«Сейчас РПЛ — трамплин-лига второго дивизиона». Готов ли «Зенит» к Суперлиге и интересен ли проекту русский рынок
Официальное объявление о создании европейской футбольной суперлиги может навсегда разделить футбольное летоисчисление на до и после, но пока последствия от возможных изменений невозможно предугадать даже для отцов-основателей проекта.
На настоящий момент известно о 12 из 15 обладателях гарантированных ежесезонных путевок в Суперлигу: это «Милан», «Арсенал», «Атлетико», «Челси», «Барселона», «Интер», «Ювентус», «Ливерпуль», «Манчестер Сити», «Манчестер Юнайтед», «Реал» и «Тоттенхэм». Еще пять команд будут добираться на основе результатов.
Российский чемпионат так и вовсе находится на периферии активных действий, затронет ли его напрямую столь радикальное изменение конфигурации европейского футбола, пока непонятно.
«На РПЛ это в краткосрочной или среднесрочной перспективе никак не повлияет, — рассказал Sport24 генеральный директор агентства Accord Pitch Роман Дворянкин. — Наш чемпионат и сейчас выглядит трамплин-лигой второго дивизиона. Есть трамплин-лиги уровнем повыше — прежде всего португальская или же трамплин-клубы в более сильных чемпионатах. Например, в таком формате работает «Боруссия» — туда приходят молодые игроки типа Холланда или Беллингема, там раскрываются и уходят на уровень выше. Поэтому на РПЛ создание Суперлиги в этом плане пока не повлияет».
С ним соглашается и директор московского офиса консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин: «Все эти обсуждения опираются на несколько больших предположений, конкретно — о том, что Суперлига:
а) будет создана,
б) просуществует долгое время,
в) розыгрыши европейских клубных турниров под эгидой УЕФА продолжатся.
То есть фактически на то, что Суперлига станет конкурирующим с Лигой чемпионов турниром. В этом есть большие сомнения, учитывая практически единогласную волну порицания сегодня — от футбольных функционеров, политиков, болельщиков и т. д.
Об этом же говорят опыт Всемирной хоккейной ассоциации (1972-1979) и Американской баскетбольной ассоциации (1967-1976), которые создавались как конкуренты НХЛ и НБА соответственно, но в результате прекратили свое существование. Наконец, если сбудется угроза дисквалификации для игроков-участников Суперлиги в остальных турнирах, далеко не каждый европейский футболист захочет оставаться в таком клубе.
Тем не менее глобально эффект для российского футбола от этой инициативы пока минимален во многом из-за того, что по коммерческому потенциалу РПЛ находится где-то в середине второго эшелона, далеко за пределами топ-5. Разве что 20 участников Суперлиги действительно не смогут участвовать в других соревнованиях — тогда шанс выиграть значимый турнир (или продвинуться в турнирной сетке) значительно возрастает за счет меньшей конкуренции».
При этом эксперты расходятся во мнении, насколько Россия интересна такому проекту, как Суперлига. «Потенциал российского рынка огромен — у нас очень большое население, достаточно богатая страна. Просто этот потенциал сейчас не очень хорошо реализуется по ряду внешнеполитических и экономических причин. Но если смотреть на европейскую Суперлигу как на турнир, где соревнуются большие клубы с большой историей из больших мегаполисов, то очевидно, что место Санкт-Петербургу и Москве на этой глобальной карте точно есть», — считает Дворянкин.
А вот медиадиректор агентства Special One и экс-глава клубных медиа «Зенита» Егор Крецан смотрит на этот вопрос менее оптимистично: «Думаю, потенциал у российского рынка пока преимущественно упущенный. Импортировать ТВ-трансляции и контент мы можем, но будем «одними из» в большом списке тех, кто это делает, так что условный офис Суперлиги в России вряд ли откроется, а до того, чтобы масштабно экспортировать что-то самим (например, продавать права на РПЛ), мы еще не дошли».
Панин: «Как рынок платежеспособного болельщицкого спроса, рынок очень грубо можно ограничить Москвой и Санкт-Петербургом, и то в рублевых ценах. С позиции выставочных матчей, эти же города плюс Сочи и Краснодар.
С позиции финансовой емкости российского футбола как индустрии — это порядка миллиарда долларов ежегодно в расходной части, которая теоретически должна балансироваться хотя бы такими же доходами (чего не происходит), однако в этой плоскости я не вижу связи между российским рынком и Суперлигой».
На вопрос, кто из российских клубов реально может быть интересен Суперлиге, практически все эксперты назвали «Зенит».
