«Я ударил его и сломал руку. Чувствовал себя нелепо». Как в матче со «Спартаком» англичане подрались между собой
В 1995 году «Спартак» феноменально прошел групповой этап Лиги чемпионов. В группе с «Легией», «Русенборгом» и «Блэберном» команда Романцева набрала максимальное количество очков и установила рекорд, который до сих пор не покорился ни одному российскому клубу.
Впрочем, та евроосень запомнилась нашим болельщикам не только удивительными результатами красно-белых (6 побед, 15 забитых голов и 4 пропущенных), но и знаменитой дракой футболистов «Блэкберна».
Потасовка между защитником Грэмом Ле Со и полузащитником Дэвидом Бэтти развеселила российских зрителей и стала своеобразным подтверждением превосходства московского клуба.
«Никогда прежде такого не видел! Их драка говорит об одном — «Спартак» был настолько силен, что оставалось искать виновных только в своей команде», — говорил нападающий Валерий Кечинов.
Возвращаемся на 26 лет назад и вспоминаем, как это было.
Ле Со боялся выхватить от Бэтти. Поэтому ударил первым
К ноябрьскому матчу в «Лужниках» команды подходили с совершенно разным настроением. Окрыленный четырьмя победами подряд и уже гарантировавший себе путевку в плей-офф «Спартак» мчался к рекорду. А действующий чемпион АПЛ сыпался на глазах: в Премьер-лиге «Блэкберн» занимал 12-е место. В ЛЧ все было и того хуже — после 4 туров английский клуб плелся с одним очком внизу турнирной таблицы и имел лишь призрачные шансы на плей-офф.
Холодным московским вечером 22 ноября 1995 года еще не совсем отчаявшиеся футболисты «Блэкберна» решили с самого начала встречи продемонстрировать заряженность на игру. Поначалу получалось даже неплохо: англичане самоотверженно носились за хозяевами. Однако уже на 4-й минуте сверхнастрой гостей сыграл с ними злую шутку.
Пытаясь спасти мяч от аута, разгоряченные Ле Со и Бэтти столкнулись друг с другом в простой ситуации. Так что через мгновение Грэм лежал на газоне, а из-за боковой линии мяч уже вбрасывали спартаковцы. Хозяева сразу же ринулись в атаку, даже не замечая, что творится за их спинами. Лишь фол на Тим Шервуде заставил их обернуться.
Когда спартаковцы, наконец, остановились, они увидели очень занимательную сценку: внешне тихий Ле Со на повышенных тонах ругался с известным бузотером Бэтти. Началось все с взаимных оскорблений, а закончилось рукоприкладством: Грэм не выдержал и втащил Бэтти — его левый кулак угодил точно в лицо полузащитнику.
«Я упал, а когда поднялся, он набросился на меня. Бэтти угрожал мне и агрессивно что-то кричал. Его лицо даже исказилось от гнева. Я думал, что он собирается оторвать мне голову. Я ударил первым, потому что чувствовал, что он собирается втащить мне», — признавался Ле Со.
После зрители «Лужников» наверняка увидели бы еще несколько ярких ударов — оба драчуна замахивались друг на друга, но, к счастью, их вовремя разнял капитан Тим Шервуд. Так что разгоряченным игрокам оставалось лишь разойтись и обменяться напоследок нелестными тирадами.
К удивлению многих футболистов, главный судья Пьерлуиджи Пайретто во время конфликта проявил чрезмерное хладнокровие и даже не предупредил ни одного участника потасовки. Такой гуманностью арбитра тогда остался недоволен Сергей Юран.
«Судья был обязан удалять обоих за неспортивное поведение. Трудно представить, сколько бы мы забили тогда. А так они вышли на второй тайм: один — с гематомой под глазом, второй — с забинтованной рукой», — утверждал нападающий «Спартака».
Как ни странно, Ле Со и правда тогда досталось — ударив Бэтти, он умудрился сломать руку.
