Илья Лантратов из «Химок» стал одним из лучших вратарей РПЛ-20/21 (а по версии Whoscored — лучшим): 127 отраженных ударов, больше нет ни у кого. В списке 33 лучших футболистов прошлого сезона он второй, между Дюпиным и Акинфеевым.
Еще недавно Лантратов вяз в ФНЛ — в «Шиннике», например, намертво прилип к скамейке. А сейчас Илью называют преемником Акинфеева и даже рассматривают в качестве кандидата в сборную России. Вратарь попал в расширенный список национальной команды на матчи с Кипром и Хорватией.
Прошедшим летом корреспондент Sport 24 Анастасия Баринова разговаривала с бывшими тренерами и одноклубниками Лантратова о ранних этапах его карьеры. Публикуем то интервью вновь, чтобы вы могли получше узнать вратаря.
Детские ошибки, первый сбор за границей, профессиональный контракт
Илья — из скромного поселка Прохоровка (население — девять тысяч человек). В 17 лет Лантратов перебрался в Белгород (из Прохоровки — чуть более 50 километров), где подписал контракт с «Салютом».
Сергей Булатов, первый тренер Лантратова в Прохоровке: «Бывало, я говорил Илье: «Пойдешь, может, в поле поиграешь?» Он: «Не-не, я на воротах». У него всегда было большое желание играть. Снег, дождь — все время на тренировках.
Илья сразу стал заниматься с ребятами на год постарше. Он уже тогда был высоким — в отца пошел, тот два метра ростом. Илья некоторых ребят даже обгонял. Сначала сидел в запасе, а потом один раз постоял хорошо, второй — и стал основным. Сначала в Прохоровке выиграл конкуренцию, потом в Шебекино, дальше стал играть за сборную Черноземья.
На одном из турниров допустил ошибку, пропустил. Не то что явная ошибка, но команду не выручил. А это ребенок — эмоции, психи были: «Зачем мне все это надо? Не буду ходить, брошу». На самом деле не хотел бросать, все утряслось. Сели, поговорили, все нормально. Илья — уравновешенный человек, спокойно переносит все ошибки. Бывают эмоции, но первые 5-10 минут, потом остывает. В игре он уверен, спокоен, подсказывает защитникам, лишнего не говорит, не дергается — как и в жизни».
Денис Дегтев, нападающий «Салюта»: «Лантратов сначала был в шебекинской академии, потом его начали привлекать к тренировкам с «Салютом», взяли на сборы в Турцию. Молодой пацан из академии приехал в Турцию — думал, шведский стол, сейчас все вкусненькое поест. А в итоге дня два-три даже жевал плохо. Дело в том, что на тренировке я ему метров с двух-четырех случайно попал мячом. Илья потом благодарил: «Спасибо, помог. Приехал из академии поесть, а ты мне тут в челюсть».
А так видно было сразу: пацан работоспособный. Внутри — большое стремление, хотел достичь чего-то. Многие в 16-17 лет уже находят другие интересы, заканчивают с футболом. У Ильи всегда были примеры перед глазами: Поляков, Рыжиков, Беленов — все местные. Но то, что есть сейчас у Ильи, чисто его заслуга. За счет характера воздалось».
Сергей Ташуев, тренировал Лантратова в «Салюте»: «Илья длиннорукий, с хорошей реакцией, но главное — с огромным желанием. Характером выделялся, хотел добиться успеха. Видимо, Илья убедил селекционеров «Локомотива». Хоть и не имеет уникальных качеств для вратаря, как у Акинфеева, но вратарь характерный. Илья одержим своей профессией, скрупулезно все выполняет.
В психологии есть такое понятие «положение ноль», когда тебя все устраивает. Илья хотел выйти из положения ноль, достичь больших целей. Шел своим путем, достигал всего тяжелым трудом и работоспособностью».
В «Локомотиве» Лантратов прошел такую школу, что больше ничего не боится. Пережил нагрузки и жесткое давление
В «Салюте» Лантратов так и не провел ни одного матча: как рассказал Sport24 Ташуев, ставку он делал на опытного Криворучко, а Илья «в то время был совсем еще мальчиком». Зато, когда в Белгороде начались проблемы с деньгами, Лантратова забрал «Локомотив».
Денис Дегтев: «Помню, Илья собрал чемодан в Москву. А получилось так, что все не ехал и не ехал. Мы ему тогда припоминали: «Тебе с этим чемоданом уже можно на тренировку ездить, в любой момент могут забрать».
Владислав Тихонов, экс-тренер вратарей «Локомотива» и «Балтики»: «Когда Илья тренировался с основой «Локомотива», в команде были мастера в нападении — Павлюченко, Фернандеш, Буссуфа, Самедов. Они ставили серьезные задачи перед вратарем — это позволяло прогрессировать. Еще у него было с кого брать пример: Гильерме, Абаев, Коченков. На тот момент у нас была самая сильная вратарская бригада в РПЛ.
Гильерме я так не тренировал, как Лантратова. Илья был молодым и проходил курс молодого бойца. Дорабатывали после тренировок, и ему с Лобанцевым хорошо доставалось. Мирославу я говорил, что он мне как родной сын, а Илье — что он приемный, ха-ха. На поле можно жестким быть, а жизнь — совсем другое. Я могу спокойно с ними сесть вдвоем-втроем, выпить по бокалу пива, поговорить как с друзьями-приятелями. Илья такой сдержанный и уравновешенный потому, что поработал со мной. Его уже ничем не напугать. После того, что мы вытворяли на тренировках, ему ничего уже не страшно!
Приходилось давить на него. У меня тогда были опытные вратари, все с авторитетом, с ними так не поговоришь. А Лантратов четвертый. Не будешь же основного постоянно стегать, поэтому пихал по-жесткому Лантратову. А другие все равно слушают, прекрасно понимают: и к ним могут быть такие же претензии.
