Как Валерий Карпин отказывался от сборной России: «Не думал, что с этим руководством мы можем чего-то добиться»

«Письмо четырнадцати» — один из главных скандалов не только в истории нашей сборной, но и в истории российского футбола вообще. В ноябре 1993-го группа игроков национальной команды публично выступила против тренера Павла Садырина и потребовала изменений условий материального вознаграждения в сборной.
Письмо было опубликовано после поражения России от Греции в последней встрече квалификации на чемпионат мира 1994 в США. На тот момент Россия под руководством Садырина уже обеспечила себе выход на ЧМ, но неудачный результат в заключительной встрече спровоцировал настоящий бунт.
«Мы, игроки национальной сборной России по футболу, считаем недозволительным повторение ошибок, ранее неоднократно допущенных федерацией футбола. Мы знаем, что Садырин — неплохой клубный тренер, но сборная — это другое. Главное, что беспокоит нас сегодня, это тренировочный процесс и методы подготовки тренера сборной Садырина, которые, по нашему мнению, не соответствуют уровню работы с главной командой России. Достигнутый же сборной результат — выход в финальную часть чемпионата мира 1994 года — это инерция команды, созданной ее бывшим тренером Бышовцем», — говорилось в письме, написанном по инициативе Игоря Шалимова.

Претензии «отказников» (так позже назвали 14 игроков, которые подписались под этим письмом) федерации были в том числе вызваны решением Олимпийского комитета заключить контракт с Reebok. По нему, футболисты должны были играть в бутсах от этого производителя, но у многих уже тогда были личные контракты с техническими спонсорами. Из-за того, что выполнить договоренность с Reebok полностью было невозможно, были сокращены размеры премиальных.
В конечном итоге письмо подписали Никифоров, Иванов, Юран, Шалимов, Добровольский, Колыванов, Онопко, Хлестов, Кирьяков, Канчельскис, Мостовой, Саленко и Кульков.
Среди «отказников» был и нынешний главный тренер сборной России Валерий Карпин.

Главной причиной, по которой Валерий Карпин подписал письмо, стало его недовольство Садыриным. Но при этом он не настаивал на кандидатуре Бышовца.
«Разумеется, дело было не только во мне. Я не думал, что с этим руководством сборной мы можем чего-то добиться на чемпионате мира. И когда подписывал письмо, для меня было совсем не обязательно, чтобы на место Садырина пришел именно Бышовец», — рассказывал он в интервью журналисту Игорю Рабинеру.
Тренером сборной Карпин хотел видеть другого человека — Олега Романцева.

Но требования игроков сборной ни к чему не привели. Карпин сопротивлялся возвращению в команду Садырина до последнего, но приехал в национальную команду последним из 7 вернувшихся «отказников». И сыграл в финальной части чемпионата мира в США — выходил в старте с Бразилией и Камеруном, а со шведами отыграл больше тайма.
Примечательно, что теперь Карпин оказался в похожей ситуации на другой стороне баррикад. После попадания в расширенный список на октябрьские матчи от вызова в национальную команду отказался Артем Дзюба, сославшись на «плохую форму». Результаты нападающего за последнее время говорят об обратном, а более объяснимой причиной выглядит давний конфликт футболиста и тренера.
Садырин не стал мариновать Карпина на лавке после его возвращения и давал ему более чем достаточно игрового времени на чемпионате мира в 1994 году. Будет любопытно последить, как отреагирует сам Карпин на похожую ситуацию — если Дзюба все же доберется до сборной России под его руководством.