Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
ФутболБундеслига
21 января 2022, Пятница, 17:00

Загадочная смерть советского футболиста в Германии. Что случилось с чемпионом СССР Янушевским: рассказывает жена

Из личного архива семьи Янушевского
Поделиться
Комментарии
Играл за легендарный ЦСКА Садырина.

Виктор Янушевский — знаменитый защитник минского «Динамо» и московского ЦСКА с трагической судьбой. После двух чемпионств в СССР и победе в Кубке страны он уехал играть в Германию. А летом 1992 года его тело нашли в берлинском отеле.

С тех пор вокруг загадочной смерти футболиста появилось немало слухов: одни говорили — умер на поле, другие сетовали на суицид, а третьи и вовсе намекали на убийство.

Но что же случилось с Янушевским на самом деле?

Из личного архива Виктора Янушевского

В новом выпуске проекта «Лихие 90-е» на футбольном канале Sport24 на этот вопрос ответила жена футболиста Валентина Янушевская. В эксклюзивном интервью она рассказала о последних днях жизни супруга и вспомнила, каким Виктор был защитником, мужем и отцом.

Увидеть интервью со вдовой Янушевского вы можете чуть ниже. Но прежде подпишитесь на канал, поставьте лайк и колокольчик, если не хотите пропускать «Лихие 90-е».

А если вам все-таки удобнее не смотреть, а читать, Sport24 предлагает текстовую версию интервью — с эксклюзивными фрагментами, не попавшими в выпуск.

— Где вы познакомились с Виктором?

— В Белорусском институте физической культуры в Минске в 1980 году. Я училась по специализации «фигурное катание», а он — на «футболе», но факультет у нас был один и тот же. Часто ходили на одни и те же лекции, встречались в деканате. Витя был видным парнем и уже довольно известным футболистом — участвовал в эстафете олимпийского огня, а я — красивой девчонкой. Обратили друг на друга внимание, начали дружить. Постепенно это переросло в нечто большее.

— Долго ждали предложения?

— Всего два года. Там вообще очень интересно развивались события. Мы решили расписаться втихаря в августе. Почему-то хотели, чтобы никто не узнал — даже родители. А потом он приходит и говорит: «Валентина, слушай, моя мама обидится, если мы не скажем». Я отвечаю: «И моя тоже». «Давай скажем!». «Давай». Так и объявили о помолвке. Родители оказались не против. Но когда в минском «Динамо» узнали о том, что мы собираемся расписываться в августе, руководители вызвали Виктора и запретили играть свадьбу.

— Почему?

— Шел сезон. Нам сказали: «Можете расписываться в августе, но свадьбу сыграйте в декабре». Мы согласились. В итоге тихо расписались в августе, а зимой устроили повторную церемонию — только торжественную.

Из личного архива семьи Виктора Янушевского

— Каким человеком был Виктор?

— В Минске он был легендой, постоянно раздавал автографы. Но при этом оставался очень скромным. Как-то в автобусе к нам подошел незнакомец и попросил Виктора расписаться в тетрадке. Когда он взял ручку и черканул, очень удивилась. На его месте я бы оставила роспись на всю страницу, а Виктор аккуратно написал свою фамилию в уголке. Вообще он не пил, не курил. Был хорошо воспитан, уважал женщин, любил детей.

— У него оставалось время на семью?

— Он постоянно был в разъездах, но при этом всегда старался мне помогать. У меня был хронический недосып из-за детей. Но однажды я проснулась и почувствовала себя выспавшейся. Оказалось, что он тихо проснулся, прикрыл дверь в спальню, одел и обул детей и накормил их завтраком. Кстати, его вообще не нужно было просить купить продукты — он всегда сам ходил в магазин, когда в холодильнике становилось пусто.

Из личного архива семьи Виктора Янушевского

— А каким вы запомнили его на поле?

— Виктор на поле и дома — два разных человека. Дома был спокойным, никогда голос не повышал. А на поле — хулиганом. Полностью отдавался игре, бился до последнего и даже задирался, за что получил прозвище — петух.

Но при этом был очень порядочным. Ненавидел нечестную игру и очень переживал, когда ему казалось, что матчи были договорными. Даже выслеживал некоторых игроков, потому что подозревал их в нечестной игре.

— Говорят, ему мешали играть проблемы со здоровьем.

— За карьеру Витя дважды перенес сотрясение мозга. Одно из них было очень серьезным — даже лежал в больнице. Поэтому в «Динамо» у него был щадящий режим: если на тренировке он плохо себя чувствовал, мог спокойно попросить тренера отдохнуть пять минут и тот без проблем позволял ему. В клубе знали: если Янушевскому плохо, это не потому что он ночью загулял, а из-за сотрясений.

