«Вышла на раскатку, а розовый лифчик торчал у меня из трусов». Канадка из НХЛ теперь играет в России

О российской Женской хоккейной лиге (ЖХЛ) слишком мало пишут, матчи чемпионата не собирают аншлаги и их редко показывают по телевидению. Однако в конце августа один из клубов сделал мощный шаг, чтобы привлечь к себе внимание. Команда «СК Горный» из города Ухта заключила контракт с двумя хоккеистками из Канады и США. В сентябре клуб с Крайнего Севера переехал в Санкт-Петербург.
Татьяне Рафтер 26 лет, она играет в нападении. В 2013-м девушка выигрывала золото Всемирной Универсиады, на университетском уровне она также признавалась игроком года. Последние три сезона Татьяна провела в женской НХЛ, в прошлом году выиграв кубок. В интервью Sport24 Рафтер рассказала, почему собралась в Россию, чем ее удивляет наша страна и как играла в хоккей с мальчиками.
«Моя бабушка эмигрировала из СССР во время войны»
— На этот вопрос вы, наверное, отвечали десятки раз. Но все-таки почему вы решили переехать в Россию?
— Вообще-то я собиралась остаться в Канаде. Я заканчивала учебу в Университете Британской Колумбии в Ванкувере, и однажды ко мне подошел мой хоккейный тренер и сказал: «Слушай, я слышал, что русский клуб ищет двух иностранок в команду. Мне кажется, это будет отличным для тебя вариантом. Сможешь пожить в России, поучить язык, познакомиться с новой культурой. Не хочешь поехать?» Я размышляла над этой идей, а потом в один момент сказала себе: «Ты должна это сделать сейчас! Когда у тебя будет такая возможность?»
— Как долго думали над этим предложением?
— Наверное, около трех недель. Проблема в том, что последние три года я жила в США, вдали от родного дома, и близкие надеялись, что этот сезон я проведу в Канаде. Но тут появился вариант с Россией, который вообще не вписывался в мои первоначальные планы. Клуб искал двух легионеров, поэтому я позвала с собой свою подругу, Хейли Уильямс. Она с удовольствием согласилась.
— Сколько людей в Канаде сказали, что вы сумасшедшая, узнав о вашем переезде в Россию?
— Ха-ха. Ну, многие были удивлены. Но большинство было радо за меня: сказали, что это крутая возможность, и я обязана поехать. Конечно, смешно, что все сразу вспоминали о стереотипах о России. У меня ведь тоже были предубеждения. Когда я росла, мне казалось, что Россия — это какой-то другой мир, куда я никогда не попаду.
— Как отреагировали ваши родители и брат?
— Ох, они будут очень скучать по мне. Изначально же я должна была на год остаться дома. А тут я уехала на восемь месяцев в Россию... Раньше я хоть на Рождество приезжала, но в этом году не получится. Мой брат был жутко расстроен. Но папа с тетей собираются приехать ко мне в гости в январе.
— Татьяна — русское имя. У вас есть русские корни?
— Мое имя никак не связано с моей родословной. Родители выбирали между Рианой и Татьяной. Когда я родилась, они решили, что мне больше подходит Татьяна. Моя бабушка эмигрировала из СССР во время войны. Я не знаю точно, из какого она региона.
— Может быть, из Украины?
— Да, точно!
«В прошлом году я жила в Нью-Йорке, а тут Ухта»
— Когда вы приехали в Россию, что вас поразило больше всего?
— Санкт-Петербург! Невероятный город. Я один день была в Москве и успела побывать только на Красной площади, а потом улетела в Ухту. Маленькие города, конечно, не для меня. Мы провели пару домашних матчей и потом отправились в Красноярск и Дмитров, и вот теперь мы наконец-то добрались до Петербурга. Я здесь всего несколько дней, но уже влюбилась в этот город.
— Когда вы решили подписать контракт с «СК Горный», вы знали, где находится Ухта?