«Я замахнулся на него, ударил и сразу понял, что сломал левую руку. Я не боец, не успел как следует сжать кулак. Мне было очень больно, и от этого я чувствовал себя еще более нелепо», — признавался Ле Со.
Логичным завершением этой трагикомедии для «Блэкберна» в тот вечер стал разгром. Судья не удалил дебоширов с поля, однако и в полном составе раздосадованные англичане пропустили от «Спартака» три безответных мяча.
До перерыва гостям забил Дмитрий Аленичев, а после по мячу в ворота «Блэкберна» отгрузили Юрий Никифоров и Рамиз Мамедов. Забавно, что в двух из этих голов оказался виновен Ле Со, которого главный тренер гостей Рэй Харфорд убрал с поля только на 57-й минуте.
Как мир отреагировал на драку Ле Со и Бэтти
Разумеется, главной темой послематчевой пресс-конференции была драка. Харфорд не стал разжигать скандал и тактично уклонился от вопроса о потасовке.
«Я не буду говорить об этом. Напишите о том, что видели. Если должны быть предприняты какие-то меры, они будут предприняты. Я не думаю, что нуждаюсь в каких-то доказательствах», — заявил главный тренер «Блэкберна».
В отличие от своего коллеги, Олег Романцев, наоборот, с удовольствием вспомнил тот эпизод. И даже пошутил о драке.
«Я предупреждал своих футболистов, что игроки «Блэкберна» будут драться друг за друга все 90 минут. Оказывается — друг с другом тоже».
На следующий день авторитетная британская газета The Independent размазала драчунов. Заголовок был простым, но обидным: «Ле Со и Бэтти опозорили «Блэкберн».
Однако, несмотря на ажиотаж вокруг потасовки, серьезных санкций в адрес футболистов не последовало. Игроки отделались непродолжительной дисквалификацией от УЕФА и небольшими штрафами.
Что говорили о драке Ле Со и Бэтти
Дэвид Бэтти сохранял молчание за пределами поля и публично о драке не высказывался.
Зато Грэмм Ле Со в 2007 году выпустил автобиографию «Left Field: A Footballer Apart», в которой подробно рассказал о тех событиях и своих эмоциях.
«Я извинился перед Дэвидом и товарищами по команде после игры в раздевалке. Затем мы поговорили с ним об этом в зале ожидания в аэропорту. Он был абсолютно спокоен. Сказал, чтобы я не волновался. После я разговаривал с женой Марианной по телефону. Я сказал ей, что чувствую себя так паршиво, что хочу умереть.
Драка между мной и Дэвидом Батти стала символом падения «Блэкберн Роверс», и я не испытываю по этому поводу ничего, кроме сожаления. Моему поведению не было оправдания», — признавался Ле Со.
С годами из-за репутации Грэма (в Англии многие болельщики считали его гомосексуалистом) история о драке с Бэтти обросла мифами о том, что товарищ по команде спровоцировал Ле Со гомофобными оскорблениями. Однако сам Грэм эти домыслы не подтвердил.
«Это миф, что он оскорблял меня, используя гомофобные фразы. Меня поразили не слова, а сочетание четырех или пяти утверждений. Я был расстроена тем, что он сказал, и тем, что он снова обвинил меня в эгоизме», — писал Ле Со.
Как сложились судьбы Ле Со и Бэтти
Спустя год после случившегося Дэвид перебрался в «Ньюкасл». Отыграв в новом клубе два сезона, он перешел в «Лидс», где в 2004 году и завершил карьеру. После ухода из футбола он снялся в британском фильме «Матч», а затем затерялся где-то в Англии. Сейчас ему 52 года, и он предпочитает оставаться в тени.
Ле Со тоже не задержался в «Блэкберне». В 1997-м он вернулся в «Челси», с которым затем выиграл Кубок обладателей кубков, Суперкубок УЕФА, Кубок Англии и Суперкубок Англии. На заре 2000-х Ле Со перебрался в «Саутгемптон», где в 2005 году и завершил карьеру. После он начал заниматься благотворительностью и общественными проектами, а сейчас Ле Со работает экспертом и комментатором на британском телевидении.