Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Футбол
18 июня 2022, Суббота, 11:05

«Ломка была ужасная… Словно конец света». Зачем топовый футбольный судья из СССР уехал в США

andron-prodan.blogspot.com
Поделиться
Комментарии
Крутая история Александра Горина.

Александр Горин — уникальный советский судья. Уроженец Кишинева сделал крутую карьеру в СССР: за 10 лет он превратился из арбитра региональных лиг в топового арбитра. К концу 1980-х Горину доверяли судить главные матчи чемпионата СССР, встречи еврокубков и международные игры, а его революционная манера судейства с отточенными до балетного автоматизма жестами подкупала зрителей и журналистов.

Казалось бы, не за горами и заслуженная категория ФИФА, а дальше ЧМ-1994 — мечта любого судьи. Однако Александр неожиданно выбрал совершенно другой путь. На своем пике, в 38 лет, он решил в корне изменить жизнь и уехал из разрушающейся страны в США.

Вспоминаем, зачем он это сделал, и рассказываем, как сложилась судьба рефери-иммигранта.

Как советский судья уезжал в США. Ему пришлось во всем признаваться Федерации футбола СССР

1991 год стал переломным в жизни Александра Горина. Именно тогда у него возникла идея об эмиграции.

«Мои друзья, очень близкие мне и любимые мной люди, начали уезжать из страны. Это были 1989 и 1990 годы. В основном в Израиль. Кишинев вдруг стал пустым для меня. Помогало только то, что был по горло занят судейством. А потом и мой черед пришел», — вспоминал Горин в интервью «9 Каналу».

Решиться на переезд оказалось очень непросто — Александру пришлось психологически готовить себя к расставанию с любимым делом и мечтой стать судьей ФИФА, которая была уже невероятно близко. Но зато у назревающего переезда были и плюсы. Благодаря мысли об эмиграции Горин избавился от давления и боязни ошибки и в итоге выдал лучший сезон в своей жизни.

«Год был эйфорийным. В футбольном судейском деле очень важно ощущать психологическое спокойствие. Поэтому, зная, что скоро уезжаю, работал в поле без боязни ошибиться, без опаски, что выйдет это боком, и выпадешь из элиты судейской в Союзе.

Обычно судья хорошего уровня судил за сезон 12-13 матчей высшей лиги. График примерный — игра в месяц. А у меня в сезоне 91-го года — одна игра за другой, 10 игр в первом круге. И после каждой — высокие оценки инспектора матча. Дошло до того, что в одном туре отсудил две игры: «Спартак» — «Динамо» (Киев) перенесли на два дня, отсудил «Локомотив» — «Памир», а потом и Москву с Киевом», — рассказывал арбитр.

Наверняка и во втором круге Горин отсудил бы не меньше. Однако после перерыва оставаться в СССР он не планировал. Поэтому еще весной Александру пришлось обо всем признаться Федерации футбола, чтобы не подставлять коллег, которые могли бы получить назначения вместо него.

«Помню, отсудил игру в Киеве, в мае. «Динамо» — ЦСКА. А это был период, когда постоянно надо было бывать в посольстве США в Москве, довозить то один документ, то другой. Домой решил возвращаться через Москву. Заехал заодно в федерацию, сдал протокол матча. Зашел, сдал. Мне говорят: там, в соседней комнате, идет заседание спортивно-квалификационной комиссии, утверждают судей на матчи второго круга чемпионата СССР, можешь зайти. Я — туда.

Знаю, что второй круг судить уже не буду и что могу занять чье-то место. Неприятное ощущение, люди ведь ко мне хорошо относятся. Понимаю, что надо сказать, мол, уезжаю, не рассчитывайте на меня. Понимаю, а не могу пересилить себя, молчу. Набрал воздуха: сейчас скажу. А там сидит Валерий Бутенко, известный судья. Он уже слышал про мои планы, я ведь особо не скрывал, хотя специально и не афишировал. От судьи Миши Йоффе, моего старого друга. «Ну что, курносый, будешь судить во втором круге?» — спрашивает Бутенко. Ну и я, как с обрыва в воду, выкладываю о своих планах: «Нет, Валерий Павлович, второй круг уже нет», — говорил Горин.

