«Первая мысль: «Что это?!» Интервью арбитра Панина: объясняет про компромат с водкой после матча «Сочи» — «Спартак»
Один из самых громких судейских скандалов первой части сезона РПЛ — история с участием арбитров матча «Сочи» — «Спартак». Как сообщалось, Игоря Панина и его бригаду после игры заметили выпивающими в ресторане с представителями футбольного клуба «Сочи». После того случая он получил отстранение за нарушение кодекса арбитра. Сейчас Игорь вернулся к работе и уже отсудил матч «Уфа» — «Рубин». Sport24 поговорил с судьей и узнал все подробности того инцидента.
«Сели ужинать в ресторане при гостинице. Не имели права?»
— Игорь, после матча «Сочи» — «Спартак» вы резко стали популярным.
— Такая популярность вряд кого-то обрадует.
— Перенесемся в те дни. Вы заходите в интернет и читаете: «Арбитр Панин пил водку с представителями «Сочи». Ваша реакция?
— Первые мысли: «Что это?! Откуда это взялось?!» Выставили все так, будто я и моя судейская бригада сделали что-то невероятно ужасное.
— Погодите. А разве это хорошо?
— Начнем с того, что лично я не выпивал в тот вечер. Идем дальше: мы сели ужинать в ресторане при гостинице. Не имели права? Но написано про меня, что я, без своей бригады, сидел в «одном из ресторанов города Сочи». Это разве не передергивание фактов? Или возьмем другую строчку — что сидел с «представителями футбольного клуба».
— А не было представителей?
— Был один представитель, администратор «Сочи», Дмитрий. А не представители. Сидела вся моя бригада — 4 человека (я, мои ассистенты и резервный), делегат матча, инспектор матча и вот Дмитрий. Это был прием пищи после матча, а не какой-то торжественный ужин.
— Давайте вообще восстановим хронологию того вечера.
— Все было как обычно. После игры мы всегда с инспектором разбираем матчи. Это занимает полтора-два часа. После разбора — ужин. В тот вечер он у нас был в ресторане при гостинице. Спокойно поужинали и пошли по своим номерам спать. Утром после игры мне позвонил Виктор (Кашшаи. — Sport24) и сказал, что в департаменте судейства появилась такая вот информация. Попросил меня объясниться. Я сказал ему все то, что сейчас вам. Что все было как обычно.
— В тот раз матч был горячий. И «Спартак» проиграл. Возможно, стоит быть особенно бдительным в таких случаях? И нет ощущения, что когда судишь «Спартак», редко все заканчивается гладко?
— Если об этом думать все время — может всегда что-то произойти. Нужно к каждому матчу готовиться одинаково. Или можно вообще не судить. Но тут, конечно, ситуация была из ряда вон. Сидишь и думаешь: «Ничего себе, как я оказывается, погулял». Но надо понять: в РПЛ и в других лигах долгие годы была такая практика — в каждом городе судей всегда встречает представитель домашнего клуба. Он за тебя отвечает, привозит в гостиницу, из гостиницы на игру и обратно. Он может присутствовать на ужине. А может уехать. Это кто как хочет.
— То есть администратор не обязан там быть?
— Он мог и не сидеть с нами. Просто суть в том, что он, как представитель клуба, заказывает нам еду и закрывает счет. Так было всегда.
— Зато это привело к изменениям — теперь будет все оплачивать РПЛ.
— Если честно, я только «за». Сейчас мир современных технологий. И каждый может снять, написать выложить в интернет все что хочешь. Мне не нужно лишней головной боли.
— Как все было дальше?
— Как я говорил, статья и сама новость — с формулировками, вышла через тур, и это информация, которая заставила очень задуматься.
«Видимо, клубы РПЛ забыли о своей просьбе»
— Как не поплыть после таких новостей?
— Сложно, конечно, это все. Особенно, когда информация такого рода. Вообще после неудачных матчей тоже переживаю, прийти в себя не всегда удается быстро. Скажу больше, даже после нормально проведенного матча все равно, когда заново пересматриваешь игру, находишь мелкие ошибки, которые ты допустил. И ты все прокручиваешь и прокручиваешь матч от начала до конца, даже самый удачный по качеству судейства. Анализируешь, пытаешься понять, почему ошибся, что ты мог сделать по-другому.
— Но тут-то дело было не в ошибке на поле. А в ситуации, которая произошла вне его. Удается переключиться?
— Мне в таких случаях помогает отвлечься семья. Когда у тебя двое маленьких детей, редко получается расслабиться и остаться наедине со своими тараканами. Если ты занимаешься детьми, ты пусть даже не расслабляешься полностью, но переключаешься точно. Плюс, у меня есть еще работа, которая тоже помогает отвлечься.
