Пирогова — защитник команды Женской хоккейной лиги «Торнадо» и сборной России. К 19 годам она успела три раза выиграть чемпионат России, завоевать бронзу взрослого и две бронзы молодежного чемпионатов мира и стать участницей Олимпийских игр. В интервью Sport24 девушка объяснила, зачем женскому хоккею силовые приемы, вспомнила, как болельщики бросали в сборную России стаканы с пивом, и назвала самого симпатичного хоккеиста в мире.
— Мы разговариваем через пару часов после Матча звезд ЖХЛ. Какие впечатления остались от этой игры?
— Для меня это второй Матч звезд. Здесь, в Нижнекамске, мне понравилось гораздо больше, чем год назад в Астане. Во-первых, пришло намного больше людей, они создали крутую атмосферу. А во-вторых, тренеры сказали нам кайфовать и играть в свое удовольствие. В такой ненапряженной обстановке все прошло классно.
— В чем удовольствие от Матча звезд для игроков и тренеров?
— Здесь нет настоящего противостояния. Мы дарим радость болельщикам и сами наслаждаемся тем, что делаем прикольные комбинации, исполняем красивые буллиты, можем посоревноваться в конкурсах. Так что мы кайфуем — не сомневайтесь!
— Овечкин недавно отказался от матча звезд НХЛ из-за усталости и в Америке начали говорить о том, что эти игры вообще нужно отменить. Как ты к этому относишься?
— Болельщики могут обсуждать это, сколько угодно, но НХЛ никогда не отменит Матчи звезд. Просто потому, что на них зарабатываются бешеные деньги. А Овечкина понять можно, Кубок Стэнли — это не чемпионат ЖХЛ. Им там очень тяжело.
— На ваш Матч звезд в Нижнекамске пришло под пять тысяч человек, но обычная посещаемость женских матчей сильно меньше. Вас это не расстраивает?
— Сейчас я спокойно к этому отношусь, но раньше меня реально бомбило, когда думала об этом. Теперь понимаю, что мужской хоккей смотрится круче женского, поэтому, какие могут быть обиды?
— Расскажи, как ты пришла в хоккей?
— У меня старший брат играл, ну и я с трех лет стала ходить на коробку. Потом в секции города Ступино объявили набор мальчиков 1999-го года рождения, ну и меня взяли. Так все и началось.
— Хоккей — дорогой вид спорта. Родители не были против?
— В этом вся фишка! Форму я донашивала за братом, перешивала все и играла — так что никаких проблем.
— У мальчишек-хоккеистов обычно есть серьезные проблемы с учебой в школе. Как училась ты?
— У меня очень строгие родители и они сразу поставили мне ультиматум: будешь плохо учиться, с хоккеем придется попрощаться. Это сработало — до девятого класса я была отличницей. Потом ушла в экстернат, и они стали спокойнее ко всему относиться.
— Кем бы ты могла стать, если бы не пошла в хоккей?
— Я люблю музыку, возможно, в этой сфере чем-нибудь занималась бы. А вообще, сложно сразу ответить, потому мне нравится очень многое. И еще признаюсь честно: спорт — это не мое. Вот честно. Все хоккеистки — такие игровички, им все игровые виды спорта нравится. А я так (смеется).
— Для тех, кто не в курсе, объясни, почему женский хоккей — это круто?
— Наверное, я лучше приведу доводы для родителей девочек и объясню, почему не надо бояться отдавать их в хоккей. Во-первых, это олимпийский вид спорта. Во-вторых, в России в нем маленькая конкуренция. В-третьих, зарплаты неплохие: у меня у мамы два высших образования, а я зарабатываю больше нее! Ну и последнее — фигурное катание гораздо травмоопаснее хоккея. Думаю, я всех убедила (смеется).
— Ты высказывалась за введение силовых приемов в женском хоккее. Почему?