— Почему в начале 90-х Виктор уехал из ЦСКА в не самую сильную немецкую команду?

— В Германии был другой уровень футбола, другие деньги, а в нашей стране в те годы творился кошмар. Тем более Виктор уже был возрастным игроком, 28 лет. Его не все брали. А тут пригласили в «Теннис-Боруссию». Почему не воспользоваться последним шансом? Он и согласился. Тогда вообще многие футболисты ЦСКА уехали в Европу.

Из личного архива семьи Виктора Янушевского

Янушевский — третий футболист справа в верхнем ряду.

— Вы остались в Минске?

— Сначала он отправился один, а когда устроился — я приехала с детьми. Потом было межсезонье — мы вместе вернулись в Минск, отдохнули две недели, после чего он один поехал обратно.

— Почему один?

— В его клуб тогда пришел новый руководитель, который хотел расстаться с группой футболистов, в которую входил Виктор. Так что муж поехал искать новую команду, а я осталась с детьми.

Из личного архива семьи Виктора Янушевского

— В Германии у него началась депрессия?

— Не то чтобы депрессия. Просто он был ответственным, очень сильно переживал из-за того, что приходилось расторгать контракт.

— Помните последний разговор?

— Я, честно говоря, не люблю об этом вспоминать — до сих пор больно ворошить эти раны. Мы созванивались раз в неделю, а в основном писали друг другу. Но по последнему письму, которое он прислал, я поняла: что-то не так. Он жаловался на здоровье — говорил, что болит печень. Очень сильно переживал: все-таки столько лет отдал спорту, а тут подходит конец карьеры — и проблемы с контрактом. Видимо, нервы были на пределе.

— Вокруг его смерти ходит много слухов. Что на самом деле случилось в тот роковой день?

— Просто был 92-й — год бандитизма, вымогательства. Поэтому и появлялись всякие странные версии — до меня вообще доходили слухи, что его застрелили, чтобы забрать деньги. Но все эти слухи нужно отбросить — я говорю, как есть: Виктор, видимо, очень сильно переживал. Его сердце просто не выдержало (в медицинском освидетельствовании было написано, что футболист умер из-за оторвавшегося тромба. — Sport24).

— Как пережили?

— Справиться было тяжело. Эта трагедия долго не отпускала. Но однажды утром я встала и поняла, что надо что-то делать. Поэтому сказала себе: «Валя, все, хорош! Тебе надо расти детей. Витя уехал, он на сборах». Скажу честно: до сих пор считаю, что Витя где-то играет, где-то на сборах. В принципе, так и дочки считают.

Из личного архива семьи Виктора Янушевского

— Говорят, они пошли по стопам отца и тоже связали жизнь со спортом.

— Когда дочки (Яна и старшая Светлана) стали подрастать, я решила: будет хорошо, если они займутся спортом. И отдала их в гимнастику. Подумала — если не получится, то хотя бы красивыми девчонками вырастут. Поначалу многие не верили, что они станут хорошими гимнастками. Но у них все-таки получилось — у младшей даже чуть лучше, чем у старшей. Ее забрала тренер Ольга Страхова и начала с ней работать. В итоге Яна стала призером чемпионатом мира и Европы в групповом упражнении. Я ей горжусь. И Виктор тоже бы гордился.

— Чем дочки занимаются сейчас?

— Яна закончила институт, познакомилась с парнем, вышла замуж, родила девочку. У Светы — двое детей: мальчик и девочка. Так что у Вити уже трое внуков. Кстати, нашего внука зовут Виктором — в честь мужа.

Яна сейчас работает у меня — хозяйничает на одном из стадионов Минска. Света живет в Германии, под Штутгартом.

— А вы чем занимаетесь?

— Работаю в администрации Советского района Минска. Занимаю должность директора предприятия «Физкультура и здоровье» — курирую спортивные мероприятия и объекты района.

— Семьей часто вспоминаете Виктора?

— Конечно, такого человека забыть невозможно. Где-то пять лет назад мы собирались с командой «Динамо» Минск. Там был и Яна. Ее попросили сказать тост, и она говорит: «Как бы я хотела увидеть сейчас папу. Посмотреть, как бы он сейчас выглядел, узнать, что бы он сказал мне. Очень этого хотела бы». Я всегда говорю детям: «Старайтесь не посрамить фамилию отца. Будьте такими же честными и порядочными, чтобы папа — если он смотрит на вас откуда-то сверху — вами гордился».

ПФК ЦСКА Москва
ФК Динамо Минск
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0