Такое признание сулило Александру много неприятностей, но каким-то образом ему удалось их избежать. И даже доработать круг до конца.

«Может, из органов кто и стукнул на меня, но официально я же не сообщал. А разговоры, как известно, к делу не подошьешь», — признавался Горин.

Последним матчем Горина в СССР стало «советское класико» — 1 июля в «Лужниках» при образцовом судействе Александра «Динамо» Киев выиграло у «Спартака» (2:0). А через пять дней судья вместе с семьей навсегда улетел в Штаты.

Именно близкие окончательно убедили его на переезд.

«Семья — она главнее всего и всех. Семья решила: надо, и мы двинулись. Это было время, когда течение шло только в одну сторону», — вспоминал Горин.

Как сложилась судьба советского судьи в США. Поначалу жизнь за океаном казалась ему кошмаром

Новая жизнь в США поначалу показалась судье кошмаром — он остро почувствовал одиночество и свою невостребованность в незнакомой стране.

«Ты прилетел в другую страну, телефон молчит. Ты понимаешь, что тебе не надо торопиться в другие города, на матчи. Сложно передать эти чувства, хотя, уверен, вы сами это испытали. Начало эмиграции стало одним из самых непростых этапов моей жизни. В тот момент особо вспоминалось, как на другой день после игры, где судил, с нетерпением ждал момента, чтобы купить «Советский спорт» и прочитать отчет о матче. Ломка психологическая была ужасная. Наверно, думал тогда, лучше бы был инженером, токарем, плотником: эти навыки вполне могут пригодиться и в США. А что делать тут футбольному арбитру? К этой мысли надо было привыкнуть. Психологически ощущал себя в вакууме, словно конец света», — рассказывал Горин.

Тем не менее после распада СССР у Александра случился душевный подъем — благодаря ему он понял, что все сделал правильно.

«Остался бы там, уже в Молдове, сильно потерял бы в уровне. Чемпионат Молдовы не шел ни в какое сравнение даже со второй союзной лигой. Потерял бы мотивацию, кураж и, скорее всего, то самое любимое дело. Одним словом, распад СССР помог мне психологически, встряхнул меня».

Горин взял себя в руки и стал потихоньку пробиваться в судейский корпус: начал с самых низов и постепенно дорос до уровня чемпионата колледжей, в котором стал одним из лучших арбитров.

oslrg.com

В 1997 году Горину было присвоено звание судьи национальной категории США, с 2005-го он начал регулярно обслуживать самый почетный и престижный финальный турнир национальной футбольной ассоциации колледжей США — NCAA «Final 4», а в 2009-м судейская ассоциация колледжей наградила судью почетным дипломом «Referee of the Year», признав его лучшим арбитром года по западному побережью США.

Горин мог без проблем заблистать и в MLS, но, к сожалению, уже не проходил в лигу по возрасту. Впрочем, «звездный час» в США у него все равно был. В 2009 году Александру довелось судить мать легендарного «Интера» Моуринью с Ибрагимовичем.

oslrg.com

«В 2009 году летом приехал миланский «Интер». Обосновались на тренировочной базе одного из ведущих университетов Лос-Анджелеса. Но сбор втягивающий, как правило, в таких случаях подыскивают соперника попроще, чтобы избежать ненужных нагрузок, а значит, и травм. Выбор пал на сборную студенческую, колледжей.

Ассоциация студенческого футбола пригласила меня поработать на этом матче. Для меня это было волнительно: я не судил профессиональный футбол с 1991 года. Судил в США матчи студенческого чемпионата, это немного другое. А тут Матерацци, Ибрагимович, Камбьяссо, Виери, весь цвет нерадзурри. Сыграли 2:2. Матч, к слову, транслировали в Италии.

Я даже Ибрагимовичу желтую карточку показал. После матча Моуринью поблагодарил, со Златаном сфотографировались, очень приятный и дружелюбный молодой человек», — вспоминал судья.

oslrg.com

Сейчас Александру Горину 70 лет. Он до сих пор обслуживает матчи студенческого чемпионата США. Правда, теперь работает во втором дивизионе, где нет надобности в дальних командировках. На этот шаг Горин пошел сознательно, чтобы больше отдыхать и быть рядом с семьей.

ФК Динамо Киев
ФК Спартак Москва
США
ФК Интер Милан
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0