— Никогда не слышала о таком городе. Но для меня важным фактором стало то, что по ходу сезона команда собиралась переехать в Санкт-Петербург. Было любопытно некоторое время пожить в Ухте, но все-таки в больших городах мне комфортнее. В прошлом году я жила в Нью-Йорке, а тут Ухта... Немного отличается жизнь, ха-ха.
— В Ухте у вас не было культурного шока?
— Я долго привыкала к местной еде. Дело в том, что я не употребляю глютен, и было сложно найти подходящие для меня продукты. Когда я приехала, то решила сходить в супермаркет и купить себе что-то безглютеновое. С этим возникли проблемы. Первые недели в России было сложно, но уже в Петербурге все наладилось и чувствую себя комфортно. Что я обожаю в русской кухне, так это суп. Очень вкусно! Моя бабушка готовила мне суп, я всегда его любила. Так что, можно сказать, я выросла на русском супе.
— Как у вас с русским языком обстоят дела? Что-то знаете?
— Ну, я понимаю большинство хоккейных терминов, которые упоминают тренеры: нападающий, защитник, шайба, слева, справа (все термины Татьяна произнесла по-русски — примеч. Sport24). Было очень смешно в моем первом матче. Я же вообще не понимала, что говорят девочки. Схватывала на ходу. Параллельно учу какие-то базовые фразы для общения: нормально, хорошо, как дела, отлично. Но мое произношение ужасно!
— В России многие люди не говорят по-английски. Большая ли это проблема для вас?
— Если мы говорим о хоккее, то никто не отменял язык тела. По движениям партнеров я понимаю, что они хотят сделать. В хоккее я чувствую себя комфортно.
В обычной жизни, конечно, посложнее. Но это меня мотивирует учить язык. Я взяла уроки на Youtube, после нашего с вами интервью у меня как раз запланировано второе занятие.
— Случались ли с вами смешные истории в России, когда вас не понимали?
— Ну, часто бывает, что я хочу что-то сказать, а человек просто начинает смеяться. С девочками мы часто прибегаем к шарадам. Ну, и каждый день я пользуюсь гугл-переводчиком. Сейчас я уже стараюсь повторять некоторые фразы, чтобы сразу их запомнить.
«В России очень многие любят Путина»
— О России существует огромное количество стереотипов. О каких вы слышали, и с какими столкнулись в жизни?
— То, что спортсмены в России очень серьезные, сосредоточенные. В какой-то степени так и есть. Мы настраиваемся на игры, много работаем. Как я уже говорила, в России часто едят суп, что мне очень нравится. Здесь совсем другие салаты. Когда мы были в Дмитрове, то готовили русский салат, получилось очень вкусно.
— Что вам нравится в России?
— Опять же, красота Санкт-Петербурга. Никогда в жизни я не видела такой шикарной архитектуры. Даже в Нью-Йорке. У меня столько эмоций, когда я вижу новое красивое здание - не описать словами! Мне вообще очень нравится в России выходить в город и просто наблюдать, как ведут себя люди, что они делают. Я до сих пор изучаю вашу страну. И это потрясающе.
— В России люди намного меньше улыбаются, чем в Америке. Русские более закрытые и неприветливые. Обращали на это внимание?
— В моей команде все девчонки очень открытые и дружелюбные. Меня тепло приняли. Не могу, конечно, говорить за всех. Но в Канаде всегда открывают дверь или придерживают ее для тебя. В России я ожидала, что будет так же, но в итоге мне чуть не прилетело в лицо. Теперь стараюсь быть более внимательной. Глупо спорить, что в России люди более серьезные, но это просто черта вашего менталитета. Мне даже посоветовали в какие-то моменты сердиться и говорить строгим голосом. Постараюсь быть позлее, чтобы походить на русскую.
— На российском телевидении довольно много негативных новостей о США. Как вы относитесь к российской политике, к Путину?
