Fan ID не даст ничего, кроме удара по посещаемости и огромных трат. Наш футбол стерилизован и без новой системы
О внедрении Fan ID на игры чемпионата России говорят два последних года. Боссам нашего футбола (и не только его, — понятно, что запустить систему хотят немного другие люди) слишком понравился домашний ЧМ: и система паспортов болельщиков, с помощью которых легко было не пускать на стадионы тех, кто мог испортить впечатление у дорогих иностранных гостей.
Конечно, процесс отбора был не прозрачным, а иногда откровенно невнятным. Но всем, кто имеет хоть какое-то отношение к фанатскому движению (например, дружит с его представителями), в курсе иногда совершенно абсурдного давления со стороны силовых структур перед началом турнира.
Якобы потенциально опасные и якобы радикальные слои населения (про фанатов принято думать именно так) будут контролироваться с помощью обязательной базы данных, от которой болельщикам, если он хотят попасть на матчи РПЛ, никуда не деться. Слушайте, ну это просто мечта. Разве удивительно, что РФС и лига снова возвращаются к этой теме?
Fan ID на чемпионате мира был оправдан. В случае с РПЛ это бред
Недавние события в Австрии, да и вообще мировая история последних лет не оставляют вопросов, почему Fan ID реально рабочая схема на время проведения больших национальных турниров. Во-первых:
- система упрощает иностранным болельщикам посещение чужой страны (не нужна виза);
- во-вторых, с ее помощью легче отслеживать массовые перемещения.
Очевидно, ни то, ни другое не являются актуальной проблемой для чемпионата России. Зато в РПЛ плохо с другим.
С посещаемостью. Несмотря на государственное финансирование подавляющего большинства наших клубов, играют они по большому счету для себя. Проблем с заполняемостью трибун нет только у «Спартака» и «Зенита». Даже на самый успешный в этом веке в России ЦСКА ходят так себе.
Fan ID — еще одно лишнее препятствие на пути зрителя. К нашей футбольной погоде, уровню команд и вытекающим отсюда результатам в еврокубках добавляется необходимость оформлять еще один документ. Слава богу, теперь говорят только о цифровом формате.
Выбор в пользу концерта условной «Земфиры» очевиден. Перед ним хотя бы не надо доказывать, что ты идешь просто слушать музыку и шуметь на танцполе.
Наши фанаты дают повод для ужесточения? Чем? Проводами «Спартака» в Тулу?
В 2020-м фанаты и близко не способны повторить что-то похожее на выступление на Манежной площади, которое произошло в 2011 году. Во-первых, с того момента существенно изменился уровень жизни: а вместе с ним и резкость общественных реакций. Во-вторых, болельщиков и активистов правого толка просто стало кардинально меньше.
Какую из последних фанатских выходок, которую следовало бы пресечь, можно вспомнить? Оскорбления Дзюбы, за которые болельщиков отлавливали по всему Петербургу перед матчем «Зенит» — «Спартак»? Баннер «Живе Беларусь», из-за которого люди из ЦСКА получили бан? Или преступные пиро-проводы фанатами «Спартака» своей команды в Тулу?
Ничего не скажешь, серьезный уровень радикальности.
Российские фанаты давно смирились с сегрегацией: рубятся на полянках и в лесу, а вокруг стадионов и внутри их не устраивают ничего и близко похожего на то, что творилось в начале нулевых. Fan ID не предотвратит ничего, что бы стоило предотвратить.
Тем более что при таком рвении силовых структур совсем подозрительными кажутся обещания (об этом сообщалось пока только в СМИ) обнулить «черные списки» (видимо, речь идет о уже забаненных фанатах) при введении Fan ID. Как-то совсем не вписывается.
Самое главное — сколько это будет стоить
Fan ID не только бесполезен и помешает обычным болельщикам, он еще и дорогой. Полтора года назад мелькала цифра в 6 миллиардов рублей. Фанаты ЦСКА обыграли это на баннере, рассердив людей в РПЛ:
«6 млрд рублей — внедрение Fan ID или годовая пенсия для 35714 человек, 4 новых роддома, 7 новых школ, 1 современная онкобольница или 31 новый детский сад».
Действительно ли стоит вводить Fan ID в условиях ослабленной коронавирусом экономики? Да и вообще, требует ли этого ситуация, когда стадионы заполняются на 25%? История с пандемией явно не заканчивается: ноябрьская статистика заболеваний в нашей стране бьет все рекорды.
Или это максимально удобный момент, поскольку для пресечения любой акции можно будет использовать предлог борьбы с коронавирусом?