Заболел раком, но не бросил работу. Как живет легендарный тренер из Голландии — ван Гал
«У меня рак простаты, — открыто признался ван Гал 4 апреля во время интервью по ТВ. — Игроки еще не знают об этом. Они видят румянец на моих щеках и думают, что я здоров. Но это не так. Рак простаты не убивает в 90% случаев, куда сложнее с сопутствующими болезнями. У меня была агрессивная форма рака, пришлось пройти 25 сеансов лучевой терапии».
Слова Луи стали шоком для футбольного мира. Со словами поддержки выступили «Барселона», «МЮ», «Аякс», УЕФА и еще десятки именитых людей.
Ван Гал — один из ключевых тренеров в развитии футбольной философии на стыке веков. Он переродил голландский футбол в 90-х, взяв с «Аяксом» все титулы, какие только можно, включая Лигу чемпионов. Он строил команды-династии в «Барселоне» и «Баварии», занял 18-е место в списке лучших тренеров в истории футбола и брал с Нидерландами бронзу чемпионата мира.
Сейчас ван Галу 70 лет, 31 из которых он проработал в качестве главного тренера. Казалось бы, в этом возрасте и с такими регалиями он мог бы спокойно сидеть на вилле у нормандского побережья и рассказывать о своей богатой биографии журналистам. Но Луи выбрал другой путь — в 69 лет он в третий раз возглавил сборную после 5-летней паузы в карьере и вывел команду на чемпионат мира-2022.
«Да, я 5 лет был на пенсии, но кто еще должен был возглавить сборную? — недоумевал тренер. — На месте футбольного союза я бы тоже выбрал себя. Моя цель — победа на чемпионате мира. Но я сделаю это не для себя, а для голландского футбола».
Ван Гал — это фонтан жизненной энергии. Вы точно помните мемы с ним после показательного падения перед арбитром в игре «МЮ» — «Арсенал». 65-летний тренер рухнул на спину, чтобы показать, как соперник симулирует. А в 2010 заявил, что будет праздновать с «Баварией» все титулы. «Я тот еще тусовщик», — пояснял Луи.
Третье пришествие ван Гала в сборную Нидерландов — это бесконечное шоу. В октябре, после победы над Черногорией, Луи прямо у бровки прочитал лекцию журналисту об игре игроков фланга при схеме с тремя защитниками.
— Они должны действовать как штурвал. Смотрите: если Дюмфрис идет вперед, Маласиа остается сзади, и наоборот, если Маласиа идет вперед — то Дюмфрис отрабатывает в обороне.
А вот свежая лекция от 22 марта. Прямо на пресс-конференции он с помощью бутылок объяснил, как работает атакующий треугольник в схеме 3-5-2.
— Смотрите, это голландский треугольник (бутылка Coca-Cola в центре и две бутылки воды по краям). Coca-Cola — это нападающий, бутылки воды — вингеры. Есть две модели треугольника. В первой — нападающий Coca-Cola выдвинут вперед. Во второй — отодвинут назад и исполняет функции «десятого номера», а вингеры (вода) становятся нападающими.
Или вот еще история, которая попала на камеры перед матчем Нидерландов с Турцией. Ван Гал поприветствовал вызванного в сборную молодого защитника Квентина Тимбера словами:
«Я привился, а ты?».
«Я тоже», — ответил Тимбер.
«Слава богу, ты не идиот», — резюмировал ван Гал.
Свободное время Луи тоже посвящает футболу целиком и полностью. В сентябре 2021 он несколько недель помогал клубу второго голландского дивизиона «Телстар». Провел несколько тренировок и даже присутствовал на скамейке запасных на паре официальных игр. Это была благотворительная акция — по 2,5 евро от каждого проданного билета (а фанаты забили стадион, чтобы посмотреть на Луи) пошли на добрые дела.
Травмы — тоже не повод отлынивать. В ноябре 2021 ван Гал сломал бедренную кость — неудачно упал, когда парковал велосипед. В тот же день он был на тренировке сборной — катался по полю на гольф-каре. На следующий день Луи прооперировали. Он должен был остаться в больнице на три дня, но выписался уже спустя сутки — не мог пропустить важную игру АЗ.
«По дороге на стадион я выпил обезболивающее, — рассказывал ван Гал. — Я хотел быть там, но не хотел, чтобы игроки видели, как я страдаю. В футболе важны ноги, но только если ты игрок. Чтобы тренировать, нужна голова, а она у меня работает как прежде».
Следующие несколько месяцев ван Гал перемещался на кресле-каталке, но не пропустил ни одной тренировки сборной.
В 70 лет Луи сохраняет стремление жить и работать, которым позавидуют и 20-летние. Кажется, он просто не может представить свою жизнь без футбола. Его хватило на 5 лет жизни на пенсии. Удержаться от шанса еще раз поехать на чемпионат мира для него невозможно. А рак — лишь мелкое препятствие на этом пути».
«Теперь рак — часть моей жизни, — констатирует Луи. — Я знаю, что такое болезнь. Я пережил смерть жены. Это всего лишь часть жизни. Благодаря этому опыту я, пожалуй, стал богаче как человек».