Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Футбол
26 января 2022, Среда, 15:30

Травма, которая сломала карьеру, зато спасла жизнь. За нее футболист Исаков потом благодарил соперника

pakhtakor.uz
Поделиться
Комментарии
«Ты мой крестный отец!»

11 августа 1979 года произошла главная трагедия в истории советского футбола. Над Днепродзержинском (ныне город Каменское на Украине) из-за ошибок диспетчеров столкнулись два рейсовых самолета: Челябинск — Кишинев и Ташкент — Минск. Всего погибло 178 человек — по количеству жертв авиакатастрофа стала второй в истории Советского союза.

Среди погибших оказались 17 членов узбекского футбольного клуба «Пахтакор» (тренер, администратор, врач и 14 футболистов). Команда направлялась на матч с минским «Динамо».

Благодаря стечению обстоятельств несколько футболистов и один из тренеров «Пахтакора» не оказались в разбившемся самолете. Вратарь Александр Яновский на момент катастрофы уже был в Минске — он отправился туда раньше, вместе с дублем, и первым узнал о том, что произошло. Через него устанавливали полный список погибших членов клуба.

Защитник Анатолий Могильный не смог попасть на рейс. Освободившееся место занял капитан «Пахтакора» Михаил Ан — из-за травмы он не должен был лететь на игру, но партнеры по команде его уговорили. «На кладбище после трагедии я встретилась с Анатолием Могильным, волею судьбы оставшимся живым. Обняв меня, со слезами на глазах он сказал мне, что лететь в Минск должен был он. Миша Ан был травмирован, и приехал проводить команду своих товарищей. Но по сложившимся обстоятельствам Толик остался в Ташкенте. Мишу ребята уговорили и буквально на руках занесли в самолет, чтобы он присутствовал на матче — было свободное место на билет Могильного. Наверное, так было суждено. Такого отчаяния, какое было у Могильного, я не видела никогда», — вспоминала бывший председатель общества «Пахтакор» Роза Рафикова.

Не полетел на том самолете и главный тренер команды Олег Базилевич. Он несколькими днями ранее отправился в Сочи, чтобы увидеться с женой и сыном.

uff.uz

В составе «Пахтакора» был еще один футболист, которому чудом удалось избежать гибели. Местная легенда Туляган Исаков не полетел в Минск из-за серьезной травмы, которую ему нанес защитник Александр Новиков, выступавший за московское «Динамо». Вследствие этого уже возрастной игрок Исаков планировал завершать с футболом.

Вряд ли кто-то мог предположить, что в итоге Исаков будет благодарен человеку, сломавшему его карьеру:

«Потом Исаков ему говорил: «Ты мой крестный отец!» — рассказывал Александр Минаев, игравший за московские «Динамо» и «Спартак».

mytashkent.uz

Исаков признавался, что тяжело переживал трагедию — и до сих пор вспоминает о ней:

«Это была судьба. Вот уже 40 лет, как я живу с черным пятном в сердце. Голова моя поседела и я думаю, какими бы стали мои друзья в старости? Они могли бы стать великими тренерами и воспитать немало выдающихся футболистов для Узбекистана. Тогда, на похоронах 18 августа (если бы не погибла команда «Пахтакор», то никто бы и не узнал о катастрофе самолета — тогда о таком не сообщали, да и похороны проходили скрытно в 6 часов утра), когда мне дали слово, я попрощался с погибшими друзьями и сказал, что узбекский футбол умер на 50 лет, да, так и сказал.

Вот уже 40 лет, и мы все никак не придем в себя. Это — правда. Сейчас мы опасаемся играть даже со сборными арабских стран. Вот такой сейчас у нас уровень».

Туляган провел в «Пахтакоре» всю свою карьеру. После того, как в авиакатастрофе погибла почти вся команда, советское руководство внесло в регламент соревнований пункт, согласно которому «Пахтакор» не мог вылететь из высшей лиги на протяжении трех лет, несмотря на результаты. Команду усиливали добровольцами из других клубов. Чтобы помочь команде, пытался вернуться в состав в том числе и Исаков, но больше чем до конца сезона его не хватило.

«Шараф Рашидов (первый секретарь ЦККП Узбекской ССР. — Sport24) трижды звал меня вернуться. Говорил: «Сынок, ты еще поиграешь». Но я не мог. Прихожу на ту же базу, вечером ложусь спать и вижу только их. Утром просыпаюсь — другая команда. Меня упрашивали остаться, но я ответил: «Я больше не смогу играть в футбол, не смогу пережить этого».

В результате Исаков перешел на тренерскую работу — и все-таки вновь оказался в «Пахтакоре» под конец 80-х. Правда, успешным возвращение не получилось: усилий местной легенды не хватило на то, чтобы вернуть клуб в высшую лигу, и спустя год «Пахтакор» возглавлял уже другой тренер.

ФК Пахтакор Ташкент
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0