Как травма сломала жизнь футболисту сборной СССР и ЦСКА. Печальная судьба Дубинского

Правый защитник Эдуард Дубинский был одним из самых талантливых игроков своего поколения. На закате 1950-х воспитанник харьковского футбола, прошедший через команды свердловского и киевского ОДО (Окружных домов офицеров), за которые был вынужден играть по долгу военной службы, ворвался в Высшую лигу СССР и дебютировал за московский ЦСКА.
На адаптацию к новому уровню ему потребовалось четыре года, а дальше карьера коренастого, неуступчивого и скоростного защитника развивалась стремительно. В 1961-м Дубинский «выстрелил» — по итогам сезона попал в список «33 лучших игроков чемпионата СССР» под номером один и вскоре дебютировал за сборную СССР. А спустя год завоевал расположение главного тренера национальной команды Гавриила Качалина и отправился на чемпионат мира в Чили в качестве железного игрока основы.

«Он был бесстрашный человек, классный, скорость хорошая. Проскочить его было очень тяжело. У Эдика было большое будущее», — говорил о Дубинском полузащитник ЦСКА Аркадий Панов.
Однако, к несчастью, судьба перспективного защитника сложилась трагически. На своем первом и единственном крупном международном турнире он получил ужасную травму, которая сломала не только его карьеру, но и жизнь.
Капитан Югославии сломал Дубинскому ногу. За это югослава выгнали из сборной
Для Дубинского роковым оказался первый матч сборной СССР на групповом этапе ЧМ-1962 — против Югославии (2:0). В дебютной игре на мундиале советская команда доминировала, а неуступчивые югославы от своего бессилия откровенно грубили и раз за разом отоваривали наших футболистов по ногам.
Главной жертвой мясорубки, которую устроили соперники СССР, стал, как ни странно, защитник. На 81-й минуте встречи разгоряченный капитан Югославии Мухамед Муйич на огромной скорости влетел в Эдуарда Дубинского.
Спустя всего пару минут советского защитника уносили на носилках на глазах у испуганных зрителей. К счастью, Дубинский оклемался, но итог «футбольного убийства» для него все равно оказался страшным: врачи диагностировали двойной перелом берцовой кости.

Сразу после окончания встречи разгорелся громкий скандал. Дело в том, что главный судья даже не наградил Муйича желтой карточкой за его нарушение. ФИФА тоже бездействовала, поэтому журналисты начали безжалостно мочить организаторов и футболистов за грубость.
«Плачевно, что ФИФА не до конца выполняют собственные законы и постановления», — писал Express. «Они игнорируют свое же утверждение, что любое проявление насилия будет караться незамедлительно. Из-за того, что этого не происходит, ситуация с жестокостью на футбольном поле ухудшается с каждым матчем».
«Прошло всего два дня, но уже стало понятно, что многие команды настолько не хотят возвращаться домой ни с чем, что начинают забывать, куда они приехали и с какой целью. Со всех сторон приходили сообщения о жестоком поведении футболистов, новых травмах и повреждениях, и все меньше говорили о красивой игре лучших игроков мира, которые собрались, чтобы разыграть между собой престижный трофей», — писал журналист Дональд Сандерс.
Гневные статьи журналистов на ФИФА так и не подействовали, зато федерация футбола Югославии проигнорировать критику не смогла. Испугавшись за репутацию своей команды, футбольные чиновники лично извинились перед Дубинским и отстранили Муйича от сборной до конца года за «необоснованную жестокость» — впредь за Югославию он больше не играл.
Как Дубинский возвращался после травмы
О том, что в Чили сборная СССР вышла с первого места в группе с Югославией, Уругваем и Колумбией, а затем проиграла хозяевам в четвертьфинале, Дубинский узнал с опозданием. В это время он отлеживался в Москве и следил за чемпионатом мира лишь с помощью журналов.
Во время восстановления футболиста навестили журналисты еженедельника «Футбол» Березовский и Благодарова. Вот, как они описывали ту встречу.
«Хочу играть, а раз хочу — значит буду. Уверен, что выйду на поле в красной футболке своего любимого клуба».
«Мы смотрим на бодрого, улыбающегося юношу и верим его словам. Не беда, что нога еще в гипсе: не случайно же на его журнальном столике лежит раскрытая книга Джованьоли «Спартак». Вспоминаю, что несколько дней назад врач команды Белоковский рассказал нам, как мужественно Дубинский перенес тяжелую операцию, восхищался его выдержкой.

