«Он стал считать себя Наполеоном!» Слуцкий напал на ветеранов и журналистов: легенды футбола отвечают ему
Леонид Слуцкий дал большое интервью Денису Казанского в рамках подкаста Первого канала «Футбол не хоккей». В числе прочего он посвятил большой спич комментариям в СМИ по поводу актуальной повестки от ветеранов футбола:
«Меня поражает, когда ваши коллеги берут интервью у людей, которые были большими футболистами, но не состоялись в дальнейшей жизни — люди просто разрушают образ хорошего игрока, на них становится жалко смотреть. Но особенно поражает, когда звонят пожилым людям — бывшим футболистам, тренерам, комментаторам — которые говорят несусветные глупости. Я понимаю, это пожилой человек, и к этому нельзя серьезно относиться. Я тут осуждаю журналистов — зачем вы звоните и спрашиваете мнение человека, который уже в силу возрастных вещей не может быть объективным, не может правильно сформулировать, появляется некая категоричность».
Sport24 позвонил экспертам, которые часто дают комментарии различным спортивным медиа, и выяснил, что они думают, об этих словах Слуцкого. Некоторые признали его правоту, некоторые — категорически не согласились.
Комментатор «Матч ТВ» и многолетний голос «Зенита» на федеральной кнопке, пожалуй, главный эксперт в российских медиа по инфоповодам, связанным с санкт-петербургским клубом. При этом Геннадий Сергеевич активно комментирует и другие главные события в российском футболе.
Того же Слуцкого Орлов недавно приложил довольно жестко: «Он потерялся как тренер. Нужна харизма и умение объединить людей».
— Обидно ли мне, как эксперту, слышать слова Слуцкого? Я уже не в том возрасте, чтобы обижаться. На обиженных воду возят. Надо просто не реагировать на эти слова. Сам Слуцкий непонятно куда ушел. Почему он не тренер? Он же тренером был. А теперь он поучает журналистов. Я читал слова Александра Мостового. Ну, он же говорит о фактах! После ЦСКА у Слуцкого нигде не получилось. Ну это же правда! Зачем Слуцкому обижаться на правду?
Слуцкому повезло, что он работал в большом клубе. В ЦСКА он попал в руки хороший менеджеров. Ему до сих пор нужен хороший менеджер, который им бы руководил. А когда он сам по себе… Мы видели, как он работал в «Рубине» — все развалилось, команда вылетела, а сам он ушел, хотя обещал, что не уйдет. Он непоследовательный.
Когда критикуют, обязательно должен быть факт и аргумент. Если они есть — чего оставаться недовольным? Значит, человек прав, какой бы возраст у него ни был. А те, кто старше, они мудрее. Лучше прислушиваться.
Слуцкий все время ищет виноватых. А кто виноват, кроме него самого? Ему обидно, что он потратил 135 миллионов на школу, а про это никто не написал. Ну, он молодец, что построил школу. Но чего ты обижаешься? Аршавин очень давно занимается благотворительностью. Я ему предлагал: «Давай я о ней расскажу!». Он постоянно отказывался. Слуцкий ждет «спасибо» или что? Ты же сделал это от сердца, тебе «спасибо» скажет народ. Слуцкий — не молодой человек. Но все-таки ему надо быть более выверенным в поступках и словах.
Я же сам журналист! Если я интересен, я высказываю свои мысли. У меня есть желание высказаться, и я запускаю новые мысли и идеи. Я же не о людях высказываюсь, а в основном о нашем футболе.
Я говорил, что у нас низкое качество тренеров. Результат-то налицо. Я б этом все время говорю. Личка хорошо работает в «Оренбурге», Абаскаль — в «Спартаке». Так же прилично работал Божович. Но они иностранцы. А свои у нас Газзаев и Семин.
Обидно, когда убирают опытных тренеров. Я не знаю, на кого именно обижается Слуцкий, но Игнатьев тренировал сборную России, у Газзаева великолепный анализ, как и у Непомнящего. Гаджи Гаджиев вообще кандидат наук. А Романцев и Семин! Таких людей надо слушать. Для нашего футбольного сообщества они авторитетны. В своих высказываниях они могут передавать секреты профессии, которые давали результат.
Я спрашивал у Газзаева, как так вышло, что наши футболисты перестали быть самыми выносливыми. Он рассказал, что первый сбор у него всегда был в Кисловодске. Березуцкие, Вагнер и остальные бразильцы бегали кроссы, развивали выносливость. А потом летали по полю. Газзаев собрал всю защиту ЦСКА — Березуцкие, Игнашевич и Акинфеев. Вот это ядро помогло стать чемпионом Слуцкому. Слуцкий все выиграл за счет наследия Газзаева. Плюс был Гинер, который великолепно управлял коллективом.
