Шандор Варга: «После смерти Тишкова меня предупредили — нужно работать аккуратнее»
На факультете «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA прошла лекция известного футбольного агента Шандора Варги. После нее он ответил на вопросы журналистов, рассказав кучу интересного про Кокорина, Алексея Миранчука и даже Роя Ходжсона.
— Шандор, для начала о самом громком российском трансфере: у Алексея Миранчука есть перспективы в Италии? Он станет топом?
— У него есть все данные для этого. Тем более Алексей выбрал очень хороший, подходящий клуб. Уверен, в «Аталанте» он будет развиваться.
— А что скажете про Антона? Возможно ли, что братья Миранчуки скоро будут играть в одной лиге?
— Да. После трансфера Алексея Антон стал более мотивированным как в «Локомотиве», так и в сборной. Он большой молодец, очень талантливый игрок.
— Кого еще из России видите в Европе?
— Здесь очень много способных игроков, даже если брать молодежную сборную. Другой вопрос, как они будут развиваться. Я против частых и обязательных переходов перспективных молодых игроков. Почему, например, не попробовать выиграть с тем же ЦСКА Лигу чемпионов?
Я не вижу такого российского футболиста, которому надо прямо убегать из РПЛ, чтобы развиваться.
— Кузяев остался в России — чем это обусловлено?
— Если честно, мне симпатична эта история. Если бы перед Кузевым стоял вопрос о переходе в топ-клуб — «Барселону», «Сити», «Реал» — это одно. Естественно, он бы туда пошел.
Но если предложения делали средние команды, где он бы заработал чуть больше денег, то здесь не нужно переходить. Надо идти туда, где тренер тебя действительно ждет. Возможно, не сошлись какие-то желания Кузяева и тех клубов, которые ему предлагали контракты.
— В истории с Кокориным и тюрьмой отчасти виноваты его агенты?
— Да. Футболисты часто совершают необдуманные поступки. И агенты в такой ситуации должны костьми ложиться, разбиться, защищая своих клиентов. Им нужно было сделать все, чтобы Кокорина простили. Например, моментально подготовить извинения.
Агентская работа заключается еще и в том, чтобы не допустить таких ситуаций. Нужно воспитывать футболистов. В этом случае я ничего такого не увидел, агенты плохо сработали, допустили большую ошибку. Нужно сделать все, чтобы оставить клиента чистым, а они сидели гордые.
— У сборной России не лучший период — ваш товарищ Черчесов надолго в национальной команде?
— Ну, я ему найду работу в случае чего, хаха! Черчесов — хороший тренер, принципиальный человек. Для сборной России он идеально подходит. При всем уважении к Фабио Капелло и Гусу Хиддинку, Черчесов больше всех иностранцев нужен нынешней команде.
Как тренер Стас подготовленный, он может выбрать любой клуб. А то, что он сделал в сборной, — отдельная история. Я помню, как его критиковали перед ЧМ — и песни пели, и стихи сочиняли про его увольнение. А потом сборная висела на волоске от финала чемпионата мира! Хорватов могли пройти — англичан, уверен, обыграли бы и вышли бы в финал.
Могут ли повлиять блеклые игры в Лиге наций на решение отстранить Черчесова от сборной? Ну, не исключено, потому что всегда на первом месте результат. Но, слава Богу, люди, которые принимают решения, понимают — Черчесов создал эту команду. Знаете, я его поздравляю с победой, а он мне отвечает: «Служу России». И он не шутит!
Конечно, если результатов не будет, он сам уйдет, я уверен. Если почувствует, что уже не может принести пользу команде по какой-то причине — не будет задерживаться во главе сборной. Я просто знаю моральные качества Черчесова. Даже если в РФС смогут найти тренера получше, в этом аспекте его никто не превзойдет.
— Самый талантливый русский/советский игрок в вашей агентской карьере?
— Я назову Канчельскиса. Андрей был невероятно умным игроком — не зря сам Алекс Фергюсон в своей книге написал, что он лучший правый хавбек его «МЮ». И это притом, что на этой позиции выступали такие глыбы, как Бекхэм и Криштиану Роналду!
— Бывали случаи, когда вы советовали клиентам не совершать те или иные переходы, но они стояли на своем?
— Да, скажем, Рой Ходжсон в 2007-м возглавил «Фулхэм». Но вообще-то мы уже почти подписали контракт с киевским «Динамо». И тут прилетело предложение из Англии… Я сразу сказал Рою, что это безумие, но он согласился, причем контракт был на меньшие деньги.
Рой не работал в АПЛ и очень хотел попробовать. Поэтому не упустил свой шанс, хотя у «Фулхэма» была сложнейшая задача. Надо было выиграть 5 матчей из 6, чтобы не вылететь. И Ходжсон справился! Несмотря на все риски.
— Говорят, что в России агентский бизнес тесно связан с криминалом. Вы когда-нибудь сталкивались с подобным?
— После смерти Тишкова меня предупредили — нужно работать аккуратнее. Но я не особо испугался, хотя и понимал серьезность ситуации. В нашем деле всегда много риска.
— Как поживает ваше агентство, какие планы на будущее?
— Я собираюсь расстаться с Base Soccer Agency, у нас есть ряд разногласий. Основные связаны с тем, что мы уже 4 года не можем открыть филиал в России. Поэтому я хочу открыть собственное агентство, построенное на моих принципах. И сделать это здесь, в Москве. Москва — моя любовь.
— Получите российское гражданство для этого?
- Меня как раз при въезде в Москву помучили на границе… И я действительно задумался о том, чтобы получить гражданство России. Тем более я родился в Советском Закарпатье, закончил московский вуз, служил на балтийском флоте. Жена — русская, дети — русские, внуки — русские. У всех есть гражданство, только у меня нет.Есть многократная виза-приглашение от РФС и Олимпийского комитета, но в этот раз мне сказали, что я не могу въехать в страну. Потому что сейчас все более строго, должны быть какие-то списки. Пришлось будить друзей из РФС в 2 часа ночи. Они сказали до утра посидеть, а утром все будет решено. И меня уже начали узнавать пограничники, просить автограф, разговаривать. Чуть позже спросили, нет ли у кого-то из моих родственников российского гражданства. Я сказал: «у всех, кроме меня». Ну и все, тогда решили вопрос с помощью свидетельства о рождении дочери.
— В чем минус современных футбольных агентов?
— Сейчас все чаще агенты представляют не футболиста, а свой карман. Так случается, когда ты получаешь зарплату от клуба, а не от игрока лично.
У одного моего футболиста была ситуация, когда его бывший агент заплатил медперсоналу клуба, куда он переходил, чтобы те нашли в его колене проблемы. Специально, чтобы трансфер сорвался. Он это сделал, потому что его не устраивали условия клуба, хотя игрока все устраивало. И я предложил этому футболисту работать напрямую, он сначала не хотел. На что я сказал: «Тебя разве устраивает то, как с тобой работали раньше?». Игрок все понял — мы договорились.
Я к тому, что, к сожалению, в нашу профессию пришло очень много людей с плохими моральными качествами. И у них материальные блага на первом месте. Ну и, конечно, многие футболисты сами непонятливые, их приходится учить.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.