Благодаря санкциям русские гимнастки соревнуются по своим правилам. Их постоянно переписывают
Художественная гимнастика — это вид спорта, который постоянно развивается и меняется. Международная федерация после каждых Олимпийских игр вносит правки в правила, которые существуют для развития спортсменок в разных направлениях. Каждое упражнение длится всего полторы минуты, что делает выступление очень насыщенным. В одном цикле правила могут больше внимания уделять работе с предметом, в другом — работе тела. В идеальном мире так должны развиваться гимнастки, во всех направлениях. Но в итоге получается иначе — кому подходят существующие правила, тот и выигрывает.
Существенно меняться художественная гимнастика начала с 2001 года, когда последующие два цикла FIG обновляла технический регламент, чтобы максимально снизить субъективность оценок. Так шкала менялась с 10-балльной до 30-балльной. С 2013 года оценка выставляется по 20-балльной шкале. Еще одно существенное изменение пришло в 2017 году — раньше у судей были специальные карточки от гимнасток и тренеров, где был «план выступления». То есть баллы выставлялись по уже известному контенту. Теперь же судьи оценивают элементы, которые они видят на ковре — без понимания, что было запланировано.
Изначально в художественной гимнастике было и до сих пор остаются пять предметов: скакалка, обруч, мяч, булавы и лента. Сейчас упражнения со скакалкой можно наблюдать только у совсем юных спортсменок. У девушек, выступающих в сениорах или по мастерам спорта, этого предмета больше нет. В 2010 году Ирина Винер-Усманова говорила, что такое изменение объясняется тем, что на телевизионной трансляции предмета не видно.
В момент, когда доминирование одной страны, в частности России, стало очевидным, федерация приняла еще одну важную поправку. В большинстве индивидуальных видов спорта на одну страну дается максимальные три квоты, в гимнастике их сократили до двух. Таким образом, на пьедестале могут оказаться девушки, которые не дотягивают до уровня российской сборной.
В современной художественной гимнастике так глобально правила не меняются. Они выстраиваются так, чтобы все компоненты и элементы упражнения были уравнены. Прошлый олимпийский цикл был заточен на элементы трудности предмета, в программе не было лимита на их количество. Поэтому для сестер Авериных эти пять лет были такими успешными — в работе с предметом они являлись сильнейшими. В этом цикле увеличили количество возможных элементов, которые попадают под компонент трудность тела. И тут будет намного сложнее взрослым гимнасткам, которые из-за многочисленных травм не могут делать те или иные элементы. В том числе количество элементов трудности предмета урезали до 20.
Такой строгий регламент может вызывать двоякое ощущение. Много лет гимнастика идет к тому, чтобы стать более доступным видом спорта. Ограничение в количестве и сложности элементов дают возможность девушкам с не самой сильной школой попадать на пьедесталы крупных турниров. Также это снижает риск получить травму, изучая 30, а то и больше комбинаций.
В России, где, безусловно, сильнейшая школа художественной гимнастики, такие нововведения вызывают негативную реакцию. Кажется, что спорту не дают развиваться, его искусственно останавливают. Именно поэтому сейчас, пока нет международных стартов, Всероссийская федерация гимнастики предлагает свои правила, где нет сильных ограничений.
Нельзя однозначно ответить на вопрос, мешают ли развитию правила, которые устанавливает FIG. Из-за тотального доминирования одной страны на протяжении долгих лет художественная гимнастика не славится большим зрительским интересом. А для международной федерации важно, чтобы их вид спорта мог оставаться олимпийским, а значит, конкуренция не заканчивалась на национальном первенстве в России.
Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене