Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Футбол
20 ноября 2021, Суббота, 09:00

Русский тренер взял исторический трофей в Индии! Как туда занесло, почему запирали в магазине: интервью Чернышова

Личный архив Андрея Чернышова
Поделиться
Комментарии
Кастовость на трибунах, бургеры из говядины, флэшбэки о суровых нравах в Саудовской Аравии.

В июне 2021-го бывший тренер «Спартака» Андрей Чернышов переехал по крайне нестандартному тренерскому маршруту: из Македонии в Индию. Спустя несколько месяцев «Мохаммедан» из Калькутты под руководством Чернышова выиграл Calcutta Football League — причем трофей стал поистине историческим, став первым для клуба за более чем четыре десятилетия.

Спецкор Sport24 Александр Петров поговорил с русским тренером про жизнь и работу в Индии: как занесло Чернышова в южную Азию и как устроен футбол в экзотической стране, занимаются ли футболисты йогой и заметны ли кастовые различия на трибунах, воспоминания о суровых саудитах и желание работать на родине.

Будет очень атмосферно. Поехали!

Чернышов ведет клуб в Суперлигу — еще недавно это было невозможно

— Правильно понимаю, что Calcutta League — это чемпионат штата? Среди остальных штатов как этот турнир котируется?

— Верно. Я разговаривал с тренерами других клубов, журналистами — все говорят, что здесь собраны самые качественные игроки. Так что среди штатов — эта лига самая сильная.

— Историческая победа — 41 год ваш клуб не побеждал. Как отметили?

— Перед сезоном команду представили в одном из лучших отелей города. Были журналисты, болельщики, а еще позвали тех игроков, которые последний раз 41 год назад взяли золото. Такой вот посыл нам — нужно вернуть трофей. Давление было мощное — болельщиков на руководство клуба, а те, в свою очередь, на игроков и тренеров.

Из личного архива Андрея Чернышова

Поэтому, когда мы выиграли, празднование было на уровне — сначала на стадионе, потом нас повезли по вечернему городу на чемпионском автобусе. Доставили кубок в клубную резиденцию и поехали в отель — там уже началась неофициальная часть.

— Самое запоминающееся оттуда?

— Перед стартом турнира выезжали с командой на природу. Дело дошло до танцев, ребята позвали меня — я ответил: буду танцевать только тогда, когда выиграете чемпионат. На праздновании игроки напомнили мне об обещании — что ж, пришлось сдержать.

— Индийские танцы исполняли?

— Нет-нет, европейская музыка. Иногда вижу по телевизору, как танцуют молодые люди — что-то подобное пришлось изобразить.

— Болельщикам, получается, тем более праздник подарили.

— Конечно. На стадионе было 40 тысяч — половина вместимости, все из-за коронавируса. Не было б ограничений — пришли бы все 80. Сначала праздновали с ними на стадионе, во время чемпионского автобуса на всем пути следования вдоль дороги стояли болельщики + нас сопровождали фанаты на мотоциклах и мопедах. Пришлось даже движение для нас перекрывать.

— Это при том, что вы не единственная команда в городе.

— В Калькутте три профессиональные команды: две из них играют в Суперлиге — одна очень успешна (вице-чемпион прошлого сезона), другая — без особых достижений. И мы в I-лиге (высший из открытых дивизионов Индии. — Sport24), но болельщики требуют, что мы пробились в Суперлигу.

— Но ведь она закрытая, разве нет?

— Изначально была, да. Лигу из 10 команд создали большие корпорации и очень богатые люди, среди которых банкиры, известные актеры. Создали игрушку, в общем, себе — каждый взял по команде. Привозили достаточно известных возрастных футболистов из Европы или Южной Америке, платили им колоссальные деньги, чтобы обеспечить хоть какой-то интерес к лиге.

До недавнего времени хоть каждый год выигрывай I-Лигу — путь в Суперлигу был закрыт. Только если бы нас не купила какая-нибудь очень большая корпорация. Но со следующего сезона по требованиям ФИФА Суперлига станет открытой, а, значит, мы сможем туда попасть.

— Если выиграете I-лигу.

— Первое или второе место дадут проход туда.

— Бюджета хватит? Кто финансирует ваш клуб?

— Наш инвестор — один из крупнейших индийских банков. Конкретных цифр не знаю, но на уровне А-Лиги мы, думаю, мы в тройке по бюджету. На уровне Суперлиги, правда, будет тяжеловато — там суммы несопоставимо выше. Даже крупный банк не может тягаться с теми суммами, которые крутятся в Суперлиге. Так что все равно нужно будет искать корпорацию, которая будет содержать клуб в элите.

Футбол в Индии — что это такое

— Вы в Индии уже почти полгода — насколько ваши ожидания оправдались?

— Находясь в Европе, мы часто смотрим на азиатские или арабские страны в футбольном плане свысока — дескать, они неразвиты. На самом деле, все иначе. Многие из тех европейских клубов, где я работал, могли бы позавидовать инфраструктуре «Мохаммедана». Пятизвездочный отель для проживания персонала, прекрасная тренировочная база, все необходимое для восстановления, полный набор тренерского и медицинского штаба — я был очень удивлен. Мое представление было стереотипным.

