В чем главная проблема Карпина? И помешает ли она попасть на чемпионат мира?

Футболисты, заставшие раннего Карпина-тренера, до сих пор восхищаются в интервью, как мощно Валерий выглядел на тренировках в «Спартаке». Он думал быстрее всех, успевал подсказывать и объективно не уступал большинству игроков основы. Самого Карпина такой расклад бесил. Тренер считал, что его окружают кривоногие коряги, и часто им об этом сообщал — кто-то, как условный Динияр Билялетдинов, сильно обижался.
Гораздо позже (в середине 2010-х) Валерий смирился, что многим игрокам не хватает техники и скорости мышления, но всплыла другая проблема. Выяснилось, что у современных профи беда еще и с психологией.
Сам Карпин никогда никого не боялся, не мандражировал и не смущался. Нынешние футболисты другие: они зажимаются, рефлексируют, сравнивают себя с другими, а иногда откровенно пугаются мощного соперника. Недавно Валерий признался, что такое случилось и с Хорватией: до матча все было нормально, а вот на поле вышли зажатые и робкие ребята, которые считали, что лидеры европейских грандов точно их раскатают. Отсюда — ноль ударов в первом тайме и столько же реально опасных голевых моментов.

После игры Карпин заявил, что некоторые футболисты откровенно его разочаровали. Коуч не назвал имен, но подчеркнул, что вопросы по игре есть абсолютно ко всем, то есть исключений минимум. «Не футбол, а говно. Катастрофа», — таким получилось резюме Валерия.
При этом важно учитывать: тренер выпустил состав, исходя из личных ощущений и философии. Он правда думал, что Россия будет прессинговать, атаковать и комбинировать в Сплите, поэтому лишь после матча признал: надо было сразу выпускать Заболотного и вообще играть проще. Забрасывать, навешивать, бороться и так далее. Тогда и шансов было бы больше.
С одной стороны, Валерий все равно заслуживает респекта за попытку сыграть стильно. С другой стороны, жизнь учит, что в последние десять лет Россия выигрывала ключевые матчи строго за счет плотной обороны. Португалия-2012 до сих пор ассоциируется с гиперопекой от Козлова, а не с голом Кержакова. Швеция-2015 заставляет вспомнить сэйв от Акинфеева. Испания-2018 — это тоже больше про терпение, чем про футбол. Даже дома с Хорватией Карпин не пошел ва-банк со Смоловым, а доверился Заболотному — и не уступил. Тогда, в день дебюта, Валерий еще не был готов рисковать. Зато после Словении (тот матч тренер считает почти эталонным) Карпин крайне сильно поверил в команду — как выяснилось, очень зря.

Психологически в Сплите было бы проще сразу выйти и сражаться, а не тратить время на конструирование атак низом. Ноги тряслись, мяч не держался, а Карпин злился у скамейки и уже в начале второго тайма понимал, что даже 0:0 будут чудом. Валерий в очередной раз переоценил игроков, которые оказались слабее, чем он предполагал. Теперь тренер раздумывает, хочется ли ему руководить такими нюнями, а вся страна просит Карпина остаться на стыки.
Конечно же, он никуда не уйдет — совершенно не в его стиле браться за дело, а потом куда-то прятаться. Но к весеннему мини-турниру Валере нужно экстренно пересобрать собственные принципы. Он уже сказал, что готов сыграть в любом стиле, лишь бы попасть в Катар. Значит, про Словению пора забыть: пришло время защищаться, тянуть время, выигрывать воздух и продираться на чемпионат мира какими угодно путями.
В Сплите Валерий не смог настроить парней на игру в футбол. В марте ребят надо ориентировать строго на борьбу, и Карпин точно на такое способен. Главное — не вдохновиться раньше времени, иначе после классного первого стыка страна снова услышит печальное эхо Марибора.