Советы Винер, эротические фото и победы для России. Топовая русская гимнастка Шишмакова зажигает, завершив карьеру
Групповые упражнения в художественной гимнастике не так популярны как индивидуальная программа, хотя по уровню сложности нисколько не уступают. Вместо одного предмета — пять, вместо полутора минут — две с половиной. Среди групповичек также есть свои звезды, которые прошли долгий путь к месту в сборной России.
Анастасия Шишмакова — трехкратная чемпионка мира, абсолютная чемпионка Европы и победительница Европейских игр в упражнении с пятью мячами. Уже после завершения карьеры девушка пробует себя в качестве модели — ее фотосессии привлекают много внимания, и не только поклонников художественной гимнастики.
Шишмакова рассказала корреспондентке Sport24 Алене Волковой о том, как из Томской области она попала в сборную России, о первых медалях чемпионата мира, завершении карьеры и реакции на ее провокационные фото.
— Как ты начала заниматься художественной гимнастикой?
— Я из Северска, это маленький закрытый город в Томской области. С 6 лет занималась спортивной гимнастикой полтора года, а потом очень сильно выросла, и мне сказали, что в этот вид спорта я не подойду. Тогда родители решили, что отдадут меня в художественную гимнастику, потому что мама сама занималась в детстве.
До 14 лет я тренировалась в Северске, и мама всегда хотела, чтобы я попала к тому тренеру, который тренировал ее. В итоге так и получилось. С 10 до 14 лет я занималась у старшего тренера сборной Томской области. Можно сказать, что она построила мою дальнейшую жизнь. Она договорилась, чтобы меня посмотрели тренеры Омской области. В итоге в 14 лет я попала в сборную Омска. Тренировалась и выступала как в личных, так и в групповых. Там начала строиться моя масштабная спортивная карьера. Я ездила на чемпионаты России, на первенства. С Омском в групповых упражнениях мы показывали хорошие результаты, тогда меня заметили уже для сборной страны.
Смешно, что сначала меня заметили именно в личном. Это был 2016 год — перед Олимпиадой, и проходил чемпионат России в личном первенстве. Так получилось, что Вера Ефремовна Штельбаумс готовила девочек, а ко мне она приставила Женю Канаеву, в итоге она меня и выводила на соревнованиях. В итоге я хорошо показала себя и с финалов попала в резерв сборной в личной программе. Тогда меня и пригласили на сборы в олимпийскую деревню в Москву по групповым упражнениям.
— Когда ты выступала и в личном, и групповом — где больше нравилось?
— Мне всегда больше нравилось в групповом, там всегда другая атмосфера. В личном ты выступаешь сам за себя, а в групповом у тебя есть поддержка, есть люди, за которых ты ответственный. Ты выступаешь не только за себя, но и за других. Это больше импонировало.
— Ты сосредоточилась на групповых упражнениях, когда попала в сборную.
— С детства у меня не было какой-то масштабной цели. Когда у детей спрашивают «чего ты хочешь достичь в спорте?» — у меня всегда была планка — получить мастера спорта. Я не верила, когда со мной происходили какие-то ключевые моменты. Даже тогда не было цели стать чемпионкой мира или чемпионкой Европы, я просто тренировалась, потому что мне это нравилось.
— Чем отличаются тренировки в личной программе и групповой?
— В групповом, если кто-то допустил ошибку, переделывать нужно всем. Отличается в основном ответственностью — тебе надо меньше допускать ошибок. Если в личном ты ошибся, то виноват только ты сам, а если в групповом — виноваты все.
— Каково это — выступать и выигрывать медали в команде?
— Я не получала какие-то медали в личном, поэтому сравнить сложно. В групповых у меня всегда была очень большая радость, потому что ты радуешься не только за себя, а за всех.
— Есть ли у тебя любимые предметы?
— Я всегда очень любила мяч, хотя все предметы мне очень нравятся. Как говорила Ирина Александровна Винер: «Ты должна относиться к мячу, как будто это твой молодой человек». То есть с такой же лаской и заботой. Мне всегда очень нравился такой подход.
— Отличается ли подготовка к главным стартам (чемпионат Европы и чемпионат мира) от обычного графика в сезоне?
— Перед стартами у нас никогда не было определенного графика. Мы могли тренироваться с восьми утра и закончить только в шесть вечера или могла быть первая тренировка с восьми до двенадцати, потом два часа перерыв и вторая тренировка. Все зависело от того, насколько быстро мы выполним тот план, что нам дали тренеры.
— Какие были эмоции после первого выигранного чемпионата Европы?
— На том чемпионате Европы у нас были очень большие сложности, потому что перед этим у нас поменялся тренер. Было очень тяжело психологически, потому что нужно было подстроиться, понять методы работы. Плюс у меня тогда была травма, из-за этого было сложно. Была радость от осознания, что я могу выдохнуть.
Были эмоции радости. Я, наверное, до сих пор не верю, что я что-то сделала в мире спорта. Скромно относилась к этому. Радость появляется от признания, которое ты потом получаешь, например, дети к тебе подходят.
