Кто создает невероятные программы для лучших гимнасток России (Авериных, Крамаренко). Все это делает один человек!
В художественной гимнастике важную роль играют не только элементы и сложность, но и сами упражнения как постановки. Ирина Винер всегда говорит, что гимнасткам следует показывать настоящий спектакль на ковре. За это в данный момент отвечает Ирина Зеновка. Именно она составляет программы для всей сборной России.
В беседе с корреспондентом Sport24 Ирина Зеновка рассказала о работе со спортсменками, концертах и новых правилах.
— Какой был ваш путь в художественной гимнастике?
— Ничего такого особенного в этом пути не было, я просто занималась художественной гимнастикой, достигала уровня сборной команды СССР в групповых упражнениях. У нас работал прекрасный хореограф, солист большого театра Дмитрий Бегак, смотря на него, я многому училась. В моей дальнейшей творческой карьере знакомство с ним сыграло огромную роль. Он стал моим наставником и учителем.
Я начала работать в сборной команде России с 1996 года и составляла упражнения всем, включая индивидуальную программу и групповые упражнения. Я принимала участие в постановках для Евгении Канаевой, Маргариты Мамун, Дины и Арины Авериных, Дарьи Дмитриевой.
— Как происходит процесс постановки упражнений?
— Со всеми происходит по-разному. Иногда начинается с какой-то музыки, иногда с костюма. Все происходит совместными усилиями. Обсуждаем, пробуем, ищем. Конечно, Ирина Александровна (Винер. — Sport24) принимает участие и гимнастки, а как иначе? Они же выступают. Это совместный творческий процесс. Гимнасткам должно нравиться.
— В упражнениях используется много современной музыки, вы сами ее находите или гимнастки приносят?
— Каждый раз это происходит по-разному, иногда гимнастки находят что-то интересное, иногда Ирина Александровна, композитор что-то советует.
— Правда, что к определенному возрасту у каждой гимнастки выстраивается свой личный образ?
— Конечно, выстраивается, но это не само собой получается. Гимнастка на протяжении всей своей карьеры пробует разные образы с тренером, хореографом. Кому-то удаются более лирические образы, другой — веселые, третья — более характерная. Все равно мы стараемся, чтобы были разнообразные упражнения.
— Как вы можете охарактеризовать образы гимнасток, которые выступают сейчас?
— Арина и Дина Аверины очень разноплановые гимнастки, они могут воплотить на ковре все задумки хореографа. У Лалы очень яркие образы, она характерная героиня. Настя Гузенкова для меня как раз лирическая героиня, нежная, романтическая — у нее такой четкий образ. Ане Поповой удаются веселые и танцевальные, она очень хорошо двигается. У нее получилось очень много современных упражнений. И мяч, и обруч, и булавы — это все современный танец. Маша Борисова очень разноплановая. И лирика, и восточные танцы — у нее программа очень разнообразная.
— Межсезонье в художественной гимнастике небольшое — несколько месяцев. Как вы успеваете поставить столько упражнений?
— Сейчас в нашей ситуации нет такого понятия, как межсезонье. Раньше мы готовились к чемпионату мира, у нас был месяц отдыха, и начиналась подготовка к следующему сезону. Где-то в октябре составляли программу, а в феврале в Москве проходил Гран-при — первый старт. А сейчас у нас практически круглый год сезон, и нет определенной даты, к которой мы должны подготовить все четыре упражнения. Мы постоянно что-то меняем в течение всего года.
— Почему что-то меняется в процессе?
— Например, выступили на соревнованиях, и не очень хорошо восприняла публика, судьям не понравилось. Тогда меняем, пробуем что-то новое. Может, гимнастке не очень удобно выступать под эту музыку.
— Реакция публики очень важна, достаточная ли это причина что-то менять?
— Конечно. Мы же выступаем для публики, для зрителей. Зачем же делать то, что им не нравится. Бывает, что не до конца отработано упражнение, и с первого раза не получилось. Лично я бы всегда давала второй шанс, что-то подработать, найти. Если это интересно самой гимнастке и тренеру.
— Дина Аверина сейчас выступает с лентой, которая ей была поставлена уже давно. Как вы поняли, что сейчас она подойдет?
— Это решила сама Дина. Она вспомнила про эту музыку и сказала: «Может быть, у меня сейчас получится». Мы попробовали это воплотить в жизнь, и, кажется, это было удачно.
— Как идет подготовка к большим концертам с участием гимнасток?
— Все зависит от того, какой концерт и с кем мы выступаем. Было очень интересно с хором Турецкого, на мой взгляд, это был настоящий спектакль. С Ильдаром Абдразаковым были интересные постановки.
— Обычно концерты репетируются после соревнований в тот же день. Сложно ли работать со спортсменками в таком графике?
— Да, в период самих соревнований нам приходится репетировать. Конечно, сложно работать. Спортсменки — молодцы, они сразу переключаются, им это тоже интересно. Силы находятся, потому что они перевоплощаются в новые образы, а не делают свои упражнения. В концерте ты не ограничен какими-то рамками, это очень интересно.
— Как изменилась постановка программ с введением новых правил внутри России?
— Теперь очень многое зависит от самой гимнастки. Кто-то лучше крутит повороты — пожалуйста, крути, кто-то танцует — пожалуйста, танцуй. Ты не ограничен, как в обычных правилах: должен сделать определенное количество элементов, танцевальных дорожек, рисков — ни больше ни меньше. Здесь ты имеешь полную свободу и можешь показать все лучшие стороны гимнастки.
— Насколько передача образа зависит от внешнего вида гимнастки?
— Влияет очень сильно. Я считаю, что во всем должна быть какая-то мера, должно все совпасть — музыка, купальник, макияж. Что бы не было нигде перебора. Там очень тонкие грани иногда бывают.
— Если вы выбираете композицию из балета или оперы, вы рассказываете гимнасткам, о чем произведение, показываете?
— Конечно, мы всегда находим там какой-то образ. Не будешь же ты просто так танцевать, нужно рассказать историю так, чтобы она была понятна зрителю. Бывает, что мы берем какие-то движения и элементы из балета, если гимнастка может их выполнить. В гимнастике очень многое сочетается: классический балет, современный танец, акробатика и даже цирковое искусство. У нас очень большие возможности для создания ярких и незабываемых композиций.