Защитник ЦСКА в 60-е, провел за клуб 100 матчей, вместе со сборной СССР дошел до полуфинала ЧМ-1966, а сейчас регулярно высказывается по поводу состояния дел в армейском клубе, причем довольно жестко. Например, про уход Языджи из ЦСКА, который забил 8 мячей в 10 матчах РПЛ: «Правильно делают, что от него избавляются. Это дешевое повидло, не будет он играть».
— Мне точно не обидно из-за слов Слуцкого. Собака лает — караван идет. И потом это общие расплывчатые слова — где хоть одно конкретное обвинение? Мое поколение, видите ли, как-то неправильно информирует болельщиков о его, в том числе, работе. То, что журналисты звонят — это хорошо, мы должны участвовать в футбольном процессе. Кто ж еще может говорить кроме ветеранов? Мы безобразно играем в футбол: на фоне какого-нибудь «Интер» — «Милан» у нас уровень довоенного футбола (имеется в виду Великая отечественная — Sport24). И мы не стесняемся об этом говорить прямо.
Взять того же Слуцкого: сколько он не брался за другие команды помимо ЦСКА — за границей не получилось, «Рубин» вообще утопил в первую лигу! Об этом не надо говорить?
С «армейцами» ему просто повезло — там уже был сложившийся коллектив с хорошими игроками как Головин, ему ничего не надо было делать. Поддерживай спортивную форму и нормальную атмосферу, называй состав и все. Такое бывает: тренеру повезло с командой. Но он видимо в какой-то степени начал считать себя Наполеоном, из-за которого все успехи случились. И отсюда у него есть какие-то претензии и обиды на критику в его адрес.
В прошлом, прославленный вратарь — вместе с Яшиным стоял в воротах сборной СССР на ЧМ-1966, где советские футболисты дошли до полуфинала, полуфиналист Евро-1968, входит в Клуб Льва Яшина (163 сухих матча). Сейчас один из самых эмоциональных спикеров по «Спартаку», хотя и другим тоже достается.
Например, по Дзюбе: «Ему надо заканчивать и не мучить ни себя, ни других. Или приехать в деревню, где ему заплатят арбузами и тыквами».
Я полностью согласен со Слуцким — он справедливый и принципиальный человек. Если он говорит о ком-то в таком ключе — значит, есть основания. Видимо кто-то нажал на его самолюбие — он так ответил. Среди ветеранов действительно есть люди, которые иногда не думают и говорят не то, что надо. Что делает честь Слуцкому — он не называет имен, не оскорбляет ничью честь или достоинство — просто констатирует факт. Да, намекает на то, что возраст берет свое. Одни с возрастом мудреют, а другие — дуреют. Это же все индивидуально. Если кто-то хочется переложить выступление Слуцкого частично и на мое имя — ради бога. Главное, что я знаю: моя совесть чиста. К тому же Слуцкому отношусь с большим уважением.
Я часто даю комментарии в прессе, и вижу абсолютные разные мнения по поводу моих слов. Один скажет: молодец, Анзор, правильно сказал, другой — ну и что этот старый маразматик говорит какую-то хрень. Тоже спокойно к этому отношусь. Другое дело, что журналисты часто звонят и задают мне провокационные вопросы — про действующих ли футболистов, тренеров или ветеранов. Я уже привык, что разговор с ними нужно записывать на пленку, чтобы они ответили, если мои слова вывернули наизнанку. Пару раз приходилось серьезно пихать за это.
Хоть один раз вы слышали от меня, чтобы я поносил какого-нибудь или давал отрицательную характеристику? Никогда!
— Разве ваши фразы «Дзюба — ребенок и обиженка, он никому не нужен» или «Скоро Тедеско выгонят из «Лейпцига» и он будет умолять взять его обратно в «Спартак» — это не негатив?
— Я даю экспертную оценку конкретным действиям Дзюбе — что мне его, хвалить что ли за его поведение? Но я не оцениваю его в общем как человека. Только мнение по игре или высказываниям: играет плохо человек — я об этом говорю. Констатация факта. Тедеско? Это вообще за скобками: я жестко сказал о нем, потому что он согласился с санкциями против нас. Он оскорбил не меня, а мое государство, страну, где я родился — за нее я голову оторву любому! Потому он и недостоин внимания. В остальном: только беспристрастное мнение.