— Что за работа?
— Я работаю в спортивном клубе инструктором. У себя в поселке, под Дмитровом. Это дает возможность переключиться, на самом деле. У нас в Дмитровском районе очень много красивых мест, где можно погулять и отвлечься, прогулки на свежем воздухе очень помогают, а также книги, музыка. Я разную люблю. Могу послушать и рок, и попсу, и эстрадные какие-то. От Меладзе до «Нирваны» грубо говоря, ха-ха.
— Вот вы уехали на неделю на сборы. А как же та работа?
— С этим проблем нет. Беру отпуск за свой счет. Мне идут навстречу.
— Как вообще попали в судейство?
— Нас из Дмитрова вообще три судьи — я, Виталий Мешков и Евгений Турбин. Мы с Виталием играли за одну футбольную команду. Так как он старше меня на два года, он раньше выпустился из футбольной академии и пошел в судейство. Я же продолжал играть. Когда пришло время мне выпускаться, к нам с лекцией пришел Виталий. К тому моменту он уже работал судьей. Обрисовал свою работу и спросил, кто тоже хочет пойти судить. Я заинтересовался, решил попробовать. Поехали с Виталием в Федерацию футбола Московской области, написал заявление и дальше пошло-поехало.
— Почему не продолжили карьеру футболиста?
— Из нашего поселка тяжело куда-то пробиться. Мы играли не на каком-то высоком уровне. Наш потолок — первенство Московской области. Поэтому понимал, что дальше продолжить играть будет тяжело.
— А Турбина когда узнали?
— Он был одним из преподавателей в «Школе молодого арбитра», куда мы с Виталием пошли учиться. Так и познакомились.
— Турбин же вообще из Москвы.
— Да, он позже переехал к нам в город.
— Как относитесь к полной отмене географического принципа при назначении судей?
— Это хорошая, правильная мера. У нас очень много статусных матчей, на которых не могут работать судьи высокого класса только из-за этого принципа. Мы, судьи — независимые люди. Какая разница, кто из какого города? Тем более в этом году уже была практика, когда судья работал на матче команды из своего города. И все прошло замечательно.
— Как думаете, Виктору Кашшаи трудно работать в России с менталитетом европейского судьи?
— Чемпионат у нас специфический. Здесь в принципе нелегко работать. Если в Европе судьи дают побороться и это воспринимается нормально, то в России такого нет. Помню, как три года назад клубы РПЛ выступили за то, чтобы судьи давали играть. А когда пошло очень много предупреждений и удалений, потому что игроки перестали чувствовать грань дозволенных единоборств и бездумно шли в единоборства, они же начали возникать: «Сколько можно, у нас некому играть». Видимо, забыли о той просьбе.
— У вас самый высокий средний показатель желтых карточек в лиге. Это совпадение?
— Думаю, да. Просто стечение обстоятельств.
«Начали сыпаться угрозы мне и жене: и я удалил все социальные сети»
— Часто сталкиваетесь с угрозами от болельщиков? Вилков говорил, что фаны «Спартака» однажды грозились выкинуть его из самолета. У вас было что-то похожее?
— Однажды я обсуживал матч во втором дивизионе. И после матча, когда я уже приехал домой, мне и моей жене начали сыпаться угрозы и оскорбления во ВКонтакте. Это было примерно лет 10 назад. В тот день я удалил все социальные сети. С тех пор в них не сижу. Пользуюсь только вотсапом и телеграмом. Поймите, я за взаимное уважение. Помню, однажды судил в низшем дивизионе. Там был фол на пенальти, а я ошибся, мне показалась, что это симуляция. Потом понял, что был неправ. После игры я сам подошел и извинился. Пострадавшая команда отнеслась к этому по-человечески и приняла мои извинения. Чем больше будет таких уважительных моментов, тем лучше.
— Судья Данченков недавно тоже увидел симуляцию в решении одного футболиста. Хотя тот очень рассчитывал на пенальти.
— Про ситуацию судьи и Романа Широкова даже говорить не хочется. Это вообще вопиющий случай. Неважно — была ошибка или нет — он не имел права себя так вести. Ни один футболист и представитель команды не имеет такого права. То, что дело в итоге дошло до суда — это урок всем. Такого просто не должно быть.
— У футболистов часто спрашивают про цели в карьере. Какая цель у судьи?
— Судить матчи европейских команд, сборных. Если ни к чему не стремиться, зачем вообще судить? Как только я буду достаточно опытен и готов, хочу начать судить еврокубки. А пока буду стараться зарабатывать имя в России. На футбольном поле. Дешевой популярности мне точно не надо.