Сын Юрия Семина Андрей, как и его великий отец, работает тренером. Последним клубом, который он тренировал, была эстонская «Нарва» в 2019 году. Сейчас Семин-младший живет тихой жизнью в Краснодаре, воспитывает маленького сына и по-прежнему не любит давать интервью. Но для Sport24 он сделал исключение.
Сын, работа в «Нарве», академия «Краснодара»
— Почему до этого ни разу не давали больших интервью?
— Я как-то не любитель, да и особого желания не было.
— Последнее ваше место работы — эстонская «Нарва», аж год назад. Чем сейчас занимаетесь?
— Живу в Краснодаре, тренирую сына. Он играет в академии «Краснодара». Можно сказать, что мои главные дела сейчас — это семья.
— Почему для сына выбрали именно академию «Краснодара»?
— Сын живет в Краснодаре. А академия «Краснодара» по сравнению с другими в крае — просто небо и земля. Краснодарская академия гораздо лучше любых московских. Скажу больше — даже в сравнении с испанскими, где сын тоже занимался, «Краснодару» нет равных. Тут все организовано на топовом уровне.
— С Галицким общались хоть раз?
— Нет. Сыну всего семь лет. Мы пришли, записались. Нас взяли, и он занимается на общих основаниях.
— Официальная версия вашего ухода из «Нарвы» спустя четыре месяца после назначения — семейные обстоятельства. В чем на самом деле причина?
— Когда меня приглашали, руководство рассчитывало на то, что я приведу приличное количество новых футболистов. Речь шла об игроках молодежки «Локо» и «Казанки». Но тут случился конфликт Юрия Палыча с руководством «Локомотива», поэтому мы не смогли взять ни одного футболиста, хотя до этого договаривались. А убедить руководство «Нарвы», что эти игроки не настолько нужны и что действующий состав «Нарвы» достаточно хорошего уровня, я не смог. Нам еще предстояло играть в квалификации Лиги Европы, а молодые футболисты точно никак бы не усилили команду. Пошли разногласия, одно наложилось на другое, поэтому я решил уйти.
— После этого были какие-то предложения?
— Все было только на уровне слухов, разговоров. Звонили из ПФЛ, я ведь работал в командах низшего уровня. Но до конкретики так и не дошло. Я согласен поехать и в клуб ПФЛ, но до конкретного предложения и на сегодняшний день не доходит.
— Юрий Палыч не звал вас к себе в «Локо» в свой последний приход?
— Нет.
Детство, карьера футболиста, споры с отцом
— Про детство. Как вы пришли в футбол?
— Футбол всегда был на первом месте в нашей семье. Это неудивительно. Раньше не было разнообразия каких-то игр, компьютеров и тому подобного. Все «жили» на улице, воспитывались ей. Летом играли в футбол, зимой — в хоккей. У людей к спорту больше душа лежала. Отец в то время работал в «Локомотиве», вот и привел меня в академию. Когда стал чуть постарше, Юрий Палыч взял меня в дубль. Там поиграл немножко.
— Юрий Палыч ходил на ваши игры?
— По возможности. Я часто обращался к нему за советом. Да вообще, мне кажется, любой сын хочет от отца какой-то поддержки. Надеюсь, и мой сын когда-нибудь обратится ко мне за советом.
— Когда Юрий Палыч взял вас к себе в «Локомотив», товарищи по команде не смотрели на вас косо, как на «блатного»?
— Нет. Я на юношеском уровне не портил картины. Когда подошло время службы в армии, я попал в «Динамо»-2, что очень мне помогло в футбольном плане. Благодаря этому я продолжил свою карьеру, пусть и в низшем дивизионе, но, по крайней мере, я этого очень хотел. Кстати, с большой теплотой вспоминаю время в «Динамо»-2. Голодец и Долматов, которые в те годы там тренировали, — очень сильные специалисты. Для меня до сих пор, даже по прошествии стольких лет, тренировки Голодца самые лучшие, которые были в моей карьере.
— Вы, кажется, играли на позиции нападающего?
— Знаете, давайте уже оставим тему моей игровой карьеры. Если в целом брать — как я играл, плакать хотелось. Не добился я каких-то успехов. Это все было на низших уровнях.
— А закончили в 29 лет.
— Не было возможности продолжать, не было предложений. Поэтому решил закончить.
— Понимали уже тогда, что будете тренировать?
— Стал понимать, когда пошел учиться в Высшую школу тренеров. Начал вникать в это глубоко. Хотя я и до этого не был уж совсем отстраненным от тренировок. Потом Юрий Палыч позвал меня помогать в дубль к Николаю Худиеву. Вот там и приобщился к тренерству.
— Ссорились хоть раз с отцом на фоне футбола?
— У нас с ним вообще разные взгляды на футбол. Когда был его помощником, я часто высказывал свое мнение, которое шло вразрез с его. Где-то Юрий Палыч соглашался, где-то — нет. Но ссор никогда не было.
— Вся российская футбольная общественность знает Юрия Палыча как тренера. А какой он отец?