Недавно я давал, например, оценку словам Кокорина — он действительно был талантливейшим мальчиком, который мог играть в любой европейской команде. Но когда он говорит: «Кто не сидел в тюрьме, тот не человек» — как я могу на это ответить? Конечно, это глупость. Но мне неинтересно хайповать или обзывать кого-то. Хотя это очень нравится вам — журналистам. Вы имеете мнение на все, но боитесь выступить от себя, поэтому ищете нас, ветеранов футбола, чтобы поймать на провокацию и очернить кого-то.
Когда Абаскаль только пришел в «Зенит» и через несколько дней проиграл Суперкубок «Зениту» получив четыре мяча, мне позвонил журналист. Я в горячке сказал одно нехорошее слово про тренера. Одно! («Я вообще не знаю, кто это такой, то ли Обскакал, то ли Обосрал» — Sport24).
И что же: господин журналист, большим шрифтом в интернете написал, что Анзор Кавазашвили такое сказал про тренера «Спартака». То есть, он меня, профессионала международного значения, бронзового призера чемпионата мира, единственного из наших вратарей на пару с Яшиным, подставил! Вместо того, что перед публикацией культурно позвонить и сказать: «Анзор Амберкович, у вас вырвалось нехорошее слово — давайте его заменим?» Перед Абаскалем потом было очень стыдно.
Лучший футболист СССР 1972 года (почти всю карьеру провел в «Спартаке») и бронзовый призер Олимпиады 1972 года почти 12 лет возглавлял мини-футбольный «Спартак», а позже возглавил одноименное международное физкультурно-спортивное общество. В последнее время его комментариев стало гораздо меньше, но еще несколько лет назад — один из главных телеэкспертов росфутбола.
Обидно, когда мне звонят не за тем, чтобы узнать: «Евгений Серафимович, вы так хорошо играли в футбол, были лучшим футболистом страны — каково ваше мнение по игре такого-то игрока?» Но нет, вы звоните узнать, что я думаю о том, что кто-то там сказал. Я перестал отвечать на звонки журналистов — потому что мне звонят не по тем моментам, что я понимаю в футболе, а хотят столкнуть лбами с футбольными людьми. Мнение Слуцкого — это мнение Слуцкого.
До сих пор один из самых узнаваемых людей в российском футболе. Номинант на «Золотой мяч»-1967 (занял 15-е место) как игрок. Уже как тренер Бышовец привел сборную СССР к победе на Олимпийской турнире в Сеуле-88, обыграв в финале бразильцев с Ромарио. Автор культовых фраз вроде «нет предела человеческой мерзости» или «Светочи делятся своими знаниями — они учат людей».
Из уст Бышовца редко вылетают фразы, которые можно счесть оскорбительными — скорее рассуждения или даже философские размышления.
— Я отвечаю журналистам выборочно, исходя из того, насколько мой комментарий будет полезен и объяснит что-то и для не особо знающей публики, и для тех, кто живет футболом. Я не комментирую то, что интересует больше журналистов, поэтому не обсуждаю ни того же Слуцкого, ни Дзюбу — это не столько реально востребовано в футболе, сколько носит характер чего-то популярного. Давать экспертизу, когда сейчас не нахожусь внутри футбольных процессов? Думаю, что я на это имею право. Допустим, я выиграл много титулов в Азии — логично, что мне по поводу перехода России в азиатскую конфедерацию звонило много журналистов. Скорее нелогично, что никто не спросил моего мнения из РФС — думаю, мне было бы, что им сказать.
Негатив в «комментариях экспертов» как явление, конечно, присутствует. Слова некоторых экспертов и бывших футболистов вообще приводят к размышлениям на тему: а есть ли у них вообще моральное право говорить так? Потому что иногда это все напоминает шельмование. Но это интересно прессе, которая не отличается объективностью.
Ко мне недавно обратился журналист и задал вопрос про сборную на Евро-88, которые завоевала серебряные медали. Только вот серебро не выигрывают — это занимаемое место после поражения в финале, но суть не в этом — я рассказал, все что знаю про две сборные — олимпийскую и ту, что на Евро. А потом вышла статья от этого журналиста: на Евро была выдающаяся команда, а мы, оказывается, нет, потому что на Олимпиаду не могли приехать игроки, участвовавшие в ЧМ-86. С этим надо смириться, Маяковский терпеть не мог Булгакова и всячески оскорблял, но сегодня «Ленком» ставит спектакль «Бег», а «Клоп» куда-то пропал. Вернее, нет, он появился — в «Ливерпуле». Но и там сейчас проблемы. Время все расставляет по местам.