Англичанам плевать на кризисы? Новичок АПЛ потратил 150 млн евро на трансферы — откуда такие возможности
«Ноттингем Форест» — один из самых колоритных клубов Англии. Этот клуб занимает 8-е место в списке самых старых футбольных коллективов мира (основан аж в 1865-м), а по трофеям входит в топ-10 самых успешных команд Великобритании. Чего стоят только два Кубка европейских чемпионов, предшественника ЛЧ!
Правда, легендарная эпоха Брайана Клафа осталась в далеком прошлом и в последнее время «Ноттингем» переживал не лучшие времена. На протяжении 23 лет команда не выступала в АПЛ — играла в Чемпионшипе и даже Первой лиге, третьем по силе дивизионе страны. Но в мае 2022 случилось историческое событие — «Ноттингем Форест» в плей-офф заслужил право вернуться в АПЛ. И тут же произвел фурор на европейском рынке.
Клуб на данный момент подписал аж 16 новичков — в том числе довольно именитых игроков типа Ремо Фройлера из «Аталанты» и Дина Хендерсона с Джесси Лингардом, выступавших за «МЮ». По подсчетам Transfermarkt, в общей сложности было потрачено 148 млн евро, в то время как на продажах «Ноттингем» заработал всего 7 млн. Особенно ошеломляет трансфер довольно серого игрока Моргана Гиббс-Уайта, за которого отдали 30 млн евро, а с учетом бонусов сумма может вырасти аж до 50 млн.
В АПЛ этим летом потратил больше только «Челси», а трансферная кампания «Форест» по денежному обороту вышла более масштабной, чем у «Барселоны», «Баварии», «ПСЖ» и «Манчестер Сити».
Возникает логичный вопрос — а откуда такой бюджет у клуба, отсутствующего в АПЛ 23 года? И как «Ноттингем» с такими тратами собирается вписываться в финансовый фэйр-плэй? Давайте разберемся.
Зачем такие траты?
Интересный факт — лишь трое футболистов стартового состава, сыгравших за «Ноттингем» в последнем туре АПЛ, провели в клубе более восьми недель. Короче говоря, клуб серьезно перекроил состав после выхода в высший дивизион, практически полностью видоизменив команду, добившуюся повышения в классе.
Это стандартная практика для многих клубов, вышедших в высший дивизион. Но в Англии новички АПЛ тратят просто баснословные деньги на усиление состава. Например, «Фулхэм» в первом сезоне после возвращение в 2018-м потратил на трансферы 116,5 млн евро, «Брайтон энд Хоув» тогда же — 87 млн, «Астон Вилла» годом позже — космические 160 млн. Притом каждый из этих клубов впоследствии тратил куда меньшие суммы, хотя сохранял прописку в высшем дивизионе.
Эта сумма — стоимость подтягивания состава команды под уровень АПЛ, чтобы сохранить прописку. А следовательно — и доходы, получаемые от рекламы и прав на телетрансляции. К тому же, каждый лишний сезон в АПЛ повышает шансы на то, что на игроков команды обратят внимание гранды и предложат за них серьезные деньги — куда большие, чем те, которые предложили бы за игрока из Чемпионшипа.
Что касается «Ноттингем Форест», то клуб решил разом вложиться в большое число новичков и не размазывать перестройку команды на целый сезон. К тому же, в этом сезоне командам АПЛ разрешено использовать пять замен за матч и иметь девять игроков на скамейке запасных. Следовательно — состав нужен не только качественный, но и глубокий.
Откуда такие деньги?
Пирушка — за счет Эвангелоса Маринакиса, судоходного магната из Греции и мажоритарного акционера «Ноттингема». В прошлом сезоне он потратил на трансферы всего 7 млн евро, большой контраст с суммой, затраченной этим летом. По подсчетам аналитической компании Deloitte, эти 150 млн евро — примерная сумма, которую получит «Ноттингем» за продажу телеправ в 2022-23 годах.
«Поскольку мы стремимся создать команду, способную соревноваться на самом высоком уровне, приверженность мистера Маринакиса очевидна для всех, — говорит председатель совета директоров «Ноттингема» Николас — Он был образцовым владельцем клуба и всегда поддерживал нас необходимыми ресурсами и многим другим для достижения наших целей».
Короче говоря, Маринакис вкладывает в трансферы личные деньги, ожидая, рассчитывая, что расходы отобьются за счет того, что команда сохранит место в АПЛ. Но даже в случае вылета катастрофы не случится — за выход в АПЛ «Ноттингем Форест» получил порядка 202 млн евро. В сумму включен бонус от ФФА, доход от прав на ТВ-трансляции и прописанный в правилах АПЛ финансовый парашют, который клуб получит в случае вылета обратно в Чемпионшип. В случае сохранения прописки в АПЛ в течение двух лет сумма вырастет аж до 357 млн. Понятное дело, что эти деньги нужно направить и в зарплатный фонд, и на развитие сторонних проектов типа академии, но суммы все равно впечатляют. Эти деньги — отражение огромного спроса на АПЛ на ТВ. Бродкастеры платят огромные деньги за право транслировать чемпионат, следовательно — огромные доходы получают и клубы.
В Англии все равно критикуют смелый подход «Ноттингема» к формированию команды — все-таки с учетом серьезно увеличившегося зарплатного фонда (один Лингард получает 7 млн евро в год чистыми) никто не гарантирует, что клуб сможет вписаться в финансовый фэйр-плэй, если вылетит обратно в Чемпионшип (хотя «Форест» начали неплохо — набрали 4 очка в стартовых трех турах, обыграв «Вест Хэм» и сгоняв ничью с «Эвертоном» на выезде). Тем не менее, есть несколько других рычагов, которые «Ноттингем» может себе позволить.
Например, по правилам ФФП клубам АПЛ разрешено нести убытки в размере 125 млн евро в течение трех лет — главное не показать отрицательный баланс доходов на момент сдачи трехлетней отчетности. Потому то многие новички АПЛ и тратят так много в первый год после повышения в классе и постепенно сокращают расходы в дальнейшем. При этом при подаче документов разрешено не включать расходы на инфраструктуру и академию.
Также по правилам ФФП клубы имеют право исключать убытки, непосредственно связанные с пандемией COVID-19. По подсчетам «Ноттингема», эта сумма в 2019–2021 годах составила порядка 20 млн евро. Плюс планируется привлечь дополнительные средства за счет подписания выгодной сделки с новым спонсором, который будет поставлять «Ноттингему» игровую и тренировочную форму. В данный момент переговоры ведутся.
И еще одна деталь — большинство выплат за новичков, подписанных этим летом, «Ноттингем Форест» будет выплачивать на протяжении нескольких лет, что также сократит нагрузку на бюджет. Например, 20 млн за Неко Уильямса будут выплачиваться «Ливерпулю» четыре следующих года — по 5 млн каждый сезон. Не такие уж серьезные расходы по меркам АПЛ.
Английский футбол живет в немного другой финансовой реальности, чем футбол европейский. За счет медиараскрутки АПЛ местные клубы зарабатывают огромные деньги за счет телеправ. Но огромные доходы в свою очередь перегревают и внутренний рынок — в том числе потому «Ноттингем» тратит 30 млн евро за игрока, ни разу не вызванного в сборную Англии. Остальным клубам Европы остается только завидовать.