«Аверины рвали друг друга на куски». Ирина Винер — о битве сестер и поднятии возрастного ценза в фигурке
В Москве прошел первый этап международных соревнований «Кубок сильнейших». По международной программе выступали Дина и Арина Аверины, а остальные участницы сборной России, в том числе и Лала Крамаренко, по внутренним правилам.
После окончания финалов отдельных видов президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер-Усманова поделилась впечатлениями от турнира и участниц, а также прокомментировала, не боится ли повышения возрастного ценза в художественной гимнастике, как это было сделано в фигурном катании накануне.
— Как ваши ощущения от этих соревнований?
— Я даже не думала, что они пройдут в такой острой и непримиримой борьбе. Она заключалась в том, что две Аверины выступали по международным правилам — они только что приехали из Дубая и не успели быстро переключиться на наши правила. А Лала Крамаренко и все остальные выступали по нашим правилам. Они соревновались между собой чисто визуально.
Что доказали эти соревнования? Что наша программа дает молодежи возможность показать себя в полной мере и показать такие результаты, которые на сегодняшний день могут быть выше, чем у взрослых. Сегодня выступали 14-летние девочки — и Мария Борисова из Санкт-Петербурга, и Анна Попова из Ставрополя, которая тренируется у нас в сборной команде, Алина Протасова, которая только перешла во взрослую команду. У нас нет разницы — маленькая может делать то, что она может, и большая, и они должны соревноваться. Маленькие детки очень здорово хватают все эти интересные элементы, которые взрослые уже не могут, потому международная программа не дает такой возможности. Конкуренция была такая, что Попова получила очень высокую оценку за булавы, а у Лалы в голове то, что Аня может у нее выиграть. Крамаренко вышла и сделала такую красоту в упражнении с булавами, что даже я была очень удивлена и счастлива.
Соревнования стали очень интересными. А две Аверины просто соревновались, две сестры рвали друг друга на куски. (Смеется.) Они очень любят друг друга, внимательно провожали, но соревновались очень жестко. Вчера в многоборье Арина шла на первом месте после трех видов, но Дина есть Дина. Когда она выходила, я ей сказала: «Арину знаешь? А Дину видела когда-нибудь?» Она: «Да». Я отвечаю: «Я тоже видела, значит, знаем, о чем говорим. Так что выйди и сделай так, как делает Дина». Она вышла и в последнем виде выиграла у сестры. И сегодня она выиграла ленту. Лента для нее — это очень принципиально, потому что на Олимпийских играх именно лентой ее убрали с законного места. Поэтому она всегда должна выигрывать ленту. Арина сегодня выиграла три вида, я очень довольна этими двумя девочками. Многие не верили, что они вернутся и будут опять звездами. Но, слава богу, все получилось так, как получилось. Они повзрослели, стали настоящими взрослыми девушками-«художницами». Мне очень приятно, что они работают по-взрослому, что у них горят глаза и они очень мотивированы.
— Есть какой-то план на лето и осень?
— 12 июня будет еще один благотворительный концерт, мы уже четыре сделали. Этот будет посвящен России. Будет петь группа «Кватро», девочки будут делать свою программу, мы сейчас это все готовим. В конце июня плановое соревнование — юниорская Спартакиада в Ульяновске. В июле мы едем в Белоруссию. Мы будем на них [соревнованиях] выступать несколькими командами, которые приглашает Федерация, в том числе и сборную команду. Потом будут «Дети Азии», куда тоже приезжает очень много иностранных команд, в районе восьми. Это тоже юниоры. Программа и в Минске, и во Владивостоке будет международной. Летом будут сборы предположительно в Крыму, всегда они там проходят. Там есть великолепная спортивная база в Алуште. Еще есть Евпатория, где доступны бальнеологические процедуры.
— Дина и Арина сказали, что всего два дня было на подготовку измененных программ. Дина переживала за концовку мяча и радовалась, что она сегодня получилась. Почему поменяли?
— Вы просто не знаете всей истории с географией, но мы не меняли программы. Они выступали по той же программе, что и в Дубае, но туда поехали не особо готовыми — у них было много показательных выступлений. Я хочу, чтобы все санкции, которые против нас ввели, только помогли России. Мы хотим пригласить к нам всю Россию, чтобы они узнали своих лидеров. 150 детей выступали, и все они были счастливы, что попали на такой Кубок России.
Про концовку — у Диночки не получался этот конец, он очень интересный, мяч постоянно подскакивал. А сейчас она сделала его идеально, но начало не совсем получилось. Но она была рада, что впервые сделала конец. Все нормально, все хорошо.
— Вы сказали, что в Дубае девочки приехали не очень готовыми, но все равно отпустили их в Казань на мастер-класс; не опасались, что это скажется на режиме?
— Я не опасаюсь, потому что они настолько готовы и настолько мотивированы представить свои программы. А здесь был просто мастер-класс, где они встречаются с маленькими детками, которые их обожают, это, наоборот, дает им стимул и энергию работать дальше.
— На этих соревнованиях не было Марии Победушкиной, она очень ярко начала сезон, но сейчас она отсутствует, все ли хорошо?
— Там такая история происходит, что они не участвуют в наших благотворительных концертах. Сейчас она вроде с родителями, а это святое. Они хотели участвовать во втором этапе кубка, но его не будет, потому что дети очень устали. У них соревнования за соревнованиями. Победушкина — хорошая гимнастка, надеюсь, она вольется в состав сборной.
— Насколько вам интересно смотреть международные соревнования, где мы не принимаем участия?
— Я вообще не смотрю, мне это не интересно. Я посмотрела одно упражнение оттуда гимнастки, которая заняла первое место, больше я не подхожу к телевизору. Очень много грязи, никакой хореографии, меня эта программа не устраивает. К сожалению, у нас девочки-сениоры не делают ничего нового, их добили. Надежда у нас на малышей, которым сейчас 12-13 лет, они пойдут и сделают. В науке есть такой термин — «материнский инстинкт самосохранения», у нас в 14 лет дети бросаются делать очень интересные элементы, они не приносят ничего плохого, только хорошее. Так выступала Алина [Кабаева], так выступала Барсукова, Ира Чащина. Когда они вырастают, то уже боятся делать какие-то сложные элементы. Нам в этом смысле санкции помогли, когда-то же они закончатся, если не кончится художественная гимнастика. (Смеется.)
— Вы упомянули Крым, раньше сборная выезжала в Кисловодск на верхнюю базу, почему в этот раз не туда?
— Кисловодск, к сожалению, девочкам не особенно подходит, это очень высоко, появляются проблемы с дыханием.
— Болгарки же готовятся…
— Ну, болгарки — они болгарки.
— Нашумевшая история — в фигурном катании поднимают возрастной ценз; у вас нет опасения, что это может коснуться художественной гимнастики в будущем?
— В фигурном катании он выгоден, потому что они не могут выполнять то, что могут маленькие дети. А про наш вид спорта: волков бояться — в лес не ходить. Мы все равно будем делать свою программу, они будут ее до 17 лет гонять, и все будет в порядке. Я думаю, что и в фигурном катании будут делать так же.
— Нашу федерацию уведомили, что чемпионат Европы — 2023 не состоится в России и уже объявлен конкурс на новое место проведения?
— Да, нас уведомили. Как обычно. Мы высказали свое «фе», объяснили, что еще не понятно, что будет дальше, мы не хотим, чтобы наши соревнования отменяли.
🤸♀️🏆🤸♂️Самый горячий контент из мира гимнастики — в нашем новом телеграм-канале Вшпагате, подписывайся!
Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене