Чем отличились русские болельщики на ЧМ-2002: пьянка с англичанами и другие приключения в Японии и Корее
Чемпионат мира — 2002 — один из самых экзотических турниров, который проходил в двух странах: Южной Корее и Японии. Сам чемпионат обошелся без инцидентов, но стал причиной крупных беспорядков за тысячи километров от футбольных событий.
Это был первый для азиатского континента чемпионат мира. В те годы между Японией и Южной Кореей существовало монументальное соперничество во всех сферах, начиная с политики и заканчивая спортом. Но вице-президент ФИФА Вячеслав Колосков фразой «Так никто из вас не проиграет» убедил японскую и южнокорейскую делегации объединить заявки на проведение турнира.
Для болельщиков из России возможность съездить в такие необычные страны и поддержать сборную, естественно, выглядела максимально заманчивой. О первом визите в страну восходящего солнца в новом проекте «Русские и тут» корреспонденту Sport24 Антону Дорофееву рассказали известные болельщики.
Заоблачные цены на билеты
Ведущий трэвел-шоу о фанатах «Мы к вам приедем» Николай Угодник рассказал, что поездка в Японию обошлась ему, только окончившему институт молодому человеку, очень дорого по прежним меркам.
«Сама идея созрела в 2001-м. Россия играла в Японии — еще, помню, в «Спорт-Экспрессе» такой заголовок «Рюмку сакэ — за такой жребий!», когда к нам в группу попали Бельгия и Тунис. Проходимая группа. Тогда я только закончил институт, денег совсем не было. Япония казалась чем-то далеким, нереальным — и очень хотелось пробить выезд.
Я накопил около 700$, но была проблема. «Аэрофлот», национальный перевозчик, в то время зарядил цены, превысившие 600-700$ за перелет туда-обратно. Раньше все цены почему-то у всех были в долларах. Я звоню в «Аэрофлот», в компании, которые торговали билетами «Аэрофлота». Они говорят, что «Аэрофлот» сделал цену 1400$ туда-обратно. Тогда это был первый звоночек: когда какое-то событие, можно навариться.
Я был очень удивлен, расстроился даже, думал, что Япония моя пропала. Тут мне человек говорит: «Слушай, вы не думали лететь через другую страну?» Тогда это было вообще чем-то непонятным. Я спросил: «А как?» Он отвечает: «Ну, Lufthansa вот за 900$ летит. Можно улететь [рейсами] Москва-Франкфурт, Франкфурт-Токио». Нормальная тема. Как сейчас помню, на «Третьяковскую» приехал, отдал бабла, все, уехал — а места не бронируются. Блин, опять облом, что делать? Думал, сейчас вообще кинут меня. Другой вариант предложили: «Есть тема, можно вообще через Лондон». Как через Лондон можно лететь в Токио? Мы здесь, Лондон находится вообще на западе, Токио — на востоке. У меня в голове вообще не укладывалось, как такое может быть. А сказали, что купим билет даже дешевле», — вспоминает Николай.
Другому болельщику, Олегу «Мосфильмовскому» Семенову, удалось забронировать прямой рейс до Токио без особых проблем — с финансовым положением на тот момент все было благополучно.
«Насколько я помню, поездка обошлась где-то в 10 000$. Причем я уезжал из дома, жене с ребенком оставил 500$ на жизнь, а я, как тру фанат, поехал в Японию, такое бывает раз в жизни», — делится Олег.
Российские болельщики имели возможность бронировать жилье и организовывать все передвижения по стране только через «агентов»: «Просто такие же болельщики, как и мы, просто они занимаются туристическими, именно спортивными выездами. Они команды оформляли на выезды в Испанию, в Турцию и так далее. Все для нас пакетно: перелет, отель, переезды, автобусы, билеты на матчи групповые. Также мы отдельным условием поставили: как хочешь, но на матч Аргентина — Англия в Саппоро, вишенку на торте этого чемпионата — обязательно», — говорит Семенов.
Английские фанаты на ЧМ
В Азии не существует фанатских фирм с классическом понимании: есть объединения болельщиков, но они не такие шумные, и не такие проблемные, как в других частях света. Одной из особенностей азиатского менталитета является дисциплинированность и законопослушность. Тяжело представить южнокорейских саппортеров, нападающих, например, на полицию. Миролюбивость фанатов и задала общий вектор:
«Максимально умиротворенная атмосфера. Мы путешествовали за нашей сборной по городам, посещали местные храмы и в какой-то момент поняли, что можно не начинать пить в 8 утра, чтобы весело провести день. После поражений болельщики разных сборных обнимались и желали друг другу успехов — это необычно», — вспоминает Джим Бладен, член английской ассоциации болельщиков.