— За сборной всегда пристально следит Ирина Винер, можешь описать ее роль в вашей подготовке?
— Ирина Александровна сделала очень много для группового упражнения, когда я тренировалась. Она 24/7 была в зале, особенно перед важными стартами. В Новогорске у нас в зале четыре ковра по периметру, и Ирина Александровна всегда стояла по центру. Получалось так, что у нее глаза были по всему залу, она успевала наблюдать за каждым ковром. Мне кажется, ни один тренер не делает такую работу, что делает она. Можно восхищаться этим человеком.
— Как принимается решение, кто будет выступать, а кто поедет, как запасной?
— У нас команда всегда была непредсказуемая, никогда не было такого «ты точно стоишь в составе». Все могло решаться прямо перед стартом, и было небольшое напряжение, частые смены в команде. Ирина Александровна всегда решала. Ты мог допустить какую-то незначительную ошибку, и тебя могли уже сразу поменять. Поэтому с составом у нас всегда неразбериха и надо было подстраиваться за короткий срок, чтобы создать команду.
— Какое было твое последнее выступление?
— Если брать значимое для меня — это чемпионат мира в 2019 году. По-моему, это были последние соревнования перед пандемией. Этот турнир я помню очень хорошо, потому что в тот момент я уже была в роли опытного спортсмена. Ощущения очень отличаются от тех, что были на первом чемпионате мира или Европы. Я чувствовала большую ответственность, что я ни в коем случае не могу подвести команду.
— Насколько сильно отличается жизнь в профессиональном спорте и вне его?
— Очень сильно отличается. Когда я официально завершила карьеру, было непросто. Эмоционально сложно, потому что ты не находишься рядом с людьми, с которыми ты был постоянно, не тренируешься. Ты выходишь как будто в новый мир, и все как с чистого листа, будто заново родился. Кроме зала больше ничего не видела. Конечно, я путешествовала, но это совсем другая обстановка. Любому спортсмену непросто уходить из большого спорта.
— Гимнастика очень суровый вид спорта в плане контроля веса и питания. Как у тебя обстояли с этим дела?
— Когда я тренировалась в составе сборной, нас очень сильно контролировали. Взвешивали по два раза в день, мы могли ничего не есть, постоянно ходили в бани, чтобы сгонять жидкость — лишь бы на весах не было лишних 100 грамм. Даже эти лишние 100 грамм — и могли выгнать из сборной. Для меня это было очень тяжело. Мне всегда говорили следить за весом, всегда понижали норму. Получается, у меня норма была ниже, чем у остальных девочек, хотя я была почти самая высокая.
Когда я закончила, первое время было очень тяжело. Я столкнулась со многими проблемами. Во-первых, я ушла из спорта из-за проблем со здоровьем — были проблемы с почками. Потом начались проблемы с гормональным фоном, стресс. Были моменты, когда это все заедалось. Тогда я на какой-то период очень сильно поправилась. Месяц вообще не выходила из дома, не могла смотреть на себя в зеркало. Мне казалось, что я выгляжу ужасно. Я от всех отстранилась, жила в своем мире, выходила из дома только к врачам на обследования. Со временем я поняла, что в плане еды мне никто и ничего не запрещает, наладила свой гормональный фон. У меня пришло понимание, что запретов в еде нет, и я в ней не нуждаюсь в больших количествах. Сейчас я пришла к моменту, что в основном питаюсь правильно плюс у меня диета из-за болезни почек.
— Как сейчас ты ощущаешь свое тело, нет ли «приветов из прошлого»?
— Сейчас я привела себя в ту форму, которая мне очень нравится. Конечно, я не такая худая, как в спортивный период, но у меня красивая, женственная форма. Тогда я еще работала с психологом, чтобы убрать все эти моменты из головы. Мне это очень сильно помогло. Я благодарна, что у меня это было, значит, для чего-то оно нужно. Возможно, я стала сильнее, переборола все эти моменты и начала жить дальше.
— В последнее время ты выкладываешь фото, где смело показываешь свое тело. Не страшно ли такое выставлять?
— На самом деле, я ждала этот вопрос (смеется). В первую очередь хочется сказать, что я на этих фотография не голая, я там в боди. Это тот же самый купальник, в которых мы выступаем, только купальник со стразами. Думаю, если бы я выставила подобные фото в соревновательном купальнике, то неприличных и непристойных комментариев бы не было. Для меня эти фотографии — это просто красивые линии, которые присущи женскому телу, это эстетика и искусство. В этих фото нет никакого мотива — заинтересовать или привлечь чье-то внимание. Мне внимания и так достаточно.
Конечно, в Victoria Secret не отказалась бы сняться (смеется). Эти фотографии не нарушают ничьих личных границ. Если не нравится — не смотрите, что я могу сказать. А сидеть, писать какие-то неприличные и неприятные комментарии не стоит, я считаю. Надо уважать чужое мнение. Если мне пишут подобные комментарии, что я выставляю себя слишком откровенно, подаю неправильный пример — меня это никак не трогает и не обижает. Главное, что это мне нравится.