Дворянкин: «Это отличная возможность для «Зенита» запрыгнуть в этот поезд с учетом того, что постоянных членов будет 15 (сейчас пока 12), а «ПСЖ», «Боруссия» и «Бавария» по каким-то причинам пока не заявляют о своем участии в проекте. Питер абсолютно готов: у него есть вся инфраструктура, хорошее финансирование, наработанные связи среди европейских клубов.
В перспективе туда могут зайти и другие наши классические гранды: «Спартак», «ЦСКА», «Локомотив», «Динамо», но для этого им нужно наработать больше наследия на европейском уровне».
Панин: «Зенит» — единственный российский клуб, который объективно можно представить в Суперлиге, хотя бы с финансовой точки зрения. Но последнее выступление команды в Лиге чемпионов свидетельствует о том, что равной борьбы с грандами европейского футбола российский чемпион навязать не может. Скорее проще представить в Суперлиге команды типа «Аякса» или кого-то из турецких лидеров.
Из других команд можно представить «Динамо» и ЦСКА, учитывая их богатых спонсоров (ВТБ и ВЭБ соответственно). Однако во всех случаях потребовались бы значительные вложения в состав, которые разовые взносы для самых «скромных» участников Суперлиги вряд ли окупят».
Правда, пока «Зенит», если верить журналисту Василию Конову, не заинтересован в проекте Суперлиги. «Спонсор «Зенита» — спонсор Лиги чемпионов и УЕФА. Руководство Суперлиги проявляло интерес к «Зениту», но ответных действий не дождалось», — написал Конов в телеграм-канале.
Егор Крецан считает, что такая стратегия будет основной для российских команд: «Ни один клуб в России на 100% не живет в той же конъюнктуре и по тем же законам, что и европейские, поэтому вероятность того, что мы сохраним какой-то свой консервативный путь, мне кажется наиболее вероятной».
А вот Роман Дворянкин считает, что у УЕФА нет особых рычагов давления на клубы, а выгода от Суперлиги очевидна:
«В данном случае решение будут принимать не лиги, а сами клубы. Потому главный вопрос очень простой: УЕФА 100 процентов будут давить на национальные чемпионаты, заставляя их исключать клубы-отщепенцы. То есть перед Ла Лигой стоит вопрос: исключать ли «Барселону», «Реал» и «Атлетико» из чемпионата Испании. Я уверен, что этого не будет, и лиги прогнутся под клубы, потому что для них это суицидальный шаг. То же самое и в России: если Зенит вступит в Суперлигу и УЕФА потребует исключение — этого никто не сделает. Уровень РПЛ, конечно, не упадет так сильно без «Зенита», как уровень Примеры без «Реала», «Барсы» и «Атлетико», но он все равно просядет — это никому не нужно. Я уже не говорю про политическую историю, связанную с владельцами «Зенита».
Почему эти 12 клубов отказались от жирных выплат УЕФА по контракту ЛЧ? Просто они получат гораздо больше, если начнут распоряжаться этими ТВ-правами сами, а не получать какой-то процент. А ведь помимо телеправ появляются еще и спонсорские выплаты (которые тоже пойдут напрямую). Так что если «Реал», «Барса», «Ливерпуль» и прочие клубы понимают, что их выплаты увеличатся, то аналогичная логика применима к любому клубу».
Здесь стоит заметить, что по данным El Pais 3,5 млрд евро выплат клубам распределят следующим образом:
• 6 клубов получат по 350 млн евро;
• 4 клуба — 225 млн евро;
• 2 клуба — 112,5 млн евро;
• 3 клуба — 100 млн евро.
Доходы от телеконтракта также разделят пропорционально:
• 32,5% — 15 клубам-основателям;
• 32,5% — поровну между участниками;
• 20% — в зависимости от места;
• 15% — в зависимости от мировых ТВ-рейтингов.
«Стоимость телеправ — один из ключевых вопросов во всей истории, — считает телевизионный эксперт Илья Фирсов. — Она должна быть не менее 3 миллиардов евро в год. И теперь вопрос: если УЕФА пойдет на немедленное отстранение клубов-участников, то запускать Суперлигу надо будет уже со следующего сезона. А значит, надо будет запускать тендер на продажу прав, искать покупателей. В нормальной ситуации этот процесс занимает 1-2 года, тут же нужно управиться за 4 месяца. Справятся ли?»
При этом Фирсов считает, что создание Суперлиги вряд ли хоть сколько-нибудь повлияет на стоимость телеправ самой РПЛ: «Топовые игроки в Россию давно уже не едут, а «почти топовым» есть куда податься, кроме клубов Суперлиги. В России же РПЛ остается самым востребованным футбольным турниром, проблемы, из-за которых лига не может поднять стоимость телеправ, лежат в другой плоскости и с Суперлигой не связаны».