— Я стараюсь много не разговаривать с людьми о политике, это довольно сложный вопрос. Но мне показалось, что в России очень многие любят Путина. Что касается новостей, то нужно фильтровать информацию и не политизировать любую тему. Понимаю, что это сложно.
— Где холоднее: в России или в Канаде?
— Я родилась в Виннипеге, который располагается практически на одной широте с Красноярском. Но когда мы там были, температура была чуть выше, чем в Канаде. Слышала, что в России погода может меняться очень стремительно.
— Почему вы присоединились к «СК Горный», когда сезон уже стартовал?
— Мне нужно было сдать экзамены в университете. Только после того, как я разобралась с учебой, смогла приехать.
«Нужно было выходить на лед, но я ждала Дацюка»
— Вы же были на одном домашнем матче СКА. Как вам там?
— Я получила огромное удовольствие! Нам с Хейли очень понравилось. Но от матчей НХЛ отличается. В Северной Америке ты на трибуны можешь приходить с едой и напитками. Здесь же это запрещено. Не знаю, везде ли так в КХЛ, но это очень неудобно!
— В России у каждого стадиона свои правила.
— Ну, в Петербурге нам сказали «нет». Но мы с Хейли не знали, по-русски не говорим, так что сначала никак не могли понять женщину на входе. Мы-то перед началом игры купили попкорн и колу. Подходим к нашему сектору, а там говорят: «Нет» (Татьяна произнесла «нет» по-русски — примеч. Sport24). Окей, мы за пару минут запихали в себя попкорн, так как игра должна была вот-вот начаться. Заходим вновь, и опять «нет». Ха-ха. Это просто безумие! Как можно придти на матч без напитков? Пришлось не допить и выбросить колу.
Теперь мы знаем: хочешь пить или есть — делай это в перерыве. Сначала я не понимала, зачем ввели такие правила. Но как только начался матч, увидела, что местные болельщики настолько эмоциональные и энергичные, что им не до попкорна в этот момент.
— В каком смысле?
— Во время матча СКА я сказала Хейли: «Мне кажется, мы попали на вечеринку». Все зрители выглядели такими счастливыми. Мы смеялись, что никогда не видели столько счастливых русских в одном месте. Было очень весело. В Северной Америке тоже включают музыку в перерывах, но она не такая громкая, не такая зажигательная. Она скорее идет фоном. Плюс в КХЛ очень круто представляют игроков, в НХЛ хоккеисты просто встают на синюю линию. Знаете, мне больше всего нравится в России то, что каждый день я узнаю что-то новое, не перестаю удивляться. Это так круто!
— Какой ваш любимый хоккеист? Может быть, он русский?
— Мой кумир с самого детства — Павел Дацюк. Самое смешное, что я никогда до переезда в Россию не видела его игру вживую. Когда у меня были свободные дни от хоккея, «Детройт» никогда не приезжал в город, в котором я жила. Видимо, мне нужно было переехать в Россию, чтобы наконец-то увидеть, как играет Павел. Но вообще у меня есть фотография с Дацюком. Как-то «Ред Уингз» тренировались на катке моего университета. У моей команды была тренировка сразу после этого. Тогда я подумала: вот бы увидеть Павла и сделать с ним фото! Мой тренер сказал, что я сумасшедшая. Но я отыскала кепку «Детройта» и сидела на скамейке, ждала, когда выйдет Дацюк. Мне нужно было выходить, но я решила дождаться кумира и только потом побежала на лед. Это было около 9 лет назад, так что можно сказать, что я еще была ребенком.
«Вышла на лед на раскатку, а розовый лифчик так и висел на спине»
— Почему вы решили стать хоккеисткой?
