До середины десятых годов украинский нападающий Роман Зозуля играл на родине — не очень начал в киевском «Динамо» и перебрался в «Днепр», в котором провел самый значимый отрезок в своей карьере. В 27 лет он решился отправиться в Европу — и подписал контракт с «Бетисом», игравшим тогда в Ла Лиге.
Но на самом высоком уровне в Испании у Зозули не пошло. В первый сезон в «Бетисе» он сыграл всего 150 минут. Клуб отдал его в аренду «Райо Вальекано» — и тут начались проблемы.
Все дело в том, что еще на Украине Зозуля активно поддерживал украинскую армию (неоднократно ездил на «передовую») и даже жертвовал деньги на нужды военных. Сам футболист рассказывал, как это начиналось: «Фанаты подошли, говорят: „Ты бы не хотел помочь военным?“ Я ответил, что с удовольствием. Первая покупка — то ли прицел, то ли бинокль ночного виденья, точно уже не помню, давно это было. Я купил, передал ребятам, а они потом записали для меня видео и поблагодарили. И это меня растрогало… Я тогда понял, что я нуждаюсь в них, а они нуждаются во мне. И все. С этого момента я начал помогать».
Но отметился Зозуля не только этим — еще фотографиями с шарфом, на котором был изображен Бандера, и не менее говорящими снимками.
Возможно, в другой стране или в другом клубе на бэкграунд Зозули никто и не обратил бы внимания. Но «Вальекано» базируется в районе Мадрида Вальекас, который славится своими социалистическими и антифашистскими взглядами еще со времен франкизма. Футболистом «Райо» Зозуля побыл всего один день — фанаты клуба выступили с резкой позицией против аренды украинца, обвинив его в связах с фашистскими организациями.
«Он давал деньги фашистским батальонам, демонстрировал символы фашистских батальонов и множество раз активно поддерживал крайне правых в своей стране. Трибуны „Райо Вальекано“ против этого типа, где бы он ни находился — на поле или в секторе», — так звучали претензии болельщиков.
Зозуля оправдывался, но делал это максимально неловко: «Мне дали майку с номером 18, не я выбирал ее. Я не знал о политическом значении этой цифры, как и 95% людей в мире. Тогда я в конце матча заметил большой разрыв по очкам. Это привлекло мое внимание, именно поэтому я сделал то фото. На табло был счет 14:88».
Зозуля все-таки нашел себе новый клуб в Испании и отправился играть за «Альбасете». Но болельщики «Райо», вылетевшего через пару сезонов в Сегунду, достали его и тут — в матче с «Альбасете» они скандировали «puto nazi» (гребаный нацист) в адрес Зозули и свистели ему. Судья даже на несколько минут остановил игру. Первый тайм был доигран, но «Альбасете» отказался возвращаться на поле после перерыва, и арбитр принял решение не продолжать игру. Вице-президент «Альбасете» рассказывал, что Зозуля вернулся с поля в раздевалку в слезах.
«Райо» по итогам тайма оштрафовали на 18 тысяч евро, наказали закрытием части трибун и решили провести доигровку. Из-за ковида дата матча сдвинулась и он прошел только спустя полгода.
Этим летом «Альбасете», боровшийся прежде за попадание в плей-офф, вылетел из Сегунды в третий по силе дивизион Испании. Поигравший за команду 4 года Зозуля ушел — и столкнулся с прежними проблемами.
Зозуля попробовал сунуться в «Алькоркон» из той же Сегунды, но получил жесткий ответ от болельщиков. «Роман Зозуля — не просто патриот, он фашист, который поддерживает батальон „Азов“, украинскую нацистскую военизированную группировку. Этому человеку нет места ни в нашем клубе, ни в нашем городе», — заявило одно из фанатских объединений. Трансфер сорвался, а Зозуля получил поддержку лишь от посольства Украины в Испании.
Такая же история повторилась с «Эшторилом»: президент клуба узнал о недовольстве фанатов и свернул переговоры.
Зозулю все-таки подписали — «Фуэнлабрада» из все того же второго дивизиона Испании. Но и теперь у него возникли прежние проблемы: против него выступило ЛГБТ-сообщество города Фуэнлабрады.
«Во всем мире известно, что люди со взглядами Зозули нетерпимы к инакомыслию и склонны совершать нападения на иммигрантов и представителей сексуальных меньшинств. В нашем городе, который является эталоном защиты прав человека, не место подобным фашистским, ксенофобским и гомофобским идеям и ценностям».
Учитывая, как в Испании прислушиваются к болельщикам, вполне вероятно, что украинского футболиста ждут очередные неприятности, связанные с его карьерой.