«Попал под мобилизацию и уехал на фронт». В России играл удивительный легионер: как сложилась его судьба
Александр Врховац — уникальный легионер в истории РПЛ. Приехав в «Крылья Советов» в 1999-м, сербский полузащитник отыграл всего 8 матчей и вскоре отправился восвояси — на футбольном поле он ничем так и не отметился. Но зато боснийский серб запомнился своей удивительной биографией.
Так сходу и не вспомнишь, кто еще из легионеров до приезда Россию участвовал в боевых действиях. А у Врховаца, к сожалению, такой опыт был.
Как Врховац участвовал в войне в Боснии
Александр родился в 1972 году в югославском городе Баня-Лука — едва ли не самом неподходящем месте для того, чтобы строить футбольную карьеру в конце 1980-х и начале 1990-х. В подростковом возрасте он успел пробиться в основу команды «Борац», игравшей в Высшей лиге чемпионата Югославии, и в юниорскую сборную страны. Но затем началась война в Боснии и Герцеговине, и про футбол парень был вынужден забыть.
«Мне пришлось участвовать в войне. Баня-Лука ведь находится в центре сербского анклава на территории Боснии. Там в Республике Сербской была объявлена всеобщая мобилизация — я под нее попал. И два года носил военную форму», — признавался Врховац.
В сербской армии футболистам не делали поблажек, поэтому, как и других солдат, их отправили на фронт.
«Месяц-другой мы, футболисты, могли тренироваться в части в Баня-Луке, а затем ехали на передовую. И так повторялось несколько раз. Так что автомат Калашникова я хорошо изучил и стрелять из него неплохо умею», — говорил Александр.
В армии футболист оставался до окончания войны, которая завершилась подписанием Дейтонского соглашения и разделением Боснии и Герцеговины между Федерацией Боснии и Герцеговины и Республикой Сербской. К счастью, за два года Врховацу удалось уберечься от ранений. Однако не обошлось и без негативных последствий — после окончания боевых действия он серьезно потерял в правах.
«Я считаюсь гражданином Республики Сербской на территории Боснии. А в Белграде я, например, не имею избирательного права. Не говоря уж о том, что я лишен возможности играть за югославскую сборную», — жаловался Александр в конце 1990-х.
По итогам войны Баня-Лука стала столицей Республики Сербской в Боснии. Однако из-за политических событий оставаться там было уже бесполезно — прогрессировать в родном городе Врховац уже бы не смог.
«Демобилизовавшись из армии, я уехал в Югославию. Там я играл в высшем дивизионе национального чемпионата за «Спартак» из Суботицы. В 97-м я стал легионером, выступал за венгерский «Видеотон». А сезон-98/99 провел в Словакии в БСА из Бардеу», — вспоминал Врховац.
Как сложилась судьба Александра Врховаца
Полузащитник признавался, что всю свою жизнь мечтал поиграть в Западной Европе. Но попасть туда сразу после войны было крайне затруднительно.
«К сожалению, сейчас это почти невозможно. И в Белграде, и в Баня-Луке крайне сложно получить визу для выезда на Запад. После бомбардировок НАТО отношения со странами Европейского сообщества стали прохладными», — говорил Врховац.
Тем не менее отчасти исполнить мечту полузащитник все-таки сумел. После некрасивого ухода из «Крыльев», которые задолжали футболисту 60 тысяч долларов, по версии Бюро комитета ФИФА по статусу игроков, Врховац недолго поиграл в боснийском клубе «Казара», а затем подписал контракт с австрийским «Вольцбургом».
Впрочем, там у него тоже совсем не получилось. Так что спустя пару месяцев он вернулся доигрывать на родину. Сначала гонял за клуб «Казара», потом перешел в родной «Борац», где и завершил карьеру в 2007 году.
После Врховац недолго занимался бизнесом, но за это время так заскучал по футболу, что вскоре вернулся в новой роли. Поначалу работал директором клуба «ОФК Спартак» (Баня-Лука), а затем подался в тренеры.
Сейчас Александр вместе со своим братом Игорем рулит скромным клубом «БЦК Баня-Лука». Пока команда барахтается во Второй Лиге Республики Сербской, но мечтает о выходе в Первую.
Александр Врховац — по центру.
Порой журналисты спрашивают Врховаца об игроцкой карьере и просят назвать самый счастливый момент. И тогда, как ни странно, Врховац отвечает: «Период в «Крыльях Советов». Пожалуй, карьера Александра — лучшая иллюстрация знаменитой истины о том, что все в этом мире относительно.