— Можно просто сравнить с мужским хоккеем и все станет понятно. Там есть силовые приемы, от этого игра смотрится эффектнее. А у нас как: я сопернице чуть клюшку приподниму, в плечо слегка сыграют — сразу удаляют. На международном уровне еще разрешают чуть пожестче сыграть, а в России запрещено вообще все. Про приемы типа «мельницы» я вообще молчу.
— А на тренировках вам разрешают хитовать?
— Тренер говорит нам, что нужно играть в тело. И я, конечно, этим часто пользуюсь, так что на тренировках полегче.
— Приходилось когда-нибудь драться на льду?
— Да! Не могу сказать, насколько хорошо у меня получилось — все вышло спонтанно. Это произошло в игре против Чехии на чемпионате мира. На нашем пятаке был самый обычный эпизод, вратарь Лера Меркушева накрыла шайбу, ну а соперницы, как обычно, пытались достать ее. Я оттолкнула одну из чешек и тут мне как прилетело в голову — ну я и разозлилась, нервы и так были на пределе. Сначала дрались один на один, потом еще пару девчонок подключилось — было прикольно. Но пока этот случай — единственный в моей карьере.
— А вообще сильно нервничаешь на льду во время матчей?
— Не особо. Тогда просто я была капитаном, был четвертьфинал, все внутри кипело.
— Главный турнир в твоей карьере на данный момент — Олимпиада в Пхенчхане, где сборная России стала четвертой. Если бы взяли бронзу, можно было бы заканчивать? Ведь считается, что золото и серебро на крупных турнирах гарантировано канадкам и американкам, а значит больше стремиться некуда.
— Нет, бронза — это бронза, а я все-таки мечтаю выиграть золото или серебро на чемпионате мира и Олимпийских играх. Есть куда стремиться!
— Со стороны кажется, что на матчи с канадками и американками вы выходите в обреченном состоянии, так как обыграть их нереально.
— Я бы не сказала, что мы выходим проигрывать. Мы настраиваемся, пытаемся что-то изменить. По последним результатам, кстати, видно, что прогресс есть — мы стали меньше пропускать. Доходит до смешного, конечно. Проигрываем на Олимпиаде кому-то из них 0:5, все пишут: «Как же так? Это провал!». А мы думаем: «Вау, это круто»! Понимаю, что это звучит глупо, но прогресс реально есть. Случается, что иногда перед матчами с ними нам говорят: «Завтра игра с канадками, а послезавтра за бронзу». Но мы так никогда не настраиваемся.
— То есть ты на самом деле веришь, что мы когда-нибудь обыграем Канаду или США в женском хоккее?
— Такой момент обязательно наступит. Наши маленькие девочки (молодежная сборная России. — Sport24) на недавнем чемпионате мира проиграли канадкам в одну шайбу — мы постепенно приближаемся к ним. Будет очень тяжело, но однажды мы их победим.
— На недавнем мужском молодежном чемпионате мира канадские трибуны оказывали серьезное давление на нашу сборную. У вас такое бывало?
— Конечно. Можно вспомнить тот же матч с Чехией на их льду, на молодежном ЧМ. Фанаты освистали наш гимн — мы начали петь его хором. А в итоге нас даже пивом закидывали — парням такое и не снилось!
— Фраза Ильи Ковальчука, о том, что «в женском хоккее все не как у людей», сильно тебя обидела?
— Помню я папе ее показала, он отвечает: «Ну а что, Нина? Он все правильно сказал». Мы сначала, вроде, на него обиделись, но потом пришли с девчонками к выводу, что Ковальчук прав. Тем более, он потом извинился, объяснил, что имел ввиду. Мы не обижаемся.
— Едва ли не самая обсуждаемая хоккейная тема января — музыка в раздевалках. Что обычно играет у вас?
— У нас нет одного человека, который постоянно включал бы какую-то определенную музыку. Все время разная играет. Меня, например, заряжает рэп. Наушники позволяют слушать то, что хочешь (улыбается).
— В ЖХЛ — всего семь клубов. Не надоело играть с одними и теми же соперницами?