Но сами английские болельщики, конечно, выделялись.
«Прилетев в Лондон, захожу в рейс на Токио — там битком бритишей. Все на татухах, на фирменных майках. Я говорю: «Куда вы летите?» Были газеты, но я как-то не интересовался. А они отвечают: «У нас матч в Саппоро». То есть огромнейший Boeing 777, наверное, на 95% был заполнен отборными английскими хулиганами, которые летели на ту самую встречу с Аргентиной (в матче группового этапа Маурисио Почеттино в штрафной зацепил форварда англичан Дэвида Бекэма ногой, в результате чего Бекхэм пробил пенальти и принес своей команде победу — прим. Sport24). Как только я сел в самолет, началось: водка ходила по рукам, виски, что попало. У меня была с собой модная самарская водка «Исток». Англичане пускали какой-то свой виски. В итоге в Токио прилетел в состоянии полном грогги», — рассказывает Угодник.
Сложности в Токио
С логистикой в Японии проблемы возникали у многих: в основном из-за незнания ни местными, ни многими другими иностранными болельщиками английского языка.
«Не брал никакого тура. Не зная ни слова по-английски, вышел в Токио, поехал в гостишку и на какой-то станции метро понял, что просто не понимаю, куда идти и куда ехать. Я минут 20 стоял перед схемой — у меня чуть не потекли слезы, потому был абсолютно беспомощен. Никто не говорит даже на каком-то ломаном английском — вообще никак, все. В итоге взял себя в руки, разобрался и на третий день уже спускался в метро — насколько было все удобно уже тогда в Японии, что я спускался без какой-либо схемы, как рыба в воде», — делится Угодник.
У компании Олега Семенова получился гораздо более остросюжетная история — фанаты чуть не лишились компаньона из-за отсутствия мобильной связи.
«Спокойно долетели до этой Японии. Сели в электричку, 3 часа, Токио и Киото у нас первая локация. Наш товарищ Влад захотел пивка на одной станции, вышел, а там никто тебя ждать не будет, двери закрываются осторожно и всё. Мы ушли в туман, потеряли его по-моему дня на четыре. А тогда в Японии стандарт связи, по-моему не GSM был, мы телефоны наши оставили в Москве, там покупали телефонные карточки и в Москву звонили родственникам. В автомат вставляли — и все», — говорит Мосфильмовский.
Япония начала 2000-х — страна прогресса. Что увидели фанаты?
Первое, что потрясло российских болельщиков в Японии — это чистота на улицах.
«Это вообще был шок. У меня первая заграничная капиталистическая поездка — Германия. Тогда мне казалось, что это самая чистая страна. Они моют плитку с мылом. Когда я приехал в Японию, поразился, насколько люди чистоплотные. Таксист в белых перчаточках, надушенный, настиранный, наглаженный, машина вся вылизана, как будто только с топ мойки выехал. Отели, поезда — нигде не соринки, ни песчинки.
Плюс, они на нас так смотрели! Мы на общем фоне миллионов японцев очень выделялись. Они сразу доставали модные телефоны-раскладушки — и на нас. Что за прикол-то? Оказывается, они снимали видео и пересылали своим друзьям, чтобы показать, кого встретили. Сейчас мэр Москвы все растяжки и прочие провода убрал, где-то спрятал, а в Японии столбы, передаточные роутеры, провода — все это натыкано, но благодаря этому у них скорость передачи видео- и аудиофайлов была мгновенная.
Ну и, конечно, туалет, хоть это и каморка метр на метр, но с подогревом, он тебя моет. Мы как дураки нажимали, в нас струя била. Ходили из номера в номер, спрашивали: «А у тебя что?» Тогда еще было удивительно, что ты заходишь в номер, а тебя телевизор приветствует», — вспоминает Семенов.
С другой стороны, транспортная инфраструктура Японии 2000-х впечатляла не всех.
«Я тоже ожидал увидеть поезда, гоняющие по крышам, летающее такси и так далее. Когда сел в «собаку» из Токио в Иокогаму, где играла сборная России, и «собака» эта шла медленнее, чем электричка, которая ходит из Москвы в Мытищи, я понял, что японская технология где-то есть, в микроэлектронике и так далее, но в повседневной жизни — это миф», — резюмирует Угодник.
Чем питались болельщики?
