«Когда чмо болотное что-то рассказывало, не мог выдержать». Почему великий тренер из СССР закончил с футболом
Знаменитый вратарь киевского «Динамо» 1950-х Евгений Лемешко закончил игроцкую карьеру всего лишь в 29 лет — кипер был вынужден бросить любимое дело из-за тяжелой травмы мениска.
Тем не менее столь ранний уход подарил ему возможность больше времени уделить своему футбольному образованию и переквалифицироваться в тренера.
К сожалению, на новой должности ему так и не довелось поработать в клубах калибра киевского «Динамо». Но зато он добился немалых высот с более скромными коллективами и стал настоящей легендой футбола Украинской ССР.
Лемешко преуспевал почти в каждой команде, за которую брался: с хмельницким «Динамо» он взял серебро чемпионата УССР, с николаевским «Судостроителем» выиграл вторую лигу чемпионата СССР, а харьковский «Металлист» вообще сделал грозной силой. Тренер сначала вывел его из второй всесоюзной лиги в первую, потом в Высшую и в 1988 году выиграл Кубок СССР (это главное достижение в истории клуба).
При этом Лемешко удавалось не только добиваться результата, но и располагать к себе футболистов. Большинство из них вспоминают тренера, как тонкого и рассудительного психолога, строгого, но очень душевного человека, который умел своими фирменными колкими фразами и шутками поднять настроение всей команде.
«Проводили мы как-то контрольный матч с командой второй лиги. Сыграли откровенно плохо. Лемешко сказал нам все, что о нас думает. Сели в автобус, едем. Но останавливаемся на светофоре. Рядом тоже притормозил ассенизатор. Евгений Филиппович это заметил и, сорвавшись с места, подошел к водителю. «Открой быстро окно» — говорит. Совершает прихоть. Филиппович сразу начал кричать водителю ассенизатора: «Приветствую, коллега!» Тот смотрит и удивляется: «Какой я тебе коллега?» «Какой-какой? Вот ты дерьмо возишь и у меня тоже пол автобуса дерьма». Нас разорвало», — вспоминал вратарь «Металлиста» Виктор Гришко.
Впрочем, такого же уровня взаимопонимания с руководством Лемешко добиваться не удавалось. Он был своенравным и непокорным, а потому частенько конфликтовал с начальством. Так, например, из-за конфликта он ушел из «Карпат» в 1967-м.
«В том, что Лемешко ушел, виноват директор завода «Электрон» Степан Петровский. Он крутился возле футбола, хотел влиять на процессы в команде. Узнав, что на его место хотят поставить Сергея Шапошникова, Евгений Филиппович развернулся и ушел. Лемешко — человек гордый, он не стерпел, когда за его спиной плелись какие-то интриги», — рассказывал форвард «Карпат» Владимир Данилюк.
А в начале 1990, рассорившись со спонсорами запорожского «Торпедо», Лемешко и вовсе решил завязать с футболом — намного раньше, чем планировал. Всего лишь в 63 года.
«В 1990-м выиграли переходную лигу чемпионата СССР и вышли в лигу вторую. А потом был распад Союза и первый национальный чемпионат Украины. Я человек старой формации, привык, что приду в обком партии или к директору завода и все вопросы решу непосредственно с ними. Но когда какое-то, извините за выражение, чмо болотное, которое имеет деньги, начинает рассказывать, как надо работать и какие мы должны занимать места… Вынужден был от такой работы отказаться. Не хочу никого обидеть и знаю, что эти лица вкладывают в команды свои деньги, но терпеть, когда далекие от футбола люди рассказывают, как надо тренировать команду, не мог», — говорил Лемешко.
Сразу же после этого ему выпал шанс вернуться — в родной «Металлист». Однако там случилась похожая ситуация, поэтому возвращение Лемешко болельщики так и не дождались.
«Ситуация в Харькове выдалась аналогичная запорожской. Когда получил предложение вернуться в «Металлист», не мог даже представить, что команду отдали какому-то дяде, фамилию которого впервые слышал. Очень быстро понял, что общего языка мы не найдем. Решил избавить этих господ от своего возвращения. Да и вообще, жизнь показала, что возвращаться туда, где ты когда-то преуспел, не желательно. Неблагодарное это дело», — говорил Лемешко.
Расставшись с тренерской карьерой, он ушел на пенсию, уехал в Грецию вместе со своей родней и вскоре нашел долгожданный покой.
«Сегодня я далек от футбола и чувствую себя значительно лучше. Греция — это моя слабость. Здесь моя любимая внучка, семилетняя Дашенька. Наверное, если бы она жила на Северном полюсе, поехал бы за ней даже туда. Здесь дочь Наталья, зять Олег Протасов, двое старших внуков. Старший, 20-летний Никита, сейчас служит в греческой армии, младший, 14-летний Илья, играет в футбол. Здесь похоронена моя жена.
У нас под Афинами свой дом. Мне в Греции комфортно. Сейчас вот над головой светит солнышко, на небе ни облачка, перед глазами пальмы, рядом бассейн, в 150-ти метрах — море. Что еще нужно в моем возрасте? Есть спокойствие и это главное», — рассказывал счастливый Лемешко в 2015 году.
Евгений Филиппович дожил до 85 лет — 2 июня 2016 года он умер в окружении близких.