— Отвечу честно. Я пришла в «Торнадо» в 14 лет, тогда в лиге было 11 команд, сейчас их всего 7. Зато я постоянно слышу разговоры о прогрессе ЖХЛ. О каком прогрессе может идти речь? Конечно, нам скучно играть год из года с одними и теми же командами.
— У «Торнадо» в этом году результаты чуть похуже, чем в прошлых сезонах. Что пошло не так?
— Посмотрите на средний возраст игроков нашей команды — совсем маленькие девочки играют. Что вы от нас хотите? Мы стараемся, а все покажет плей-офф.
— Все мужчины-хоккеисты мечтают попасть в НХЛ. У тебя есть желание попробовать себя в Северной Америке?
— Я могу понять мужчин хоккеистов, но в женской НХЛ всего четыре команды — не такая уж это мечта. Но если лига будет развиваться, то я не против поиграть там.
— Сколько зарабатывают девушки в женском хоккее?
— Тяжело сказать, в разных клубах по-разному. «Торнадо» — не самый богатый клуб, у нас не очень большие деньги. Да, я говорила, что зарабатываю больше мамы, но у нее зарплата — 30 тысяч. Так что хоккеистки получают не так много.
— На что ты любишь тратить деньги?
— Я не транжира, у меня большая семья, в основном, деньги уходят туда. А сама чаще всего трачу на еду (смеется).
— Молодые российские хоккеисты — жесткие режимщики, в том числе, в вопросах правильного питания. У хоккеисток все также?
— Да, потому что это уже не детский хоккей, нужно быть профессионалом во всем. Нужно высыпаться, правильно питаться, держать себя в форме, нам же за это деньги платят. Понятно, что если у тебя нормальный метаболизм, то можно позволить себе немного больше. Например, наша вратарь Надя Александрова может есть, как не в себя, и у нее сразу все уходит. Ей можно и гамбургеры есть.
— А твое любимое блюдо?
— Сырое авокадо. Просто взять ложку и есть (улыбается).
— До какого возраста ты планируешь играть в хоккей? Задумываешься, что будет дальше?
— Тут планировать сложно. Может быть, я завтра получу серьезную травму, которая развалит всю карьеру. Или открою какой-нибудь крутой бизнес и погружусь в него с головой? Никто не знает, поэтому никаких длительных планов.
— Самая тяжелая тренировка в твоей жизни?
— Тяжело сказать, потому что, например, обычно девочкам не нравится бегать кросс, а я люблю, всегда первая финиширую. Зато мне не нравится рывковая работа, не люблю эти ускорения.
— Женский коллектив — это постоянные склоки, сплетни, заговоры. В хоккее тоже самое?
— У нас достаточно в «Торнадо» спокойный коллектив. Благодаря молодым, все время весело: они накосячат, а все смеются. Так что, все хорошо — никаких конфликтов.
— В мужских командах распространены жесткие розыгрыши в раздевалках. У вас есть что-то подобное.
— Конечно, у нас Оля Сосина — главный специалист. Она и майки зашивает, и воду в клюшки наливает. Прикалывается, как может.
— Лучшая хоккеистка мира?
— Лучше назову мужчину. Хотя и тут не буду оригинальной — по итогам прошлого сезона больше всех заслужил это звание Александр Овечкин. Без вариантов.
— Самый симпатичный хоккеист в мире?
— Теему Селянне. Нет, не так. Молодой Теему Селянне (смеется).
— Свидание или тренировка?
— Свидание на тренировке!
— Хотела бы ты, чтобы президентом России стала женщина?
— У нас менталитет отличается от иностранцев, поэтому, скорее всего, нет, хоть я и феминистка.
— Недавно вышел ролик, в котором вратарь Анна Пругова снялась обнаженной. Ты готова к такой съемке?
— Смотря для кого и для чего. Вполне возможно, что и соглашусь.
— Когда женская сборная России выиграет медаль Олимпиады?
— Мы будем стараться. Вообще, ближайший крупный старт — Универсиада в Красноярске. Попробуем привезти золото оттуда, а потом уже задумаемся и об олимпийской награде.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.