— В Канаде играть в хоккей — это норма. Там, где я выросла, зима длится больше полугода. У нас нет осени или весны, есть жаркое лето, которое длится около четырех месяцев, все оставшееся время — зима. Так что на улице полно катков. И у нас была классная игра. Все кладут клюшки в центральный круг. Потом один из парней закрывает глаза и разбрасывает эти клюшки в разные стороны. На какой стороне твоя оказалась, за ту команду и играешь. Обычно в каждой команде было где-то по 12 игроков, но могло быть и больше, и меньше. А суть игры в том, чтобы попадать в штанги.
— Вам когда-нибудь говорили, что хоккей — это не для девочек?
— Нет, даже вспомнить такое не могу. Мои родители были очень рады, что я занимаюсь хоккеем, отвозили меня на каток, где были еще девочки. Сейчас женских детских команд стало намного больше. С 6 до 13 лет я играла только с мальчишками. Потом мои лучшие друзья уже выросли в больших дядь.
Есть забавная история про мою игру с парнями. Когда играешь с мальчиками — в определенном возрасте приходишь к тому, что переодеваешься уже не в одной с ними раздевалке. Я обычно переодевалась в кладовках, в судейской, в каморках каких-нибудь. Однажды переодевалась как раз в судейской - это было на нашей арене в Виннипеге. Меняла лифчик на спортивный, повесила обычный на крючок, начала шнуровать коньки, а он (это был розовый лифчик) упал мне сзади в хоккейные трусы. Я даже не заметила, вышла на лед, а этот розовый лифчик так и висел, торча из трусов. Благо мой друг и партнер по команде увидел, взял этот лифчик и засунул себе в трусы, чтобы никто не увидел. Представьте себе! Ха-ха.
Вообще, все парни, с которыми я играла — большие молодцы. Они всегда меня прикрывали, всегда помогали, относились ко мне как к равной. Я никогда не чувствовала себя не такой, как все. Наоборот, была как все, можно сказать — была одним из парней. И пока не подросла — не понимала, какова вообще разница, насколько все по-разному в хоккее складывается у парней и у девушек.
— Расскажите про женскую НХЛ, в которой выступали три года.
— В прошлом году моя команда «Метрополитан Риветерс» стала чемпионом. На наших матчах собирались полные трибуны. Стадион вмещал около 1200 зрителей, плюс онлайн игры смотрели тысячи людей. В общем, интерес был большим для женского хоккея. Многие клубы НЖХЛ сотрудничают с командами НХЛ из тех же регионов. У «Риветерса» были партнерские отношения с «Нью-Джерси».
— Вам, кстати, нравилось жить в Нью-Йорке?
— О, я обожаю этот город! Мне кажется, когда я там жила, то практически не спала. Нет, ну, конечно, я спала. Просто дома появлялась только для того, чтобы поспать. У меня была невероятно насыщенная жизнь, этот город никогда не спит и буквально бурлит.
— Зарплаты в Америке выше в женском хоккее, чем в России?
— Нет, в России лучше. В вашей стране пытаются больше инвестировать в женский хоккей, активно его развивают, наверное, поэтому и зарплаты выше.
— В НХЛ игроки зарабатывают миллионы долларов в год. Вас не расстраивает, что в женском хоккее получают намного меньше?
— Когда я росла, всегда равнялась на игроков НХЛ. У меня никогда не было перед глазами примера женщины-хоккеистки. Но сейчас канадская женская хоккейная лига набирает обороты так же, как и американская. Есть еще лиги в Швеции и России. Рынок постепенно растет, больше людей задействовано. Но чтобы достичь уровня НХЛ, нужно пройти длинный путь. Надеюсь, женский хоккей продолжит расти. Я понимаю, что хоккей никогда не сможет стать для меня единственной работой, но хочу сделать все, чтобы для будущего поколения это изменилось.
— Почему никто не может победить женские сборные Канады и США на чемпионатах мира и Олимпиаде?