— Для каждого сына его отец самый лучший и справедливый. Я в этом плане не исключение.
— На вас давило когда-нибудь, что вы сын Юрия Палыча?
— Нет, не давило.
«Локомотив», Измайлов, Овчинников
— Вы долгое время тренировали молодежку «Локо». Кто был самым талантливым?
— Марат Измайлов и Руслан Пименов. У этих двух сложилась, наверное, самая яркая карьера из того состава молодежки. Плюс еще Динияр Билялетдинов. Они провели яркую карьеру, в сборной все играли. А у других ребят, у которых карьера могла даже лучше сложится, не получилось.
— У кого, например?
— У Жени Зиновьева. Он провел неплохую карьеру в ФНЛ, но потенциал у него явно был выше в несколько раз. Причем не сказать, что по глупости все так случилось. Просто его подвели постоянные травмы.
— Вторая часть карьеры Измайлова — главное разочарование? Все говорят, что он мог достичь большего.
— Я не сказал бы, что у него что-то не получилось. Он провел хорошую, яркую карьеру, может, не такую длинную, но яркую. Если так смотреть, кто начинает совсем в раннем возрасте, заканчивает где-то в 30 с небольшим запасом. Он рано начал, в свои 12-13 уже играл на высоком уровне.
— В 2002 году вы были помощником в чемпионском «Локо». Что это была за команда?
— Мне как-то неудобно об этом говорить. Там был главный тренер, я лишь присутствовал там, да и все. И что-либо говорить о людях, которые добились больших высот, не могу. Я отношения к ним не имею никакого. Безусловно, я был рад за всех. Для меня это был интересный опыт. В том «Локо» была очень сильная раздевалка. А лидером в ней был Сергей Овчинников. Не случайно, когда он вернулся из Португалии, команда в тот же год снова стала чемпионом. Мы с Сергеем познакомились на службе в армии, в «Динамо»-2. Все это время мы тесно поддерживали отношения. Всегда друг друга рады видеть. Я всегда слежу за его успехами.
— Овчинников недавно ушел из ЦСКА. Как считаете, в целом он готов стать главным тренером в команде такого уровня, в топ клубе?
— Конечно, готов, если доверят. Он очень грамотный тренер, понимающий футбол. И плюс эмоционально очень хорошо может настроить команду.
«Габала», «Мордовия», смерть «Анжи»
— Вы работали с отцом в «Габале». Что это было за время?
— Очень интересное. Футбол в Азербайджане достаточно хорошего уровня. И очень мне понравилась организация и условия, в которых проходил чемпионат. Мы с «Габалой» заняли 3-е место в чемпионате и уступили в финале Кубка по пенальти.
— Не такой плохой результат. Почему ушли сразу после того сезона?
— Юрий Палыч захотел. Ему предлагали остаться, очень сильно уговаривали. Но он решил поехать работать в «Мордовию». Если бы нас с Юрием Михайловичем [Батуренко] хотели оставить, мы бы с удовольствием продолжили работу. Но нас без Юрия Палыча никто оставлять не захотел.
— С «Мордовией» вы заняли 8-е место. Тоже неплохой результат, учитывая бюджет команды. Почему снова не задержались больше чем на год?
— Опять же, Юрий Палыч не захотел. Ему предложили возглавить «Анжи». Он решил, что это будет правильным решением.
— «Анжи», на ваш взгляд, самый большой тренерский провал в вашей совместной карьере?
— Почему провал? Если бы Юрий Палыч остался, мы бы не вылетели из Премьер-лиги, это точно. Мне кажется, отец поторопился, написав заявление об уходе. Ту задачу, которая перед нами ставилась, мы бы решили спокойно. Не знаю, почему Юрий Палыч поторопился в тот момент, уйдя самолично. Никто его не выгонял оттуда. Думаю, он написал заявление об уходе на эмоциях. Однозначно поторопился. Нужно было по окончании сезона принимать решение.
— Писали, что Юрия Палыча с его тренерским штабом дагестанские болельщики считали чужаками.
— Это неправда. К нам великолепно относились.
— Когда вы стали главным в «Мордовии», писали, что Юрий Палыч подключил свои связи, чтобы вас взяли на эту должность.
— Да ну, это ерунда какая-то. Какие-то неправдоподобные слухи.
— Помните тот день, когда Юрий Палыч вам сказал, что его опять зовут в «Локомотив» в 2016 году? Какие у него эмоции были?
— Я в то время работал в «Знамени». Да и то, я это узнал не от него, а от кого-то в городе. Так что про его эмоции точно ничего сказать не могу.
— В последнее время стали чаще видеться?
— Мы иногда приезжаем друг к другу, но он любит тишину, быть наедине с самим собой, чтоб никто не мешал. Так что я не могу сказать, что видимся прямо-таки часто. Все-таки он в Москве, я — в Краснодаре.
— А как он сейчас вообще хочет продолжить карьеру? Быть может, у него были какие-то предложения?
— Это, опять же, лучше к нему. Со мной он в ежедневном режиме своими планами не делится.