Гимнастка из Донецка зажигает на турнирах в России: «Мне предлагали тренироваться у Дерюгиной, но я выбрала Винер»

В российской художественной гимнастике сейчас проходит много стартов, благодаря которым зрители узнают много новых имен. Арина Ткачук только в этом году стала членом сборной команды и успела запомниться своими яркими и необычными упражнениями.
Арина в интервью корреспонденту Sport24 рассказала о том, как приехала в Россию, о выборе музыки и провокационном упражнении с обручем.
— Расскажи немного о себе.
— Я родилась не в этой стране, я из Украины, из города Донецк, который сейчас находится в военном положении. В 2014 году я переехала в Россию и попала к своему тренеру — Шмаковой Наталье Евгеньевне. Мое становление в художественной гимнастике началось довольно поздно из-за переезда, здесь меня мало знали. Хотя в Украине была достаточно известной гимнасткой, я — бронзовый призер чемпионата страны. Когда мне предлагали тренироваться в школе Дерюгиной, я отвечала, что хочу быть у Ирины Александровны Винер. Получается, мои родители осуществили эту мечту, и мы переехали в Россию.

— После переезда как-то изменился подход к тренировкам и спорту в целом?
— Украинская и российская школы кардинально разные. Поэтому сначала было сложно. Я не была похожа на гимнасток Краснодарского края, который представляю. Не с первого года отобралась на чемпионат России, только в 2016 году это произошло. А в сборную попала только в 2023 году, меня утвердили как члена резервной команды. Путь был тернистый. Тренировки не сильно отличаются: тут другой подход к упражнениям, выбору музыки. Сам тренировочный процесс, наверное, везде одинаковый, во всех постсоветских странах.
— Про упражнения. Ты не занималась раньше музыкой или танцами отдельно?
— Нет, только в восемь лет мама очень хотела забрать меня из гимнастики и отдать в танцы. Мой первый тренер говорила, что у меня нет никаких предрасположенностей к гимнастике, не будет результатов. Поэтому мама, которая сама занималась танцами, хотела меня отправить туда. Тогда не сложилось, поэтому в девять лет я начала ходить в балетное училище. Два года я параллельно с гимнастикой ходила в балетную школу, но мне там было скучно.
— Кто обычно выбирает музыку для упражнений?
— Это совместный труд. Очень сложно найти такую композицию, которая будет лучше предыдущей. Поэтому мы постоянно идем на риск, пробуем новое, не зная, понравится ли это зрителям, судьям, Ирине Александровне.

— Расскажи про упражнение с обручем, очень вызывающая музыка и артистка…
— У меня было упражнение под песню Дениса Майданова «Мне хотелось бы жить». Я делала его совсем немного — красивый текст, очень воодушевляющий. Но оно мне быстро надоело. Спустя пять месяцев мы решили, что его надо поменять. Тренер согласилась, если я найду что-то с эффектом «вау». Я прислала столько вариантов… За всю жизнь столько музыки не перебирала, переслушала целый вагон — от классики до рока и современной. Мы просто искали что-то, что не надоест так быстро и запомнится.
Без мысли найти ту самую музыку я слушала альбом Земфиры* (Земфира признана Минюстом иноагентом) и наткнулась на песню, которую никогда раньше не слышала. Не могу назвать себя фанатом, но знаю много из ее творчества. Эта песня очень своеобразная: текста в ней мало, но он очень вызывающий, открывающий глаза на многие вещи. После этого идет очень ритмичная музыка, не связанная с первой частью. Когда я скинула это тренеру, она сказала: «Это то, что мы так давно искали».
— Под булавы обычно берут что-то ритмичное, в стиле самбы или румбы, а у тебя очень мелодичная песня. Как пришла идея поставить именно такое упражнение?
— У меня уже была медленная музыка, но она была с мотивами танго. Когда мы приехали к Ирине Александровне, она сказала, что это не подходит. Тогда она дала мне «Ночь на Лысой горе», которая была у Лалы Крамаренко, — она очень ритмичная и импульсивная. Тогда мой тренер решила, что на следующий год у нас будет что-то лирическое, потому что все остальные виды у меня быстрые, танцевальные. Я сначала не очень хорошо отреагировала на эту новость. Мне очень нравится песня, под которую я выступаю. Нашла ее уже давно, очень люблю группу «Кватро» и «Сердце в 1000 свечей». На моей памяти ее еще никто не использовал в упражнениях. Я никак не ожидала, что тренер предложит ее именно на булавы. Очень долго не могла себя заставить составить упражнение, потому что для меня такая любовная история с булавами в новинку. Сложно подстроить работу предмета под такую песню. Спустя несколько месяцев упражнение начало получаться, люди стали обращать на него внимание. Это очень приятно.
— Во время отстранения турниров по гимнастике стало в разы больше. Как тебе такой график?
— Раньше мы встречались с подругами-гимнастками два раза в год: на чемпионате России и Кубке России. Сейчас мы практически не расстаемся. Это здорово. Раньше мы больше тренировались, сейчас больше выступаем. Это много эмоций, и положительных, и отрицательных. Жизнь — это эмоции; круто, что у нас есть возможность получать их в таком количестве.
— Поддержка зрителей с трибун, их крики помогают во время выступления?
— Когда я была младше, я вообще не слышала, когда мне хлопали или кричали во время выступления. Собираешься с мыслями и думаешь только о том, что надо сделать. Сейчас это очень сильно заряжает. Я слышу все. Даже отличаю «своих» зрителей по голосам. Знаю, кто сидит в том или ином уголке зала. Мне это действительно помогает.