У «Зенита», ЦСКА и «Спартака» есть спонсоры-иностранцы. Теперь они уйдут, как ушли спонсоры РФС?
Российский футбол продолжает существовать в условиях санкций. Российские клубы временно исключены из еврокубков, сборная России лишилась права на участие в плей-офф за выход на чемпионат мира по футболу, а ФИФА разрешила иностранным футболистам приостанавливать контракты с клубами РПЛ.
Но есть еще один момент. У некоторых клубов в спонсорах имеются иностранные компании с представительствами в России. И в ситуации, когда западный бизнес уходит с российского рынка или приостанавливает свою деятельность на территории РФ, мы решили посмотреть, как это может отразиться на нашем футболе.
В целом партнеров у команд РПЛ среди иностранных компаний более чем достаточно. Но в большинстве команд бренды сложно назвать крупным (например, производители витаминов, БАД и энергетиков). Плюс это во-первых, не то партнерство, которое влияет на положение или имидж команды, а во-вторых, практически все эти компании остались на российском рынке.
Так что здесь мы рассмотрим исключительно крупных игроков, которые вкладывают деньги в русский футбол. Лидеров по спонсорским контрактам с иностранными брендами в России два — «Зенит» и «Спартак».
Главной потерей «Зенита» в условиях санкций может стать прекращение партнерства с австрийской нефте-газовой компанией OMV. Ее руководство уже объявило о приостановке новых инвестиций в Россию. Но «Зенита», кажется, это пока не касается. Основную команду — совершенно точно: спонсорство распространяется на Академию сине-бело-голубых. Но и этот контракт пока работает. О разрыве или приостановке контракта, который действует до конца сезона-2022/23, официально ни компания, не клуб не объявляли .
И здесь есть две любопытные детали. Первая — OMV ничего не продает в России. Вторая — OMV сильно зависит от российского газа, главным поставщиком которого является «Газпром». И на фоне всех последних новостей о поставках российских энергоресурсов в Европу, складывается впечатление, что OMV просто напросто невыгодно разрывать добрые отношения с Россией.
Что касается остальных спонсоров, то здесь пока все тихо. Бренды Lay’s и Pepsi принадлежат компании PepsiCo. Сразу после начала спецоперации она раздумывала об уходе с российского рынка, но на сегодняшний день свое производство в РФ она не свернула.
Японский автогигант Nissan не исключил, что может покинуть полностью российский рынок. Но пока лишь приостановлена деятельность завода в Санкт-Петербурге из-за проблем с логистикой и новыми поставками. Правда, как заверяют в Nissan, нынешней продукции хватит надолго.
У красно-белых набор спонсоров схож с зенитовским. О Nissan и Pepsico написано выше. Бренды от России не открестились и продолжают работать в том или ином виде.
Два других спонсора никаких заявлений не делали. Бутики итальянской компании Technogym продолжают свою работу и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Даже намеков на уход с нашего рынка до этого момента не было.
А в случае с ZTE никаких заявлений быть и не может. Китайская компания занимает второе место у себя на родине по количеству производства телекоммуникационных систем и смартфонов. А Китай никаких санкций в отношении России не вводил. Более того, китайское правительство пригрозило своим компаниям возможными проблемами в случае, если они решат оставить российский рынок.
У Московских армейцев среди крупных иностранных партнеров — лишь корейский Hyundai. Здесь ситуация аналогичная Nissan. Компания остается на российском рынке, но испытывает определенные сложности с поставками. В этой связи в начале марта была приостановлена деятельность завода в Петербурге. Но глобально российский рынок для компании остается интересным и уходить с него у Hyundai планов на эту минуту нет.
Больше остальных пострадал Российский футбольный союз. Да, большинство спонсоров у него отечественные, но оба иностранных ушли. По словам президента РФС Александра Дюкова, и Coca-Cola, и Volksvagen приостановили действующие контракты. Хотя в заявлениях компаний о полном уходе из России сказано не было.
Технические спонсоры
Еще одна горячая тема последних дней. Президент РПЛ Ашот Хачатурянц на днях не исключил, что с нового сезона все клубы лиги будут носить форму единого технического спонсора. И прописка у этого спонсора будет русской или китайской.
На данный момент ситуация с техспонсорами в РПЛ выглядит следующим образом.
Три из шести экипировочных компаний в том или ином виде ограничили свое присутствие в России. Проблема в том, что на долю Adidas, Nike и Puma приходится 11 из 16 команд РПЛ.
Joma (Испания), Jako (Германия) и Macron (Италия) заявлений по уходу из России не делали. Но санкции существенно осложняют поставки экипировки для российских команд. Так что с нового сезона в российском футболе может появиться много новых действующих лиц.