«Никто болельщиков не спрашивал и не слушал. Таким жестом они убивают футбол». Фанат ЦСКА — о Fan ID

Фанат ЦСКА Сергей Мухин, один из авторов заявления от фанатского движения армейцев касательно закона о введении в России паспорта болельщика (Fan ID), объяснил, почему они приняли решение отказаться от посещения матчей, если при входе на стадион будут требовать предъявить паспорт болельщика.
— Как составлялось заявление?
— Авторов было двое: один человек взялся за написание, а второй — за корректуру. Оно было написано давно, где-то за 10 дней до Нового года. Потом президент подписал закон, и пришлось подправлять и что-то добавлять. Все озабочены этой проблемой, поэтому, общаясь между собой, решили, что неплохо было бы высказаться. Два человека написали, остальные, которых было около тридцати человек, прочитали и одобрили. Нас поддержали и те, кто ходил на матчи еще с конца 70-х годов, начала 80-х. Вот так все это и родилось.
— Я правильно понимаю, что вы будете бойкотировать Fan ID?
— Правильно. Не буду его делать. У нас свобода, каждый отвечает сам за себя.
— Как вы думаете, большое количество болельщиков перестанет ходить на матчи?
— Думаю, что отток зрителей будет очень значительным, не говоря уже про трибуны, которые находятся за воротами. ЦСКА в среднем собирал в доковидные времена 15-20 тысяч. Из них абонементов было примерно тысяч 10, а то и меньше. Остальные приходят по билетам 1-2 раза. Им совершенно не захочется оформлять ради двух походов на стадион этот Fan ID. Есть люди, которые принципиально не будут его оформлять. Думаю, что вся трибуна А тоже уйдет со стадиона. Я разговаривал со многими, кто сидит по центру, они тоже не собираются это делать. А как оно выйдет на самом деле, увидим с началом чемпионата-2022/23. Когда вводили этот закон, никто болельщиков не спрашивал и не слушал. Таким жестом они убивают футбол. Футбол, конечно, не закончится, просто он потеряет долю своей привлекательности. У нас есть песня «Нами дышит стадион», а нас с него выживают.
— Про Fan ID говорят уже давно, почему только сейчас сделали заявление?
— В октябре–ноябре были просто разговоры. Можно было еще тогда говорить об этом. Никто и не молчал, просто не было таких конкретных заявлений. Когда подписали закон, тогда уже и пошли такие конкретные заявления. «Зенит» еще в прошлом году это сделал. И там заявление гораздо больше, от всей трибуны «Виража». Надо было сделать всем сразу, а то получилось неорганизованно. Наши, к сожалению, затянули с этим, и мы решили, что неплохо было бы выступить авангардом.
— Будут еще какие-то действия?
— Что мы можем еще сделать? Закон уже принят, его принимали не для того, чтоб сразу отменить. Мы просто высказали свое мнение и решение не ходить на стадион, не получать Fan ID. Если народ перестанет ходить на стадион, возможно, это заставит задуматься о нужности этого закона. Государство почему-то забыло, что народу нужен не только хлеб, но и зрелище, которое сейчас отбирают. Пока о дальнейших действиях разговоров нет. Надо посмотреть, как все будет. Может, дело дойдет и до петиций. Государство сделало свой шаг — мы будем делать свой. Если почитать закон, в нем написано, что это в целях безопасности государства. Получается, мы опасность для государства? Оскорбительно такое читать. Бессмысленная трата денег. Слава богу, что нашлись люди среди депутатов, которые тоже в негативном ключе высказались по этому поводу.
— А про какое исключение говорится в вашем заявлении?
— Исключение — это болельщики «Ахмата». Они были единственными, кто не поддерживал акции с уходом с трибун до этого. Скорее всего, не поддержат бойкот Fan ID, — сказал Мухин в беседе с корреспондентом Sport24 Лерой Скрябиной.