Любой человек, хоть раз побывавший в азиатских странах, одним из главных отличий и, возможно, сложностей для адаптации называет местную кухню. Как известно, в японских блюдах преобладают рис и морепродукты. Для россиян, привыкших к мясным блюдам, все это было в диковинку.
«Очень запомнился завтрак, отличается. В Саппоро ты вышел: «А че тут есть?» Какие-то червячки для них — деликатес, они это понимают. А мы: «Хлеб хоть есть? Маслом намазать». Потом я впервые увидел кафе, где садишься за барную стойку, и перед тобой, как железная дорога, лента бежит. На эту ленту повара ставят еду. В основном это при вокзалах. И мы такие: «О, че-то интересное. А у тебя что проехало?», — восхищается Семенов.
«Мне сразу там хотелось взять суши. Я захожу в какой-то бар, прямо суперлокальный. От всего этого японского воняет тухлым аквариумом. Не понял! Может, у нас эти суши уже были как-то адаптированы для нас? Там это все воняло… Я мог есть, но не в удовольствие совсем», — вспоминает Угодник.
Матч Россия — Япония — боль российских фанатов
Перед матчем с Японией в Йокогаме собралось достаточно много российских болельщиков. По словам Николая Угодника, это были в основном люди, работавшие на нефтянке или на газе.
«Возможно, это мероприятие было в рамках корпоративных выездов. Потому что на три билета на сборную России нужно было потратить, по-моему, 1000$. У меня была цель. Я оставил 300$ на футбол Россия — Япония, приехал к стадиону, вышел из метро — и там стоял большой картонный плакат с надписью: «Куплю билет на матч. Готов дать 500$ и больше». Я сразу понял, что, вероятно, на матч не попаду.
Потом кто-то из русских сказал, что игру будут показывать на Токийском стадионе. Я поехал туда — там было темно, и я никого не встретил. В итоге я быстро вернулся назад и смотрел футбол по 14-дюймовому телевизору в каком-то переходе станции метро», — рассказывает Николай.
Олег Семенов с организованной группой болельщиков смотрел матч на стадионе. Фанатов посадили в один из 20 автобусов, следовавших к порту Йокогамы — сборную собрались поддерживать люди из Калининграда, Москвы, но в основном из Сибири и Дальнего Востока. От порта к трибунам стадиона для болельщиков организовали специальную разноцветную разметку, с которой даже при желании было затруднительно потеряться. На каждом турникете — волонтеры.
Беспорядки в Москве
Единственный инцидент, связанный с массовыми беспорядками, произошел не в Японии и не в Южной Корее — и даже не в Англии. Это случилось в России, в самом центре Москвы. 9 июня сборная России, стартовавшая на чемпионате мира победой над Тунисом, проиграла Японии со счетом 0:1.
«Когда Вова Бесчастных убрал мяч под себя и попал сбоку в сетку, у нас все закричали: «Гол!», начали делать слэм. А я-то вижу, что гола не было, говорю об этом — а меня товарищ за плечи схватил, начал трясти: «Как это нет, Олег? Ты что говоришь такое?!» — делится Мосфильмовский.
Эмоции донеслись и до Москвы. «Я смотрю местные новости, а там мелькает что-то написанное по-русски. Понимаю, что какие-то беспорядки происходят. Я звоню домой, мне говорят: «Ты что, не знаешь? Тут на Манежке такой кипиш», — вспоминает Угодник.
Матч транслировался на большом экране на Манежной площади, и к концу встречи огромная толпа людей, разочарованная результатом и подогретая алкоголем, начала обстрел экрана стеклянными бутылками. Фанаты стали поджигать автомобили, бить витрины магазинов, сносить таксофоны и атаковать троллейбусы.
«Мы стояли в толпе, где-то сзади, сбоку, все началось: начали жечь файеры, полетели бутылки. На экране, помню, постоянно крутили ролик, где мужик с битой начинает крушить тачку. Раз в 5-10 минут этот ролик возникал. Многие связывают это с произошедшими событиями, и люди действительно на него реагировали, начинали выскакивать. Плюс, естественно, алкоголь», — вспоминает Игорь, очевидец событий.
В московских беспорядках принимали участие около 8000 человек. Милиции удалось справиться с массовым вандализмом только к вечеру. Всего пострадало 79 человек. В медицинские учреждения с повреждениями различной степени тяжести обратились 55 пострадавших, из них 16 — сотрудники милиции. Один из болельщиков, 17-летний Андрей Тружеников, скончался от ножевых ранений.
Беспорядки на Манежной стали знаковым триггером для законодательной власти. Именно после этих событий Государственная Дума приняла закон «о борьбе с экстремизмом».