— Уровень зарплат в лиге?

— На уровне второй восьмерки РПЛ. По крайней мере, если верить цифрам из прессы, да и в своем контракте я вижу сопоставимые цифры.

Из личного архива Андрея Чернышова

— Футбол в стране любят? И футболистов? А то у нас в стране после поражения от Хорватии вновь заговорили: 145 миллионов жителей, а играть некому. В Индии почти 1,4 миллиарда человек — нет подобных разговоров?

— Для того, чтобы составить такую картину нужно регулярно читать местную прессу — а я хинди не знаю, так что с этим сложно. Что могу сказать: в каждом большом городе есть стадион на 30-80 тысяч зрителей. По рассказам до пандемии они заполнялись под завязку. Так что футбол любят, хотя с крикетом конкурировать бесполезно. Так исторически сложилось.

Но сейчас клубы стали задумываться над тем, чтобы развивать местный футбол. Вместо приглашения иностранных футболистов они все чаще зовут иностранных тренеров в академии — их в последнее время очень много открылось, что при клубах, что частных школ.

— Но главные звезды в командах все еще иностранцы?

— Пока еще да. Лимит в чемпионате — не более четырех иностранцев и эта четверка всегда определяет игру. Представить, что легионер будет сидеть на лавке невозможно — их берут за тем, чтобы они выделялись и выделялись сильно.

— Какого уровня эти легионеры? Где они раньше играли?

— У нас, например, играет бывший защитник сборной Сирии, форвард сборной Тринидада и Тобаго, а также два балканца: один — из Сербии, другой — из Черногории.

Клубы из Суперлиги, у кого денег побольше, зовут испанцев — всем нравится футбол Гвардиолы и других топовых испанских тренеров. Поэтому в элитном дивизионе больше половины специалистов — из Испании. Они, в свою очередь, привозят 2-3 соотечественников.

— Которые играли в Примере или все же из лиг пониже?

— Многие играли в Ла Лиге и других достойных чемпионатах. Но едут в основном все же возрастные испанцы. Хорошие испанские игроки младше 30 лет вряд ли поедут в Индию даже на большие деньги.

— После просмотра записей матчей индийской лиги вы давали такую характеристику: «Футбол там строится на технике, из-за невысокой интенсивности у игроков много времени и пространства для принятия решений. Вторые таймы проводят намного слабее. Больше голов забивается после перерыва». На практике совпало?

— Да. Низкая интенсивность идет скорее от тренировочного процесса — игроки же не могут тренироваться и играть в разных режимах. Поэтому приходится решать эпизоды за счет техники, но она у большинства не самая выдающаяся.

Фундамента техники нет — то, что закладывается в детском возрасте. Если уж в России с этим проблемы, то, что говорить об Индии, где специалистов очевидно не хватает.

— Сложно работать с таким материалом?

— Индийские ребята — очень трудолюбивые. Могут три часа тренироваться и никогда не скажут, что устали. Но по тактической выучке большие проблемы. Многие вещи, которые мне кажутся в профессиональном футболе общеизвестными, приходится объяснять чуть ли не с азов.

Из личного архива Андрея Чернышова

— Например.

— Как защитнику вступать в отбор, как располагаться по отношению к мячу — реально азы. В сложной ситуации защитники, например, не выносят мяч первым же касанием, а пытаются что-то выдумать. Или наоборот: когда есть вариант с короткой передачей на свободного партнера, они грешат необязательными забросами вперед без адресата.

Таких мелочей много. Поэтому по тактике работаем каждый день.

— Прогресс виден?

— Посмотрите на результат. Мы до победы в чемпионате штата дошли еще до финала престижного Кубка Дюрана — старейшего турнира азиатского континента (первый турнир организовали британцы в 1884 году. — Sport24). Проиграли в дополнительное время команде из Суперлиги — к слову, у них тренер и пять легионеров — как раз испанцы.

Так что прогресс есть. Другой вопрос, что вот у нас был перерыв в три недели — так после паузы игрокам пришлось с неделю вспоминать все. Забывают моментально.

Культурный шок от Саудовской Аравии и глупые вопросы про Индию

— Были варианты с работой кроме Индии?

— Мог остаться в Македонии. Плюс было предложение из одной арабской страны. Но там нужно было ждать конкретики — выберут меня или нет. А здесь все совпало: и в плане интересных задач, и в финансовом плане.

— Насколько это более выгодное предложение по сравнению с работой в Македонии?

— Индия сопоставима с очень щедрыми предложениями из Саудовской Аравии или Кувейта, где я работал раньше. Конкретно во сколько раз этот оффер выгоднее македонского не скажу, но суммы просто несопоставимые.

— И вот вы прилетаете в Калькутту. Культурный шок был?

— Да нет. Во-первых, мне не 20 лет — не первый раз за границей. Тем более, когда куда-то еду, я всегда изучаю страну — благо источников информации полно. Индия — довольно европеизированная страна, шока не было. Вот когда я ездил в Саудовскую Аравию — там да, сюрпризов было много, даже несмотря на всю подготовку.