— В Северной Америке просто более активно развивается хоккей. Но соперники подтягиваются. Китай инвестирует деньги, Россия делает то же самое. На это нужно время. Когда я играла в США, то у всех в команде была основная работа, после которой они шли тренироваться либо на каток, либо в спортзал. Очень сложно работать всю неделю и быть суперспортсменом. Мне кажется, в этом и есть большая проблема женского хоккея.
— Учебу в университете было сложно совмещать с тренировками?
— О, да. Я не могла брать полный курс на семестр. Если у других было по пять-шесть предметов, то для меня это было очень тяжело. Я брала всего несколько. Если ты хочешь играть в хоккей и учиться, то тебе нужно быть очень организованным.
«В России тренеры более серьезные»
— Могли бы сравнить женский хоккей в России и Америке?
— Разница действительно есть, начиная с тактики и заканчивая системой подготовки. Но я потому и решила поехать в Россию — хочу получить новый опыт. Думаю, разница, в первую очередь, в ментальности.
— Что думаете о тренерах? Говорят, что в России они более грозные.
— В Америке мой тренер немного говорил по-русски. Мне кажется, здесь они более серьезные. Руководство клуба и спонсоры требуют результата, поэтому и тренеры такие.
— Что в Канаде популярнее для девочек: хоккей или фигурное катание?
— Мне кажется, любой зимний вид спорта там невероятно популярен. И конькобежный спорт, и фигурное катание, и лыжи.
— Вы в отличной форме. Расскажите, в чем секрет?
— Я просто стараюсь есть как можно больше овощей. Последние три недели мы провели на выезде, в этой ситуации сложно соблюдать какую-то диету, ты просто ешь, когда получается. Но я всегда ем салат, мясо, беру с собой смузи, где есть протеин. Плюс еще фрукты.
— Как давно вы отказались от глютеновой пищи?
— Около пяти лет назад. Я очень много тренировалась, вроде бы правильно питалась, но чувствовала себя просто ужасно. В очередной раз, когда мне стало плохо, я обратилась к нутриционисту. Сделав несколько тестов, врач посоветовал отказаться от глютена.
— Но если вы хотите кусок торта, то что делаете?
— Есть много вкусных безглютеновых десертов.
— В России с этим проблемы.
— Да, нужно быть внимательным и читать состав. Я, например, очень люблю мороженое. Но безлактозного мороженого еще тут не видела. Придется как-то без него жить. Ха-ха.
— Как много вы тренируетесь?
— Когда у нас ледовая тренировка, то перед этим только разминка, а остаток дня свободный. Если у нас выходной, то я смотрю по состоянию своего организма. Если силы есть, могу позаниматься. Но после серии игр, как правило, день отдыха себе оставляю.
«Хочу попасть на следующую Олимпиаду»
— Был ли у вас когда-то шанс выступить за сборную Канады?
— В 2013 году я представляла Канаду на Универсиаде. Это был очень интересный турнир, я познакомилась со многими классными людьми.
— После того, как вы переехали в Россию, много ли людей из Канады интересуются, как тут вы?
— Очень много! Постоянно приходят сообщения: «Ну, как там?» Сложно в сообщении ответить на вопрос: «Как там Россия?» Столько всего происходит. Сейчас, когда я уже втянулась в график, то стараюсь найти время и рассказать, что тут да как. Но первое время мне вообще было не до этого - обычно я писала, что занята на тренировке. Ха-ха. Но вообще хоккей — это моя жизнь. Я не могла никогда представить, что поеду играть в Россию, ведь в Америке итак женский хоккей популярен. И здорово, что я пошла на это.
— Вы планируете только на год остаться в России?
— У меня нет ни малейшего понятия! Я подумаю об этом по окончании сезона. Если команда останется в Петербурге, то я бы хотела еще раз сюда приехать. Я ставлю себе цель сыграть на следующей Олимпиаде, для этого мне нужно много работать. Думаю, это будет мой последний шанс попасть на Игры.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.