Прощаемся с Эдуардом. Уже в прихожей слышим, как Дубинский и Никаноров договариваются на завтра отправиться на сбор команды в Подмосковье, доносятся слова о какой-то лекции, о рыбалке. Мы вспомнили, с каким нелегким чувством поднимались час назад по этой вот лестнице, и рассмеялись».
Пережив несколько сложнейших операций, Дубинский вернулся на поле спустя 11 месяцев после матча с Югославией — 10 апреля 1963-го. Тогда он сыграл против донецкого «Шахтера», а уже в августе вновь сыграл за национальную сборную.
Казалось, теперь Дубинский вернется на былой уровень. Однако, к сожалению, с каждым днем травмированная нога все чаще давала о себе знать — требовались новые операции. Из-за боли Эдуард не смог играть, как раньше, выпал из основного состава ЦСКА, а в 1964 году и вовсе покинул клуб.
По сути, на этом его карьера оказалась закончена. В 29 лет защитник переехал в Венгрию и играл там на полупрофессиональном уровне за команду Южной группы войск и даже попробовал себя в «сборной цирка».
«В Венгрии я работал тренером в Группе войск, помощником у меня был Эдик Дубинский», — рассказывал вратарь ЦСКА Борис Разинский в «Разговоре по пятницам». «Как-то приехал цирк с гастролями, в котором Игорь Кио создал команду. Нас с Дубинским позвали на усиление. Но Кио предупредил: «Венгры не должны догадаться, что вы профессионалы. Особо не выделяйтесь». Приезжаем на стадион «Гонвед», на трибунах — 20 тысяч зрителей. Все билеты проданы. У хозяев в составе — артисты цирка, журналисты и трехкратный олимпийский чемпион по боксу Ласло Папп. Причем все ребята играющие. Пока мы, помня о просьбе Кио, не выделялись, «горели» уже 0:4. Тут переглянулись с Дубинским и включились в работу.
Я в нападении. Эдик — в защите. И сравняли счет! Я три забил, он — один. На банкете у Кио спрашивают: «Кем эти двое у вас в цирке работают?» Тот и глазом не моргнул: «Ассистенты». В ответ услышал: «Какая новость! А мы думали, что это олимпийский чемпион Разинский и бывший защитник сборной СССР Дубинский».
В 1967-м Дубинский вернулся в СССР и стал футболистом одесского СКА. Однако играл «потихонечку», потому что старая травма до сих пор беспокоила его. После попробовал себя еще и в липецком «Металлурге», а в 1968-м в 33 года завершил карьеру — играть через боль было уже невозможно.
Как умер Эдуард Дубинский
К несчастью, вместе с футболом несчастья из жизни Эдуарда не ушли. Последствия страшной травмы так и не отпустили защитника: вскоре он услышал страшный диагноз — саркома.
«Эдик узнал, что меня забрали в ЦСКА, и приехал ко мне в гости», — рассказывал Аркадий Панов. «Но еще не знал, что он расходится с женой (детей у Эдика не было). Попросил немного денег. А спустя время звонит: „Аркадий! Я приеду, я тебе деньги отдам, но дело в том, что у меня плохо со здоровьем. Я ложусь в больницу“. Врачи определили, что у него рак, причем уже на поздней стадии».
Ужасную новость Дубинский, которому было свойственно жизнелюбие, принял мужественно. Он стойко прошел через необходимый курс лечения, однако побороть болезнь так и не смог.
«Эдик вышел из больницы, выглядел после „химии“ великолепно. Щечки розовые. А через месяц хоронили…» — вспоминал защитник ЦСКА Владимир Пономарев.
Великий защитник скончался 11 мая 1969 года. Эдуарду Дубинскому было всего 34.