Из личного архива Андрея Чернышова

— Главные хайлайты?

— Каждый день — новое удивление. Например, вошел в магазин — не успел оплатить покупки, как магазин просто закрылся. Со мной внутри. Проторчал там больше часа, потом объяснили — пять раз в день происходит намаз. В это время те, кто не посещают мечеть, должны находиться в здании или в машине, но ни в коем случаем не на улице.

— Сурово.

— Там даже празднование Нового года было под запретом — не знаю, как сейчас, но вся атрибутика была вне закона. Жесткая страна, особенно к женщинам. Но и у меня мурашки по коже иногда бежали, когда исламская полиция подходила — с виду очень строгие дядечки. Вроде просто задают вопросы, но ощущаешь себя предельно некомфортно, человеком без каких-либо прав.

— Если вернуться к Индии — есть известный стереотип про антисанитарию. Истории про то, что люди испражняются прямо на улицах — страшилки?

— Если в Москве пойти в парк — тоже можно найти людей, которые у деревца свои дела делают. Это есть во всех странах — что в Германии, что в Будапеште, помню, прямо около «Ритц-Карлтона» ночевала толпа бомжей.

То, как это преподносят насчет Индии — преувеличение в несколько раз. Такого, чтобы прямо на оживленной улице в Калькутте кто-то присел — не видел ни разу. Нормальная цивилизованная страна.

— По городу часто гуляете?

— Редко выбирался. Был период, когда игры шли через день — после такого хотелось просто закрыться в номере, никого не видеть и не слышать. Сейчас стало поспокойнее — раз неделю выезжаем. Центр тут красивый.

— Узнают?

— Чаще всего берешь такси и едешь в какое-то конкретное место. Маршрутов не так много: отель — торговый центр, отель — ресторан. Для прогулок было очень жарко: +35 и колоссальная влажность. Плюс в помещениях все в маске — как тут узнаешь.

Но посмотрим, что будет после победы (улыбается).

— Рубрика «Глупые вопросы про Индию».

— Давайте попробуем.

— Без бургеров с говядиной тяжело? Ну и вообще без говядины.

— А кто сказал, что говядины нет?

— Священное животное же для многих.

— Найти можно все — просто нужно знать магазины. Коровы ходят по улице, упаси боже их обидеть. Но запрета на говядину по примеру алкозапрета в Саудовской Аравии нет.

— Занимаются ли индийские футболисты йогой?

— Не такой уж и глупый вопрос, кстати. Занимаются — это их культура. В тренировочном процессе йоги нет, но на растяжке после занятий видно, насколько они более гибкие и пластичные, чем иностранцы. Потому что с детства к ней приучены.

— Есть ли отдельные трибуны для касты неприкасаемых?

— Такого нет, но кастовость чувствуется. На стадионе есть огромные застекленные VIP-ложи, где стоят помпезные кресла — туда приходят посмотреть футбол люди из серьезных семей.

— Ну, VIP-ложей сейчас не удивить.

— VIP-ложа VIP-ложе рознь. На нашем стадионе не увидишь украшенных золотом кресел или дорожек, которые застелены дорогими коврами. Обслуживание гостей — на уровне дворца какого-нибудь шейха, а не стадиона.

— Устраивают ли фанаты на трибуне танцы из индийских фильмов, празднуя голы?

— Фанатов относительно недавно стали пускать на стадионы — пока не пригляделся. Но болеют яростно — на матчах всегда дежурят усиленные наряды полиции, потому что случаи прорывов болельщиков на поле тут не редкость.

Но по танцам идея хорошая — на следующей игре обязательно понаблюдаю (смеется).

***

— У вас контракт по схеме 1+1+1 — что это значит?

— В контракте есть пункт об автоматическом продлении при достижении определенных результатов. Задача всегда одна — победить. Сейчас — в I-лиге, тогда сможем попасть не только в Суперлигу, но и в аналог еврокубков.

— Типа Лиги чемпионов?

— Лиги Европы. В местную ЛЧ попадает только победитель Суперлиги. Так что пока рангом пониже — но тоже есть задача выступить достойно.

Из личного архива Андрея Чернышова

— Но вами пока очевидно должны быть довольны — довольны ли вы? Не тянет в Европу назад?

— Тренер всегда доволен, футболисты выполняют твои установки, а руководства клуба — свои обязательства. В этом плане вопросов нет — все четко. Что будет дальше — посмотрим. Но вообще… самое лучшее — жить и работать на Родине.

— Вы ведь давно не тренировали в России. Не зовут?

— Не было достойных предложений. Контакты были, но спрашиваю: какие задачи? И внятного ответа нет. Такое вряд ли может заинтересовать, хотя разговоры ведутся чаще.

— Клубы какого уровня интересовались — РПЛ или ниже?

— Нет, если бы клуб Премьер-лиги позвал — согласился бы, не задумываясь.

— Но вернуться в Россию поработать хочется?

— Конечно. Это моя страна, мой футбол. Но пока не совпало.

22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.

Сборная Индии по футболу
ФК Спартак Москва
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0