За полем у нас были прекрасные отношения. Я его подкалывал: «Ты, наверное, все детство с люками от танков немецких играл (12 июля 1943 года под Прохоровкой состоялось крупнейшее танковое сражение между советскими и немецкими войсками и одно из ключевых в Курской битве. — Sport24)?»
В «Локомотиве» Лантратов кайфовал от шуток Божовича и уверенности 18-летних Миранчуков — но все это на тренировках или в молодежке: Илью привлекали к работе на сборах, а выше второй команды ему было не прорваться. На недоверие Лантратов не обижался (по его словам, даже Лобанцев выглядел мощнее) — куда хуже, что не было практики в ФНЛ: ноль матчей в «Шиннике», столько же — в первый сезон в «Балтике». В Калининграде Илья заиграл только осенью 2018-го.
Игорь Ледяхов, экс-главный тренер «Балтики»: «Наш тренер вратарей Владислав Тихонов знал Илью еще по «Локомотиву». Сезон-18/19 начинал опытный Помазан, но у «Балтики» не было результата, пропускали много. Решили: надо что-то менять. Поставили Лантратова в ворота, и он нас не подвел.
Во всех отношениях Илья уверенно провел сезон, много выручал. Парень с большими данными, а подкупило, что в психологическом плане он никогда не дергался, к нему не было претензий. Мы видели: молодой, но достаточно уравновешенный во всех отношениях парень».
Владислав Тихонов: «Илья — профессионал, но я не о том, что он не курит и не пьет. Лантратов правильно расставил приоритеты. Он из тех людей, кто любит футбол, а еще умеет сам выпутываться из сложных ситуаций.
В «Балтике» я чувствовал: Илье пора играть. У него психология хорошая: не зацикливается, если пропустил, идет дальше, не занимается самобичеванием. Хорошо смотрелся еще в «Локомотиве». Бывало, я его в тренировочном процессе с Гильерме путал. Они шапки одинаковые наденут, не разберешь, кто есть кто. Лантратов на тренировках такие мячи тащил! Ему невозможно было забить.
Когда я работал в «Балтике», уговаривал Черевченко: «Давай Лантратова возьмем». Он после «Шинника» разобранный приехал, я удивился. В «Балтике» мы год работали, Илья в себя пришел, вернулся к прежнему уровню.
В сегодняшнем успехе Ильи есть заслуга бывшего тренера вратарей «Химок» Корнюхина. Он в него какую-то свою уверенность вселил, что помогло ему заиграть».
Что дальше? Лантратову важно быть в фокусе, как Акинфеев, и не сломаться на второй сезон
Насколько известно Sport24, зимой 2020-го Лантратов был близок к переходу в «Сочи» — из-за этого он пропустил почти весь Кубок ФНЛ. В итоге Илья остался, летом утвердился первым номером и показал себя в РПЛ. Теперь на Лантратова заглядываются клубы серьезнее. ЦСКА, например, задумал включить в сделку по Лантратову Арнора Сигурдссона. «Химки» пока Илью не отпускают — как говорят, дело в интересе «Зенита».
Евгений Корнюхин: «В «Химках» у Ильи была достойная конкуренция — Генералов, Лантратов, Хомич. Илья выиграл ее.
Уже давно не сомневаюсь в его способностях. Один из главных плюсов Ильи — стабильность. Сезон-20/21 показал: Лантратов ниже своего уровня не упускается. Готовит себя, парень-работяга. Всегда впитывал все, что я до него доносил. Постоянно совершенствовался, а моя задача была лишь направить его.
Хочу видеть Илью в топ-клубе, чтоб он там проявил свои лучшие качества. А предел моих мечтаний как тренера вратарей — чтобы вратарь, с которым мне довелось поработать, начал выступать в сборной. У Ильи есть все шансы: сейчас придет новый тренер».
Булатов: »Даже не сомневаюсь: Илья потянет большой клуб. Он всю карьеру прогрессировал. Нет сомнений: если там тренеры будут ему доверять, все будет нормально. Стоит упомянуть и сборную. Почему бы Илье сейчас не побороться за место и там? В молодежке-то играл».
Ташуев: «Илья делает сейвы не потому, что он сильный вратарь, а потому, что ему приходится работать. В ЦСКА уровень Акинфеева в том, что работы немного, но в нужный момент у него высочайшая концентрация. Селекционеры ЦСКА и других клубов должны рассматривать Илью с точки зрения того, готов ли он к такому напряжению. Моментов может быть один-два за матч, но ты должен быть всегда сконцентрирован. Готов Илья к этому или нет, со стороны понять нельзя».
Тихонов: «Главное, чтобы на Илье не сказался синдром второго сезона. Слишком много дифирамбов поют сейчас, надо немного уши закрыть. Огромное счастье, что в «Химках» он номер один, играет в команде РПЛ, при этом играет хорошо. Когда приходишь в топ-клуб, испытываешь психологическое напряжение. Раз ошибся, два — и тебя могут посадить, и уже через год не вспомнят, кто ты такой. Придет его время — и тогда уже здрасьте, топ-клуб.
Я ему всегда говорил: «Зенит» — команда, где есть шанс играть, там нет супервеликих вратарей. В «Зенит» — почему бы и нет».
***
Булатов: «Он мне до сих пор звонит. Поздравлял его, когда первый пенальти отбил в РПЛ или когда первый раз на ноль сыграл. Когда в Прохоровку приезжает, встречаемся. Помогает нам: взрослой команде — перчатками, детям весной мячи привозил. У него здесь свой круг друзей, общаются — нос Илья не задрал».