— А в спорте ты также легко относилась к комментариям, когда писали что-то про тебя и команду?
— Когда нам писали, например, что мы не заслужили каких-то оценок, я ко всему относилась абсолютно спокойно. На мнение не близких мне людей всегда было все равно. Мне важно, что о себе думаю я и самое близкое окружение.
— Какая у тебя была первая реакция, когда ты увидела снимки с фотосессии?
— С детства у меня была мечта — я хотела стать фотомоделью. Мне нравится именно сам процесс, я вдохновляюсь от камер, вспышек, позирования. Можно сказать, что через фото я также принимаю себя. Наверное, не каждый решится на подобные фотосессии, кто стесняется своего тела. Мне комфортно фотографироваться. Главное — найти человека, который поддержит твою идею.
— Следишь ли ты сейчас за тем, что происходит в художественной гимнастике?
— Конечно, я слежу, но уже не так пристально. Общаюсь со многими девочками, которые остались в сборной, то есть я всегда в курсе, что происходит внутри мира гимнастики.
— Смотрела ли ты Олимпиаду в Токио? Как отреагировала на результаты в личном и групповом многоборье?
— Конечно, я все смотрела. Это был очень непростой для меня момент. Когда я попала в сборную, выступала на чемпионате мира, всегда мечтала попасть на Олимпиаду. Вот здесь у меня была четкая цель — я попаду на Олимпиаду и закончу карьеру. Но из-за проблем со здоровьем пришлось закончить раньше.
Я знала всех девочек, которые выступали. Когда я смотрела, было ощущение, будто я выступаю вместе с ними. Для меня со стороны всегда смотреть сложнее, чем выступать на ковре. Мне было тяжело смотреть, но я понимала, что Олимпиаду пропустить не могу. Я с этими девочками выступала, может, пусть хоть через экран почувствуют мою поддержку.
Было это несправедливое судейство? Возможно. Предвзятое отношение к России, в частности к Дине Авериной, когда ей ставили такие низкие баллы… Было очень обидно за все это. Я даже плакала из-за того, что так все получилось. Потом девочкам писала, чтобы они не расстраивались, что все будет хорошо, все еще впереди. Олимпиаду я переживала вместе с ними.
— Как ты отреагировала на отстранение российских спортсменов от международных стартов?
— Со стороны, когда ты уже не в спорте, это легче переносится. Мне обидно, что многие юные спортсменки, которые только пришли в сборную России, не могут получить сейчас ту атмосферу международных соревнований. На тех же чемпионатах России атмосфера совсем не та. Если бы я тренировалась, не знаю, как бы я перенесла эти новости.
— Весной у российских гимнасток были соревнования почти каждую неделю, как такой график влияет на подготовку?
— Думаю, что для гимнасток это тяжело как физически, так и морально, когда старты идут подряд. С другой стороны, это хорошо, потому что у спортсменок нет мыслей, что у них нет соревнований, что они нигде не выступают и ничего в мире спорта не могут достичь. Из минусов, это может привести к травмам.
— Видела ли ты новый состав группового упражнения?
— Я видела, но не всех там знаю. С некоторыми девочками я знакома, знаю, что они из молодежного состава, который тренировался вместе с нами. Там были очень хорошие и перспективные девочки, я думаю, что будет хороший состав. Они молодые, амбициозные.
— Какой из составов группового, по твоему мнению, был самый сильный?
— Я не могу оценивать команды, в которых не стояла. Могу сказать, какой состав был для меня самый любимый — это состав 2018 года. С этого и началась моя большая карьера, там я чувствовала команду, была какая-то особенная поддержка. Мы были вместе не только в зале, даже отдых проводили вместе. Мы были практически маленькой семьей.
— Кстати, есть ли у тебя любимое упражнение в гимнастике, которое ты готова пересматривать?
— Мне всегда нравилась программа в 2017 году. К сожалению, я выступала с ней всего несколько раз из-за травм. Это было упражнение с пятью обручами, выступали летом в Берлине. Я очень люблю эту программу и до сих пор ее постоянно пересматриваю.
— Какое у тебя самое яркое воспоминание из спортивной карьеры?
— Чемпионат мира 2018 года в Болгарии. Это была моя первая медаль чемпионата мира. Я помню момент, как мы поднимались на пьедестал, как играл гимн России. Для меня такие моменты — самые эмоциональные. Тогда ты понимаешь, ради чего ты шел все это время. Появляется ощущение гордости, что ты выступал не только за себя, а за всю страну.
— А какое самое яркое воспоминание из обычной жизни?
— Скорее всего, это путешествия. Мне нравится именно сам процесс поездок, куда-то надо собираться. Эти моменты я очень хорошо запоминаю.
🤸♀️🏆🤸♂️Самый горячий контент из мира гимнастики — в нашем новом телеграм-канале Вшпагате, подписывайся!
Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене